Как все происходит... у меня


Политика меня не волнует вообще, пока не касается лично. Мне все равно, кто и что на это скажет, но свою эгоистичную составляющую никогда не скрывала. И хоть я высказалась уже, все это было где-то там, на другой стороне земного шара, далеко-далеко, откуда даже очень отдаленное эхо снарядов ни за что бы не долетело. Меня торопили, меня предупреждали, но я, как всегда, не сильно шевелилась, находя массу отговорок и причин сидеть на попе ровно.
Но день настал.
В один прекрасный момент я не смогла расплатиться кредиткой в магазине. А потом не смогла снять наличные в банкомате. Паники не последовало, лишь легкое разочарование и понимание того, что пришло время. Пришло время платить по счетам. Теперь деньги А. - только на землю: на покупку, на развитие, на посадочный и строительный материал. Теперь мои деньги - на все остальное. Выдержала один день спокойно, и потом, о чудо! Все получилось: и снять наличку в банкомате, и заплатить за еду в супермаркете. Только никто не пнул меня под зад, чтобы снять собственные деньги, когда-то давно подаренные мне папой, потом вернувшиеся мне из семейного бюджета через руки сестры и утрамбованные в маленький пластиковый прямоугольник. Возможно, за новостями все-таки стоит следить. Потому что радость была недолгой.
Путаница с картами и настоятельная рекомендация друга все-таки опустошить свой российский счет привели к очередной попытке и… Здесь уже ничего не поделаешь: расплачиваться нельзя, снимать нельзя, можно только перевести, и то, получается, только по частям, раз в месяц… А у меня снова путаница с телефонами в приложении: пол года назад сказали, что все в порядке, что питерский, потерянный номер (который я к слову, хотела сохранить, потому что он со мной всю жизнь) заменен на костариканский, что все ок, но, как обычно, когда больше всего нужно, оказываешься не у дел. И паспорта с собой нет, а я сиднем в Манго до конца месяца. Снова надо напрягать всех, чтобы нашли и доставили. Ладно, разберемся. Но все-таки очень обидно. Мало того, что потеряю много на переводе, так еще и непонятно, когда получится переложить всю сумму на местный счет. Еще удача, что вовремя его открыла: через год после того лавочку прикрыли для нерезидентов. Так что теперь кредитка А. ничего не стоит в КР, а на еду мы тратим те копейки, что выдает мне Г. А я так было хотела отсюда потихоньку сваливать, тем более, что…
Год назад, помнится, один знакомый, который пересекся со мной с помощью великого и могучего FB, заинтересовавшись моей vegan-готовкой (размещала рекламирующее собственную персону объявление в экспатской группе) посоветовал мне поднабраться опыта в местных ресторанах у гуру все еще набирающей здесь популярность vegan-индустрии. Я, конечно, послушала его, покивала и убрала на антресоли: вот еще, учить меня вздумали! Тем более, знаю сама, как я работаю в команде, ученичествую, и к чему все это приводит. Да и кто по доброте своей будет меня учить, пусть даже и бесплатно? Своих дел хватает, а каждая секунда у популярных товарищей - это дополнительные банкноты в кошелек. Да я особо и не искала никого: надоело уже напрашиваться и навязываться.
Спустя какое-то время, когда уже начала работать в Манго, тогда еще не так постоянно, по паре дней и не каждую неделю, сама пришла к тому же выводу: не мешало бы поднабраться опыта в части базовых навыков. Я, конечно, работала на кухне кафе в Гданьске и даже кое-что помню из того времени. Но слишком давно то было, даже лук уже разучилась резать тонко и быстро. Тогда, помнится: килограммами его строгала, даже фото в IG есть соответствующее. Так что освежить всегда полезно. Так что предпринимала самостоятельные попытки найти желающих поделиться со мной мастерством, хотя предполагала, что ни кчему хорошему (и не очень) это не приведет. Потом появилось Манго и я как-то успокоилась.
