Как я вкатился в споттинг. 2022 год


На самолёты я засматривался ещё со времён, когда купил себе мыльницу-ультразум и пробовал снимать самолёты на эшелоне. Снимая железнодорожный трафик в окрестностях платформ Мичуринец и Переделкино в 2012 году, я обращал внимание на изобилие советской техники в лице Ту-154 и Ту-134, прибывающей во Внуково. Но дальше спонтанных подсъёмов из-под глиссады дело у меня не шло. На зеркальную же камеру самолёты я снимал редко и в основном за компанию с кем-то, как правило Петей

И вот в 2022 году у меня произошло полное переключение с темы ЖД на авиационную. И получилось так, что переключился не только я, но и мой близкий друг Володя. В последние годы практически все мои съёмочные выезды были вместе с ним, и нашим тандемом мы продолжали время от времени проведывать милые сердцу места. Делали это мы всё реже, потому что уже давно канули в прошлое какие-то интересные или редкие темы, за которыми можно было бы сорваться ни свет ни заря навстречу рассветам и туманам. Снимать мы стремились то, что хотя бы выглядит опрятно, как новенькие ТЭП70БС с "Ласточками". Я продолжал бродить по московским улочкам и снимать новенькие трамвайные вагоны. Но как же среди этого всего нашлось место самолётам?
Ещё в апреле 2022 года я запланировал себе отпуск с 10 мая и по 27 мая. Я составил целый список всего того, что мне было бы интересно снять на ЖД. Шутка ли, самый лучший период для съёмки, самые сочные краски, плюс ещё и летние температуры, всё цветёт и благоухает, и я специально не брал отпуска в 2021-ом году, чтобы побольше отгулять их в 2022-ом. В основном, конечно, я грезил редкостями на подъездных путях, которые располагались на отдалении от Москвы, и ехать их высиживать я планировал с палаткой. Мой расчёт был идеален: после долгих майских праздников сразу начинался отпуск, и успев расслабиться на майских не нужно было снова включаться в работу, а можно было продолжать расслабленно думать о приближающемся лете! Именно в таких мыслях (пытаясь не думать о продолжающемся и отнюдь не собиравшемся заканчиваться конфликт в нескольких сотнях км от меня) я и ждал май.
На майских праздниках я снова посетил Калугу со своими родителями. Снова мы гуляли по её улицам, очень похожим на московские, наблюдали привычную расслабленную жизнь, окидывая окрестности с крутой набережной Оки, возвращаясь в гостиницу под мерный гул троллейбусов, спешащих в парк... Но на обратном пути погоду начало лихорадить — шквалистый ветер с ливнями сменялся солнечными пятнами, и всякий раз через небо прокидывалась огромная радуга... А после 9 мая, в первый день моего отпуска температура на улице упала до +6 днём, а прогноз погоды на ближайшие 2 недели давал весёлые цифры, не превышающие 15 градусов. И я понял, что я не угадал... Сказать, что мне было обидно — ничего не сказать. Когда на улице 27 градусов, а ночью 15, это ОК, но когда на улице днём 15, постоянные дожди, ветер, а ночью и вовсе +6, то это, что называется, гуляй Вася, жуй опилки. А альтернативы на случай плохой погоды у меня заготовлено не было. Что делать?
