Как заработать на российском кино много денег
ipaat — 26.12.2013 Не так давно я довольно подробно рассказал, почему в России нет смысла заводить свою кинокомпанию. В этот раз поступлю наоборот – поведаю, как разбогатеть на кинопроизводстве в России.Сразу скажу, что отойду от своего обычного принципа описывать в ЖЖ свой собственный опыт – в проектах, о которых речь пойдет ниже, я не участвую принципиально. Однако это настолько распространенная схема, что любой работающий в кино хотя бы пару лет, с ней обязательно столкнется. Так что волей-неволей, но я о ней неплохо наслышан, и, если какие-то технические детали мне не ведомы, смысл я донести могу…
Собственно, описывать схему в деталях, я не вижу смысла. Приведу лишь один простой пример из реальной жизни, который имел место относительно недавно.
Хозяин одной из крупнейших в конце 1990-х – начале 2000-х годов кинопроизводящей компании, заработав определенное имя и себе, и своей компании, пошел в крупный банк (отмечу – не российский). Договорился там о кредите в 20 миллионов долларов на съемки высококачественного и потенциально высокоприбыльного сериала. Взял кредит, но не отдал. Когда к нему пришли банкиры, объяснил, что производство оказалось дороже, чем предполагалось изначально. Что получается очень хорошо (даже показал им что-то из рабочего материала). Но для завершения работы нужно-то всего-ничего – еще 20 миллионов долларов. Банкиры почесали репу и… дали. Владелец студии забрал себе и эти деньги, перевез семью в США, продал значительную часть студийного оборудования (в которое, кстати, в момент расцвета российского кинематографа в начале 2000-х было вложено несколько миллионов долларов), и… не отдал банкирам денег. Те за ним бегали-бегали, наконец застукали его помощника. Мол – где деньги? Знаете, что тот ответил банкирам?
- Ну, вы от нас хотите – мы банкроты. Да и потом вы же из 40 миллионов 10 себе откатом забрали? Забрали. Так что о чем тут говорить. Не думаю, что для вашего банка 40 миллионов такая уж большая сумма (а банк и вправду большой). Думаю, вы без труда найдете, как ее списать…
На том и разошлись.
Ну, что скажете? Понравилась схемка-то?
А теперь внимательно присмотритесь к тем проектам, что тут и там возникают на разных сайтах новостей о кино. Дескать – запускаемся с супер-пупером, актеры – все сплошь звезды, музыка – вообще не наслушаешься, бюджет – Голливуд отдыхает. Вот вам наш трейлер, вот еще один, вот так мы снимали в Праге, вот так – на Южном полюсе (почувствуйте размах и качество!). Вот фотопробы актеров, а вот какой у нас чудный пластический грим! Следите за новостями на нашем сайте!
Ну, неужели вы такое никогда не видели или ни о чем подобном не слышали?
Слышали-видели? Значит – сработало. Выдержав паузу, проплатив несколько статей в каких-то изданиях посерьезнее Кинопоиска, Кино России или Фильмпро, продюсеры сих проектов идут к очень важным людям и просят денег на кино. Говорят, что всё будет супер-пупер, актеры – все сплошь звезды, музыка – вообще не наслушаешься, бюджет – Голливуд отдыхает. Показывают пробы, трейлеры, ролики. Особый шик – фильм о фильме. Пускай еще и не снятом, зато уже видно – блокбастере. Еще один козырь – 3D. Мало козырей? Добавим мистики – неопубликованные записки известного писателя легли в основу нашего сценааааариииияяяяя…
Важные люди чешут репу, спрашивают «сколько?». Продюсеры говорят 30% (цифра условная). Важные люди чешут репу, считают, сколько процентов из этих процентов они раздадут, а сколько останется им, и говорят «по рукам». Издают приказы по своим важным организациям или банкам, выдать кредит такому чудесному и нужному проекту.
Как понимаете, через годик выясняется, что проекту не хватает денег, продюсеры вновь идут к важным людям (чаще уже к другим, а старым твердят – потерпите еще чуть-чуть), берут еще кредит. Через годик…
…Когда российские «важные люди» заканчиваются, можно пройтись по иностранным. Презентации, вечеринки, шик-блеск, громкие имена, псевдосотрудничество с голливудскими студиями – всё идет в ход. И – обещания, обещания, обещания. Назначение даты премьеры, потом ее перенос. Назначение-перенос. Реклама-реклама-реклама.
Продолжать? Думаете, так не бывает? Ха! Я сам знаю проект, который таким образом «снимается» без малого десяток лет. Актерский состав там сменился уже раза три (в зависимости о конъюнктуры «медийных лиц»), а вот продюсер (он же режиссер) – один. А «спонсоры» у него настолько солидные, что здесь я их упоминать не буду. Вообще, зря вы всё это прочитали – «спонсоры» эти без труда вас вычислят, если посчитают нужным ;-)
Короче говоря, принцип «потерпите немного и ваша щетина превратится в золото», находит удачное применение не только у героя Павла Кадочникова, но и у вполне конкретных продюсеров или тех, кто себя таковыми называет…