Б., как водится, рассказывал истории, про nice people, один из которых у них работал шефом, но потом открыл собственный ресторан где-то между Увитой и Coronado. Я живу циклами, и мозг мой работает также: сначала появляется какая-то идея, неотступно преследующая, потом она отодвигается все дальше и дальше, вытесняемая более насущными вопросами, пока, не сделав полный оборот и так и не свершившись, не возвращается назад. Так и с этим. Снова меня переклинило: надо бы поупражняться. Или просто нужно было куда-то девать слишком большое количество свободного времени (ни кому не нужно? Я б поделилась), или просто моя тяга к приключениям разного рода и жажда нового опыта, или просто очередного объекта для сравнения и критики или для того, чтобы знать, как и что надо и нет для иллюзорного собственного ресторана, который давно уже существует в потусторонней реальности моего воображения. Но я поднабралась наглости и, вспомнив об этом чудо-поваре, одном из целой семьи первоклассных, по словам Б., шефов, попросила босса замолвить за меня словечко. Долго ли коротко ли, но настал день, когда я солнечным утром отправилась оценить обстановку в ресторане "с видом" и заявить о себе.
Вид, и правда, неплохой. Как и в некоторых других заведениях округи, где мне удалось побывать. Хозяин провел меня на кухню, сказал, кого как, из двух молодых мальчиков, зовут, и удалился, напутствовав помогать ребятам с чем ни попросят. Для меня, с одной стороны, это лучше, с другой - вроде приехала к нему "учиться", но у него свои дела... И что-то подсказывало мне, что второй раз я сюда приехать не захочу.
Кухня, как и в большинстве местных ресторанов, тем более тико-стайл (а этот как раз относился к таким) открытая, так что любой посетитель при желании может, полюбопытствовав, увидеть, как готовится его обед, или завтрак, или... Только вот будет ли он удовлетворен увиденным? Или не у всех такие требования, как у меня, с опытом работы в Европе? Итак, открытая кухня, заставленные поверхности, которые, по идее, должны быть свободными для работы. Куча алюминиевой посуды, ворох разнокалиберных столовых приборов, пластик и странный инвентарь, которого, по моим скромным меркам, совсем недостаточно, чтобы творить. Эх, не думал "шеф", кого пускает в свое логово (я бы отлично справилась с ролью ведущей Елены Летучей в шоу канала "Пятница", находя все несоответствия нормам). Старые разделочные доски и пара ножей на все про все. Отсутствие нормальных весов. Я была готова что-нибудь резать-чистить, но меня повели в дальнее помещение участвовать в изготовлении "багета". О ужас: щедрый ломоть дешевого маргарина, пластиковые миски, вода из-под крана не лучшего качества и прочие атрибуты "качественного" хлеба. Мое дело смотреть и повторять...
Начала надеяться на то, что главный не придет слишком рано, потому что смотреть в глаза, говоря, что все чудесно, я бы не смогла. После перерыва на фрукты, которые из местных обитателей, похоже, оценить могла только я, с видом на океан, получила новое задание: вытащить из индивидуальной пластиковой упаковки филе тилапии и сначала вырезать хребтовые части, а потом нарезать полосками для севиче. Рыба размораживалась под солнцем в большом тазу, который стоял в кухонной мойке. Севиче! Блюдо, типичное для всей Латинской Америки, которое подразумевает использование свежайшей рыбы, которую маринуют в лимонном соке с добавлением кинзы, лука и других ингредиентов. Размороженная! Обрезки они просто выбрасывают, хотя из них можно было бы сварить бульон или, при достаточном количестве, использовать для рыбного фарша. Но, похоже, тико не знакомы с практикой безастаточного производства. А в Европе, и в частности, Скандинавии, это настоящий тренд: и не просто вполне съедобные обрезки, но даже, казалось бы, непригодные в пищу части овощей, из которых получаются настоящие деликатесы.