Я стал выходить грустить на ЖД в родное Дегунино, как делал пару лет назад в период самоизоляции и ковида. И как-то раз я заметил, что на Шереметьево пошёл Аэроэкспресс ЭШ2 в четырёхвагонной составности. Меня удивило подобное явление, потому что четырёхвагоны на Шереметьево до этого если и бегали, то крайне редко и вне поля моего зрения. И я стал думать, где и как эти четырёхвагоны можно красиво подснять. На улице продолжали уныло стоять холода, не было привычного цветения сирени, и даже черёмуха — и та не спешила раскрывать насекомым свои благоухающие кисти. Всё было вяло, сонно, а солнце изредка радовало своим присутствием. Но а чего оставалось, весь отпуск сидеть дома? И решил я выбираться хотя бы за коротышами-Штадлерами, сначала недалеко, а затем и до самого Шереметьево попробовать добраться, ибо тот перегон до аэропорта мной до сих пор оставался практически неохваченным. Выбирался я совместно с Володей, который также любит двухэтажные Аэроэкспрессы, а также знает места, где эти Штадлеры можно было бы и половить.
И вот мы решились — выбрали солнечный денёк, сели на электричку и доехали до Шереметьевской. Стали ходить по посёлку. Володя вспоминал, как тут было раньше, как он с друзьями ездил зимой в 90-е в детстве посмотреть на самолёты и пробирался по сугробам через поле, минуя ручей, едва подёрнутый льдом. Сейчас ничего общего с тем временем не осталось, лишь высоченные дачи генералов с камерами по периметру. Ориентировались в посёлке мы с трудом, несмотря на его квадратно-гнездовую структуру. Но всё же мы вышли к тропинке к посёлку Нефтяников, перешли по ней через овраг и попали в сам посёлок. В нём я был впервые, и меня поразил уют его малоэтажных домиков сталинских времён, чистота, утопающий в зелени отреставрированный дом культуры и дворики, как в детстве. Только вот практически все встреченные на улице прохожие были гражданами Средней Азии. Пройдя через посёлок, мы вышли к полю и стали огибать его по периметру. Вышли к заброшенным самозахватам, продираясь через дикие стихийные вишнёвые сады, и совершенно внезапно тропинка через заросли вывела прямо к забору вдоль ЖД. И нашему взору открылась соединительная ветвь к северному терминалу! Я слышал о ней, но никогда не задумывался о том, чтобы как-то на ней поснимать или исследовать. И вот совершенно неожиданно я оказываюсь рядом.
На соединительной ветви активно велись работы: десятки людей в салатовых жилетах елозили лопатами по земле и засыпали чернозёмом обтянутые сеткой склоны. Работала строительная техника, поднимая в воздух клубы пыли. А рядом в паре сотен метров каждые несколько минут садился какой-то самолёт. Володя предложил встать прямо под глиссаду и послушать звуки, которые оставляют после себя самолёты при посадке. От спутных следов, остающихся от законцовок крыльев и закрылков, исходит очень необычный звук, похожий на то, что кто-то крутит в воздухе огромным извивающимся хлыстом, готовясь нанести хлёсткий удар! Громче всего эти хлысты были слышны после посадки Боингов-777, и Володя назвал эти звуки "воздушными змеями". Словно действительно некие невидимые извивающиеся гады проносились мимо в десятке метров над головой, при этом ещё и недобро шипя! Погода была ветреной, что не мешало воздушным змеям давать о себе знать. А может быть, ветер наоборот лишь способствовал их непонятной нам игре...
И именно тогда я и решил попробовать идущие на посадку борта. Естественно, я ещё не вёл их учёт ни по номерам, ни по рейсам, я просто снимал. Позже, научившись снимать грамотно, я решил не удалять свои самые первые снимки, чтобы было понятно, с чего я начинал этот путь. И вот я и знакомлю читателей с самым началом.
1. Airbus A320 Aeroflot, SVO (UUEE), 13.05.2022

