Как я перестала заботиться о чужих взглядах
yanina — 16.10.2017
Было
Стало

Очень личный текст, не выложить который я не могу, видимо пришло время "пропотеть"
Итак, что, собственно стоит за таким простым, на первый взгляд, лозунгом - "Одевайся, выражая внутреннее"
На фотках понятно дело - было/стало, понятно где что без описаний)))
Надеюсь я кому-то хоть немного помогу этим приступом внезапной откровенности))
«Как я перестала заботиться о чужих взглядах»
В названии текста нет ошибки, как может показаться.
«Забота - мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н.» - я действительно переживала – не доставит ли мой внешний вид неудобств окружающим? А вдруг кто-то поранит глаза о мои «толстые» руки или «темные» круги под глазами или «бледные» ноги весной? Ай яй яй.
Ниже будет огромная телега о том, как мне удалось завалить этого демона, наконец начать выглядеть так, как мне хочется и прийти к тому, что бы на этом тернистом пути помогать другим.
**
Сколько я себя помню, - всегда одевалась для услады чужих глаз.
С рождения в то, что “достали”, потом бабушка, подробно и инициативно рассказывала мне как выглядеть правильно и что мне “идет”, потом я вышла замуж и оказалось на семь долгих лет в ситуации, которую тогда считала нормальной - муж ходил со мной по магазинам, выбирал мне одежду, мог сказать, что не пойдет со мной гулять в купленной мной для себя майке (и майка печально уплывала в гардероб подруге) говорил, что “женщина должна носить каблуки, быть блондинкой, выглядеть “прилично”.
При этом вещный мир я любила, легко находила с ним общий язык и с тоской провожала взглядом паровоз моды, который уходил от меня всё дальше.
Единственной отдушиной для меня была возможность давать информацию знакомым, - что купить, где купить, с чем носить, зачем эта вещь нужна конкретному человеку, одеваясь «под мужа» я одновременно помогала одеваться подругам – комфортно, осмысленно с присутствием коммуникационного кода. А себе позволить не могла, и вялотекуще страдала.
Однажды мы ехали на свадьбу к приятельнице, и супруг убедил меня, что в белой рубашке и черной юбке карандаше я буду неотразима.
Весь вечер гости просили меня “подлить и наложить еще оливье” - все они принимали меня за официантку.
Я читала замечательные современные книги, ходила на открытые лекции и хипстерские фестивали, в дизайнерские магазины - бесконечно рефлексируя - “А ведь могла бы выглядеть так, что эта часть моей жизни была видна другим” – что бы мою внутренюю историю можно было читать с первого взгляда.
В итоге я развелась, не из-за одежды, конечно, и тогда я еще не могла оценить какую важность будет иметь для моей жизни этот опыт впоследствии.
Развелась… и оказалась в полной растерянности.
Окей, наконец я могу носить всё, только не очень понятно - что?
Я действительно не могу сообразить, как выразить себя через одежду.
Попробовала поискать помогающих специалистов в этой сфере, но не нашла ничего - все их советы приводили к слишком унифицированному результату - спасибо, одеться как “инстаграм-девушка” и сама могу, просто зайдя в пару больших магазинов массмаркета. И это в лучшем случае - в худшем - читала всё это неуловимо знакомое, вызывающее зевоты и тоску, да ладно бы неуловимое - а очень даже знакомое - словно все эти “Носить бежевые лодочки, кашемировое пальто и ни в коем случае не резать себя горизонтальными полосками, ведь каждая женщина ХОЧЕТ выглядеть худее и моложе” писал мой бывший муж.
Так я случайно промониторила рынок и сказала себе “Не верю, что ты такая одна, не знающая куда податься со своей буйной харизмой”.
И начала работать.
Тут мне следует прервать повествование, что бы перейти к самой важной его части, хоть и не очевидной – как работа сделала меня человеком по-настоящему положившим ледяной болт не только на мнения других, но и на внутреннее чудовище, оравшее что я жирная, старая, скучная никому не нужная тетёха. И последнее было настоящей кровавой битвой, хоть и снаружи было тихо, так тихо – слышно пук комариный.
До сих моя эта победа не очень то видна окружающим, может быть еще и вследствии сложившихся стереотипов
Для абсолютного большинства людей такая позиция «одеваться в макабрическое, колдунское, саркастическое» – это болезненная броня, а не спокойствие, осознание, выбор и мир внутри (По аналогии – у нас доброту принимают за слабость. Если ты не бьешь в рожу в ответ – то только потому, что ты слаб, не можешь физически или боишься расплаты, но никак не потому, что ты сочувствуешь чуваку, ты не хочешь умножать бессмысленную агрессию, и проучить/наказать его не хочешь по своим причинам).