В общем, на этом этапе я поссчитала свою миссию по перенятию опыта выполненной и быстренько засобиралась домой, абсолютно уверенная в том, что пообедать в этом "великолепном" ресторане я точно не захочу. И как-то вопрос сам собой отпал: галочка поставлена, а вера в то, что в других местах все будет иначе, сильно ослабла. Так что...
Через неделю начнется ретрит, долгожданный и желанный для хозяев. Предполагалось 10 человек, но набралась только половина, однако на смотря на то, что выручка, если она вообще случится, будет минимальной, Б. и Г. решили начать хотя бы с этого, чтобы получить хорошие отзывыв и создать рекламу своему проекту. Короче, мероприятию быть. Мне про него начали говорить за пол года, предлагая заранее набросать примерное меню, однако я с этим тянула, потому что взамен просила предоставить мне расписание, чтобы знать, когда участники выезжают на пленер, на пляж или в кафе, а когда они мирно и чинно едят под крышей М. Но так и не дождалась. Не то чтобы сильно переживала по поводу того, как я со всем этим справлюсь (все-таки ни разу еще не готовила три раза в день для компании, большая для меня отвественность), но довольно спокойно смотрела на предстоящий марафон, уверенная в том, что как-то разрулится. А меня взяли да и огорошили за полторы недели до, сказав, что мое дело сторона. Б. зря времени не терял и связался с еще одним бывшим своим "шефом", на этот раз работающим в заведении несколько другого уровня, в упомянутом в посте про чашки и ложки Citrus в соседнем Ojochal. Он тоже поначалу работал здесь, на ретрите, потом занялся, и успешно, своей карьерой. Короче, составление меню и вся деятельноть по организации питания гостей - на его плечах, и я пока не совсем понимаю, в чем будет моя роль. С одной стороны, не я ли этого хотела? Получить опыт. Я все еще надеюсь, что в дорогом ресторане для экспатов главный по кухне имеет несколько более высокие стандарты и требования чем в тиковском JJ и, судя по меню, знает хотя бы что-то о haute cuisine (отнюдь не хочу сказать, что я большой специалист, просто слышала) и его пример может быть полезен. Так что хотела - получила, само пришло, без каких-либо уислий с моей стороны. И не надо ломать голову, составляя меню, чтобы и не сильно дорого, и вкусно и красиво, и быстро и просто. У меня даже на поиски вариантов завтраков иногда уходят часы, а тут целая неделя и по три раза. Так что буду слушать команды и молча выполнять (эх, как бы получилось еще это "молча", ведь монолог будет происходить в моей голове, а потом выплескиваться либо сюда либо в пустоту или на окружающих. С другой стороны, кухня маленькая, а рабатать я все равно буду, хотя бы разносить тарелки, и мне придется целую неделю взаимодействовать на маленьком пятачке с совсем незнакомым человеком, который, намного успешнее и, к тому же, младше меня. Хорошо хоть мужчина, хотя, говорят, если он не сможет подъехать (основное место работы никто не отменял), его будет заменять какая-то коллега, а она то уже другого пола... И еще я честно призналась Б., что переживаю, потому что командным игроком не являюсь, и слишком привыкла работать одна. Я даже своих работодателей иногда (ласково) выгоняю из кухни. Ладно, поживем увидим. Всего лишь неделя, а потом, надеюсь, все-таки удастся куда-нибудь свалить, если доживу. Так что понизили меня, разжаловали.
И открытым остается вопрос об оплате. Очень рассчитывала, что смогу не только проверить, на что способна, подойдя отвественно и не ударив в грязь лицом, но и подзаработать (все-таки должно быть больше, чем на завтраках, а вопрос финансов сейчас актуален как никогда), а сейчас даже не знаю. Замечу, что никогда не поднимаю тему денег в разговоре с Г. и Б. Сейчас мне платят на треть меньше, чем изначально, и не доплачивают за билет на автобус, как это делали раньше, но и живу я здесь, как в гостинице. Каждый раз, когда я не довольна, боюсь, что мне предложат не злоупотреблять более гостеприимством и, с условием увеличения зп, на ночь уезжать в Увиту, что мне очень не хочется делать. Так что молчу. А ретрит вообще не обсуждали. Сколько заплатят - столько и хорошо. В любом случае, сейчас это единственный источник наличных и не только средств. Ну и горячего душа и кухни, само собой. Это к слову о желаниях, которые, вы знаете уже давно сами, исполняются, когда не ждешь.