Необычный серебристый самолёт привлёк моё внимание. Им оказался аэрофлотовский А320 в ливрее Skyteam. Ирония в том, что к тому моменту альянс SkyTeam уже 3 недели как приостановил своё сотрудничество с Аэрофлотом, а напоминание в виде ливрей самолётов осталось. И по сей день борта имеют эти исторические ливреи.
2. Airbus A320-214 RA-73749 Aeroflot, SVO (UUEE), 13.05.2022

Обратил я внимание и на то, что все самолёты российских авиакомпаний, прибывающие в Шереметьево, уже имели свежую нанесённую регистрацию, начинающуюся на RA. Что характерно, российскую регистрацию самолётов я видел и раньше, к примеру ещё в 2013 году, когда высоко в небе на эшелоне снимал Boeing 757-200 Vim Avia. Почти все самолёты российских авиакомпаний же имели регистрацию либо на Бермудах (VP), либо в Ирландии (EI). Делается это для удешевления регистрации самолётов, уменьшения выплачиваемых налогов и пошлин. С одной стороны вроде бы profit, но только вот именно это вышло боком нашим авиакомпаниям, когда в марте уходящего года самолётики попали под санкции. В спешном порядке аэрокомпании оформили бортам двойную регистрацию, но лишь тем, кто успел вернуться из-за границы. Часть бортов так и осталась арестованными в других странах.
Мне нравились облака и то, как самолёты выглядели на их фоне. Поэтому я стремился показать величие облаков и не акцентировал внимание на самом самолёте. Вот на посадку идёт Боинг-777 компании Россия.
3. Boeing 777-300 Rossiya, SVO (UUEE), 13.05.2022

Но мы снова отошли под глиссаду, и следующие снимки я снова делал из-под неё.
4. Airbus A320-214 RA-73774 Aeroflot, SVO (UUEE), 13.05.2022

Я тяготел к большим самолётам — их пролёт над головой всегда захватывающее зрелище! Да и после них всегда оставались громкие воздушные змеи. Вот на посадку идёт аэрофлотовский В773 (Boeing 777-300).
5. Boeing 777-3M0(ER) RA-73148 Aeroflot, SVO (UUEE), 13.05.2022

Маленьких самолётов типа А320 было большинство. Серая окраска Аэрофлота довольно быстро начинала бесить: во-первых, я ненавижу серый цвет, а во-вторых, сами самолёты в аэрофлотовской ливрее напоминали моих ненавистных птиц — голубей. И буквально в тот же день за Аэробусами А320 и А321 Аэрофлота закрепилось прозвище — "голуби". После этого многие самолёты получили у нас своеобразные прозвища, о которых я ещё расскажу.
6. Airbus A320-214 RA-73767 Aeroflot, SVO (UUEE), 13.05.2022

Следом на посадку шёл А321neo компании Nordwind. При порывах бокового ветра самолёт ощутимо мотыляло, что придавало моменту особый шарм.
7. Airbus A321-253N RA-73323 Nordwind Airlines, SVO (UUEE), 13.05.2022

Но огромные борта больших самолётов прямо над головой впечатляли сильнее...
8. Boeing 777-300(ER) RA-73146, SVO (UUEE), 13.05.2022

Неведомо зачем занесло в наши края белого красавца Airbus A330-200 компании I-Fly. На фоне облаков белый силуэт самолёта смотрелся очень красиво...
9. Airbus A330-223 RA-73688 I-Fly, SVO (UUEE), 13.05.2022

10. Airbus A330-223 RA-73688 I-Fly, SVO (UUEE), 13.05.2022

Небо затянули фактурные облака, солнце скрылось, а я впервые поймал в объектив борт компании Smartavia. Для меня это было что-то новое, хотя по факту это ребрендированный Нордавиа.
11. Boeing 737-86N RA-73653 Smartavia, SVO (UUEE), 13.05.2022

Тучи были дождевыми. Где-то совсем рядом проливали дожди, но нас они зацепляли лишь самым краешком. Это было кстати, потому что зонтов у нас не было, а укрываться было негде... И вот совсем рядом с нами возникла радуга. Но она была непривычно низкая, словно самым краем возвышавшаяся над землёй. И над этой радугой я решил снять садящийся самолёт. Очень летнее воспоминание...
12.

13.

Мы потихоньку стали собираться в сторону дома. В пути нас снова поднакрыл дождь, но снова краешком, потом снова была радуга, на фоне которой я уже снимал Аэроэкспрессы. И с таким позитивным радужным настроем и закончился этот светлый день. А уже дома я снова застал радугу, довольно мощную, но безразрывно ассоциирующуюся у меня с летом.
14.