Очень трудно понять, что выбор «быть не милым, не привлекательным для всех» – не агрессия, не защита, не отрицание или подавление, а просто спокойное следование тому, что тебе нравится. Тем более, что так получилось, что визуально черное, лохмотья, цветные волосы и паучки – все что я люблю – это, скажем, семиотически у нас засчитывается (оценочно и привычно) в пассивно-агрессивные части кодов.
А вот если бы я была в бежевом кашемире, локонах медового цвета или в светлых конструктивистских льнах и короткой стрижке, даже, может быть, с андеркатом! – то даааа, конечно, вот женщина - дзен и благодать.
Другая проблема касается уже меня лично – подчас пытаюсь вспомнить моменты слабости, боли, разочарования, откаты назад, самобичевания … и не могу! Какие-то когнитивные механизмы самосохранения как ластиком стирают их, архивируют и убирают на дальнюю полку, мне самой хочется видеть себя только стальной, но пасран! Либерте – Эгалите – Фратерните!
Даже свои приступы булимии я романтизирую – ах надо же, болезнь принцессы Дианы – как будто не было слез над унитазом и запихивания в себя второй котлеты, потому что жги сарай еби гусей – я же итак урод, а котлета вкусная, ррраз и эндорфины.
Мне кажется, что принятия себя таким какой ты есть – с не очень заметной талией и отсутствием ключиц – каким-то образом напрямую связано с освобождением от важности чужого бесценного мнения. (Смотрите – вам очевидно, как – да? А мне нифига. Тоже «звоночек»)
Но, оно все равно в тебе, как споры ядовитой ботаники – я пишу абзац выше, и где-то на задворках сознания плещется мысль ААА алярм!! Ты сейчас напишешь. Что у тебя нет талии…. и ВСЕ увидят, что её нет, а раньше то НЕ ВИДЕЛИ. Даже сама формулировка острожная, трусливая – не «у меня живот» а «нет талии» - наличие заменено на нехватку.
Во мне нет и не будет феминистической истории «забитая страдающая я, отряхивая струпья окровавленной ментальной кожи, ползу к свету». Именно по причине описанных выше механизмов замещения, наверное мне так легче – ок. Не ставить перед собой задач на «непременное преодоление» тоже часть общей стратегии – не переламывай себя об колено – ну хочешь ты в своих глаза сиять и блистать – ну и сияй себе на здоровье.
(Нет, правда. Я перечитала этот текст на предмет «что бы дописать» и вспомнила нечто важное, нутровыворачивающее, о чем тоже хотела бы поделиться, - сходила поставила чайник – ЗАБЫЛА! Три часа мучительно вспоминала – что это было такое, так и не смогла – иголка в яйце, яйцо в зайцЕ или как там)
Вот так постепенно вышло, что за шесть прошедших в начальной точки лет нихрена я не «расцвела», не «поработала над собой» в привычном понимании этих слов, а стала значительно толще, уродливей с общепринятой точки зрения – но!
Никогда, никогда в жизни я не ощущала себя такой счастливой как сейчас – потому что разрешила, вот это «а чо так можно было?!» главный смех и грех моего текущего существования.
Всё пытаюсь логически свести в тексте «принятие себя» и «работу» но не получается, хотя, как и писала выше – связи между ними очень прямые – больше впахиваешь – больше знаешь – больше рассказываешь клиенткам – «Камон! Что значит «нельзя»? Это уже отмерло, все догматы похоронены» и еще нужно аргументировать почему это так - больше думаешь на тему «А я то чего туплю, почему сапожник без сапог?!» - ой, то есть без гармонии.
Так, со скрипом, помолясь-перекрестясь, с помощью писем клиенткам, чтения модной аналитики (которая вот болт клала на все это классификации – хренофикации, зима яблоко груша классик индор хуендор) – там совсем другие законы действуют, социология, тенденции в обществе, сбыт, потребление, маркетинг – вот что нас «одевает» а не весь этот булшит по «можно и нельзя» - так и пришла я к тому что внешность моя это одно, одежда второе, если я действительно могу одеваться без привязки к субъективному восприятию тела – то может и правда дать этому телу и этой голове немножко отдыха? Пусть живет себе, ест, катается на велике, занимается сексом и пьет вино, ничего оно моей одежде не должно – все остальное – про голову.