Еще об одном. Писала я о том, что вроде как наша с А. дорога разделилась на две, идущие пока параллельно или примерно так, лишь иногда соприкасаясь, но, видится, продолжаться это будет не вечно. Ощущение это возникло у меня еще до того, как я плотно засела в М., но теперь это действительно так. Я большую часть времени провожу здесь, приезжая в Увиту на пару дней, реже больше, он спит и видит, как вернется назад в горы, где уже и душой и сердцем поселился, и все его речи исключительно о том, что там еще надо сделать и посадить. Мы общаемся по телефону, очень редко встречаемся "дома" (даже не знаю, как правильно называть то место сейчас: оно уже принадлежит нам частично, да мы и не живем там почти, так что какой дом?!) Так и получилось. Теперь у каждого своя жизнь: я готовлю завтраки, А. приводит имеющийся в дом в более-менее комфортное состояние, ищет инвесторов, решает вопросы с документами, общается, очень много, с людьми... Я на подхвате: найти информацию, разместить пост, загрузить, уточнить, быть его представителем в районе Увиты, если понадобится.
В конце рабочей недели договорилась встретиться с одним знакомым пообедать. Прошло две недели с момента первого сообщения до "официального" приглашения, хотя я просила его заранее озвучить дату. Написал он мне в воскресенье, когда я стояла на автобусной остновке в ожидании соседа, с которым уже договорилась сходить попробовать суши и роллы (вместо забытого уже всеми индийского ресторана и подарка на др, про который он не вспомнил, в счет платы за массаж). Договорились на вторник. Но мне не сильно хотелось, потому что в ресторан мне обычно хочется поесть чего-то определенного, с маслом и солью, не полезного то есть, а работая в Манго, я, в общем, и то и другое иногда использую, хотя стараюсь не увлеаться. Так что пищевого интереса не было, а настроение общаться давно уже где-то потерялось, освободив место разочарованию в людях. Так что не сильно хотела, но, думаю, надо все-таки довести дело до конца, хоть и после работы. Но потом я вспомнила, что в последний рабоий день обычно бываю утомленная и не разговорчивая, раздраженная и не очень приветливая, тем более с рюкзаком, потрепанная и точно не готовая к походу в ресторан. Так что попросила перенести встречу на среду, но оказалось, в среду он уже уезжает куда-то к друзьям, а потом в Штаты... Так что не судьба.
У меня был отпуск, но я его про... (хочется выразиться нехорошим
словом, потому что так оно и было). Целая неделя! Я как раз могла
успеть съездить на Аренал, тем более, что комната была сободна и
меня там вроде ждали. Могла быть там со среды по среду. И не пускай
я в голову посторонние мысли, которые всегда только мешают
свершению дел, собрала бы быстренько вещи и уже вечером была бы в
горах. Но снова малодушие: как представила три, даже четыре
автобуса, бесконечные лицо людей и толпы туристов по пути,
как подумала о том, что снова нужно будет таскать с собой рюкзак с
теплыми вещами и мешок с бананами (потому что без них никуда). А
потом еще явственно осознала, что неделю предстоит делить дом с
англичанами, которых я понимаю на тридцать процентов, не более, да
еще с приезжающей к ним подругой, сомнения мои росли и крепли. Я
пропустила среду, думая, что всегда успею приехать в четверг.