Шли дни, мы с Володей решили исследовать съезд с Шереметьево к северному терминалу и вскоре застали там тестовое движение. Об этом я сделаю отдельный рассказ. Ну а изучая по радару трафик в Шереметьево, я обнаружил, что на постоянной основе в SVO стали летать Ил-76 компании Волга-Днепр. Раньше роль грузовых самолётов выполняли Боинги 747 Air Bridge Cargo, но с марта месяца их приземлили и поставили в запас, но всякое добро из Китая возить всё равно чем-то нужно. И на помощь пришли эти советские самолёты. Хоть и выпущены они в России, разработаны всё равно в далёкие 60-е годы. Их мы с Володей стали называть "совы". У совы короткое туловище, размах крыльев шире, чем её длина; сама сова сутулится, горбится, но при этом улыбается. Самолёт харизматичный, а ливрея Волги-Днепр ему очень к лицу, к тому же ливрея глянцевая, чистая. И вот как-то сижу я дома, грущу, но вижу, что из Барнаула в Москву летит сова! Я вовремя её срисовал и пошёл на электричку. Там от Шереметьевской пешком через Нефтяников, в общей сложности дошёл где-то минут за 35. Ветер жуткий, пасмурно, но я одержим идеей поймать сову! Мог ли я подумать, каким баяном это станет уже в самом скором времени. Но на тот момент оно им ещё не стало.
15. Ilyushin IL-76TD-90VD RA-76952 Volga-Dnepr Airlines, SVO (UUEE), 24.05.2022

16.

На ветру я довольно быстро замёрз, поэтому не стал особо долго задерживаться, да и дождик накрапывал и норовил согнать меня с позиции. Отпуск мой уже подходил к концу, а температура как-то не очень спешила возвращаться в норму. Что иронично, потепление должно было прийти аккурат к моему выходу на работу. Я грустил...

На следующий день я снова отследил сову и снова решил поймать её, но уже по более выгодным световым условиям. Поехали на охоту мы вместе с Володей. Но увы и ах — пока мы ехали в электричке, небо снова затянуло облаками, стало мрачно. Мы самоотверженно дошли знакомой дорогой до Нефтяников, но постоянно ходить пешком до тех мест было всё-таки напряжно, хоть и полезно для здоровья. Ветер. Холодина. Лишь чай из термоса возвращает к жизни. От ветра прячемся в углублениях в земле...
17. Ilyushin IL-76TD-90VD RA-76951 Volga-Dnepr Airlines, SVO (UUEE), 25.05.2022

Чтобы не уезжать с единственным кадром, решаю нащёлкать ещё всякого-разного.
18. Boeing 737-82R RA-73316 Nordwind Airlines, SVO (UUEE), 25.05.2022

Повезло нам увидеть и серо-оранжевый грузовик B752.
19. Boeing 757-223(PCF) RA-73355 Aviastar-TU, SVO (UUEE), 24.05.2022

И буквально следом второй грузовик, теперь уже в лице жёлтого Ту-204. Ранее борт имел надпись DHL и летал в Лейпциг, но из-за известных событий DHL из России ушла, а самолёт так и остался жёлтым, но, лишившись символики DHL, стал летать в Китай и на Ближний Восток. Сейчас на него нанесли синюю надпись Cargo, и западнее Новосибирска этот самолёт больше не залетает.
20. Tupolev Tu-204-100C RA-64024 Aviastar-TU, SVO (UUEE), 24.05.2022

Мы пошли в сторону Шереметьевской вдоль ЖД, решив напоследок глянуть вид с ЖД-эстакады чётного пути. Тучи сгущались, в нашу сторону шло огромное дождевое пятно. Успев оценить вид, мы поспешили на платформу, и тут поднялся шквалистый ветер и зарядил мощный ливень! К тому моменту мы уже были под крышей навеса. И уже на обратном пути в электричке по радару я увидел, что рейсом W5098 на Москву из Тегерана пришёл А340-300, редкое явление, уникальный самолёт для наших краёв. И я понял, что имеет смысл отслеживать вообще всё, что прилетает к нам, чтобы вовремя реагировать на это и пытаться поймать.
А дальше кончился мой отпуск, но я к тому времени уже реанимировал свой велосипед. Мы с Володей стали совершать пробные вело-выезды на споттинг. Но об этом уже в следующих отчётах. Вот таким было моё начало. Спасибо за внимание!
|
</> |