На середине этого процесса я еще и эмигрировала, думаю это тоже стало одним из решающих факторов – влияние среды. В Европе механизм «оценочного суждения» встроен в людей не так сильно, как в России, тебе максимум сделают комплимент, но чаще всего никто особо на тебя не смотрит.
Так внутри себя я из объекта (за тобой наблюдают, тебя оценивают) превратилась в субъект (я наблюдаю и жадно впитываю, они выглядят иначе, разница есть, я встречаю на улицах вдохновение, замечаю приёмы, которых не встречу в Москве, не потому что хуже/лучше, а просто другая среда, другие методы самовыражения)
Может быть это и есть «кризис среднего возраста» переход из «девушки» в (моем случае сразу) «старуху», минуя остановку «женщина», и это нравится, приятно. Поэтому и возраст свой и его доказательства – морщины, птоз, искажение пропорций и тяжесть в ногах утром – принимаю гораздо легче, чем вес, с которым все еще пытаемся ужиться.
И тут самое время задать вопрос (на который я отвечала миллион раз) – а как тогда одеваться? Если без привязки к «мне идет»? Опираясь только на внутренний фокус, на самовосприятие?
А вот так и одеваться. Мода - система семиотических знаков. Вещи как бы “тиснутся” друг к другу, из разрозненных элементов - фасон, принт, модель, фактура, ткань, крой, материал пуговицы и цвет шнурков - появляется “программный код” замешанный на общем культурном поле, на узнавании той или иной костюмной “метафоры”.
Вся моя работа опирается на логичность приемов, никакой “творческой составляющей” - просто переводчик - вербализатор - из невнятного “хочу примерно не знаю, как” делаю конечный, удобный, реализуемый и очень характерный стиль - а когда есть логика - очень легко быть уверенным в своем выборе.
Я против того, что бы скрывать от клиента инструментарий, оно конечно было бы «магия», но это вынудит клиента приходить раз за разом, а я хочу учить и давать карту для понимания себя в одежде. Мой девиз, которым я искренне горжусь – «Хочу, что бы клиент не возвращался»
Да и как скрывать если мне хочется дать им всё – потому что я бесконечно признательна клиентам, именно они – мой инструмент принятия себя – рассказывая о том, как важно не ориентироваться на чужие глаза им – я каждый раз одновременно рассказываю это и себе.
Они стимулируют меня читать, видеть, изучать новое и преломлять это новое в понимание законов моды, страдать что иногда туго идет, что очень сложно сформулировать что-то существующее, но никем еще не описанное, искать, радоваться внезапным открытиям, а потом вдруг увидеть в ленте фейсбука как кто-то счастливо живет в вещах, которые мы вместе с ним вычислили и нашли.
И еще – бесконечно благодарна моему сообществу
https://www.facebook.com/groups/956925181020779/
- это то пространство, где собираются мои единомышленники, и те, кто хочет и готов уже выходить за рамки «модны в этом сезоне», кто хочет выражать свой мир и позицию не только в разговоре по душам (если до него дойдет дело), но и внешне, кто уже готов уважать свой комфорт, удобство больше, чем привычки других людей.
В нем царит важнейший для меня принцип безоченочности – потому что это и про уважение, границы и интимность, а часто и про оскорбление под видом «доброго совета» = ведь каждый попадал в ситуацию, когда коллеги, родственники или чужие люди оценивали/комментировали внешность, доход, знания или настроение, не имея на это никакого права.
Не просто выйти за рамки «каблуки удлиняют ноги» и подумать о себе – что ноги болят, что это не физиологично, что ЗОЖ не только в пробежках по утрам, но и в знании и уважении своего тела не только в данный момент, но и в качестве жизни потом, что есть миллион альтернатив и надо искать и смотреть шире.
Рассказывая про одежду как культурный код, распространяя безоценочность как одну из составляющих уважения и этики я одновременно учусь всему этому сама – не порицать других людей, не давать себя в обиду, уметь эту обиду увидеть в непосредственных замечаниях в стиле «а чо такова?» одеваться красиво для себя и обязательно удобно – получается неразделимый симбиоз – «клиенты, как причина моего личного счастья» и это здорово.
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Приключения Кольки в стране фашистов. 100 лет назад
просто так
Две сказки от классика
Холодец из курицы
Как сохранить душевное равновесие, если все вокруг крутые
Птички
Киев обезумел! Адские взрывы снесут целые города...
Как я провела выходные