Колебалась, начала подумывать о Картаго и Ороси, чтобы без
посторонних, уточнила у Г., точно ли я им не нужна в выходные
(чтобы был официальный повод остаться, а не только глупая лень). И
она такая: о, может быть, в пятницу приедет молодая пара, чтобы
расписаться и провести здесь weekend, только адвокат пока
не подтвердил возможность заключения брака на небесах на
горе под манговым деревом. И он не подверждал никак... А потом мы
прочитали о том, что можно подаваться на внж и пмж по политическим
причинам, ища убежище, и уже было собрались в пятницу ехать в
столицу. А потом, уточнив, что нужный нам отдел не работает в
выходные, перенесли поездку на воскресенье, чтобы к 7 утра в
понедельник занять места у здания миграционной службы. Я тем
временем ждала подтверждения от юриста, которое, с отрицательным
знаком, пришло только в пятницу утром. Подумала: еще три дня:
может, метнуться все-таки на Аренал, хоть на пару дней? Пока
думала, выяснилось, что на собеседование записывают аж на 2029-й
год, а до наступления этого, такого далекого, года, страну нельзя
покидать (можно подумать, я сейчас ее часто покидаю), и мы
приостановились в своем порыве.
В субботу А. уезжал в Buenos Aires. Я не хотела туда, потому что вспоминала о том, что снова быдет не помыться, что буду чесаться, что нужно быдет спать под двумя тяжелыми одеялами... Но перспектива оставаться три дня в Увите одной, когда печет солнце, никого не хочется видеть, и все вызывает тоску, пугала больше: там хотя бы иногда бывают облака. Я все-таки поехала в горы, хотя и в противоположном направлении, убедившись заранее, что в понедельник меня смогут доставить до автобусной остановки. Потому что (пора надевать очки) была уверена, что в Манго мне возвращаться во вторник. Блин. В воскресенье выяснила, что не во вторник, а в среду, но была уже мыслями на пол пути на север, так что ничего переделывать не стала.
Настроение бухнулось еще ниже, когда я поняла, что, сделай я все вовремя, меня могли и по озерным окрестностям прокатить, и на вулкан свозить на машине, а потом еще и до Пунтаренаса подбросить, чтобю уменьшить количество автобусов вдвое. Но если ты начал тормозить, то поздно хвататься за голову: или сразу или никогда. Так что мой самый длинный в этом сезоне отпуск был безнадежно испорчен мной самой. Единственный положительный резултат у всей этой чехорды - возможность настрочить тот огромный пост, разделенный на три: писала целый день, случайно оказавшийся лишним и проведенный в Увите. С кофе и со всеми вытекающими. Иначе, не знаю, когда бы собралась. Еще один эпический, из той же серии, пока подвешен в воздухе, никак не может собрать вместе время, место и вдохновение.
Я старалась и, кажется, целенаправленно подвожу себя к привычному весной состоянию хандры и апатии, очень близко стоящему к депрессии. Почти не занимаюсь по утрам, никуда не выхожу, сижу в своей чердачной коморке и пялюсь в монитор или дисплей телефона. Вышивку так и не закончила, книгу читаю по пять страниц и снова практикую давно забытое: кофе с вредными сладостями, которые, к слову, не так чтобы хорошо получаются, а делаются исключительно потому, что висят в моем невидимом списке. Torta chillena получился сухим, словно черствое песочное печенье с тонким слоем сгущенки между, хотя коржи пекла по рецепту, но вместо dulce de leche, поленившись, использовала вареную сгущенку, купленную для (очередного) banoffee. Намешала что-то отдаленно похожее на tiramisu (так предполагалось, на самом деле это был способ утилизировать остатки сливок.) В итоге - аромат кофе не слышен вовсе, ну да и ладно, просто очередная idea fixe - сделала и забыла. Конфеты батончики (помните такие, из детства, "рот-фронт"?) получились, но рецепт был с какао (я всегда любила обычные), но что-то менять не было желания. Хотя в холодильнике полно фруктов... Так что расти попа.
Эх, сорее бы дожди...
P.S. И ананасы, которых тьмя на грядках, кто-то повадился портить: грубо отламывают их еще маленькими (большие — тоже) и сгрызкают их на месте. Слезы наворачиваются...