Как война России в Украине подрывает мировой порядок...
nbalanchak — 09.05.2024Тема: Безопасность Область: Европа Теги: РоссияРоссийско-украинская войнаВладимир ПутинВоенные преступленияМеждународный порядокВладимир Зеленский
Что пишет о России американская пресса...
Риторическая девальвация и практическое подрыв международного права, порядка и организации со стороны России касается не только европейского континента. Это может быть более опасно для слабых в военном отношении незападных стран.
Автор: Андреас Умланд Подпишитесь на @UmlandAndreas в TwitterL
Нет никаких сомнений в том, что Москва потрясла систему международной безопасности своим полномасштабным вторжением в мирную Украину и последующими территориальными аннексиями, политикой геноцида, открытыми ядерными угрозами и злоупотреблением правом вето в Совете Безопасности ООН.
После более чем десяти лет войны в Украине результаты нападения России на ее так называемый «братский народ» остаются неравномерными для Кремля. С одной стороны, ее имидж как предполагаемой военной сверхдержавы катастрофически пострадал. Война 2022 года стала международным позором для российского руководства, армии и оружейной промышленности. Кампания Москвы на Украине привела к потере западных партнеров, рынков сбыта и инвесторов. Эти и другие связанные с ними неудачи будут иметь далеко идущие региональные, геополитические, экономические и, возможно, даже внутриполитические последствия для России.
Достижения Москвы
С другой стороны, ряд частично игнорируемых, а частично недооцененных результатов политики России в отношении Украины ослабили международный порядок и Запад. Вторжение, начатое в феврале 2022 года, привело к частичной консолидации западного блока: НАТО и ЕС сблизились; Западные страны оказали Украине военную и другую поддержку; Финляндия и Швеция вступили в НАТО; В то же время ЕС собирается начать переговоры о членстве с Украиной и Молдовой и предоставил статус кандидата Грузии.
Несмотря на определенные позитивные побочные эффекты конфронтации, глобальный политический ущерб, нанесенный российской войной, уже огромен и будет оставаться огромным. Хотя это и не было главной целью Кремля, следует предположить, что эти вторичные эффекты на международную стабильность также отвечают интересам Москвы. Нынешние и потенциальные ревизионистские акторы по всей планете извлекают выгоду из подрыва Россией основ международного правопорядка. Российская атака на систему мировой безопасности во многом ослабляет Запад и международные организации, тем самым усиливая — по крайней мере, в кремлевских расчетах с нулевой суммой — саму Москву, ее антизападных союзников и другие реваншистские силы по всему миру.
Наряду с разрушениями на Украине, авантюра России является самым тревожным ударом по глобальной стабильности и сотрудничеству со времен окончания Второй мировой войны. Это правда, что послевоенный Ялтинский порядок — с его сферами влияния и ограничениями суверенитета — никогда не был ни особенно справедливым, ни либеральным. С 1945 года произошло несколько не менее трагических войн в различных регионах мира. Законность различных вооруженных интервенций со стороны западных и незападных государств в соответствии с международным правом также остается под вопросом.
Тем не менее, по совокупности своих специфических характеристик война России против Украины, особенно с 2022 года, имеет новое качество. Речь идет не только о попытке Москвы отменить порядок европейской безопасности, установленный Парижской хартией 1990 года. Война Путина выходит за рамки правил и условностей эпохи до холодной войны 1990 года. Сочетание пяти нарушений фундаментальных правил международного порядка отличает российское нападение на Украину от других военных вторжений после Второй мировой войны.
Пять трещин в мировом порядке Москвы
Во-первых, в 2014 году Россия напала на до сих пор мирную и бессильную в военном отношении страну без каких-либо провокаций. С тех пор российское руководство много раз заявляло, что Украина, Запад или и то, и другое не оставили им иного выбора, кроме как вторгнуться. Тем не менее, изменения во внутренней и внешней политике Украины после победы Евромайдана в 2014 году были гораздо менее драматичными, чем это изображают Москва и ее апологеты за рубежом. Политика Украины в отношении русского меньшинства оставалась толерантной сразу после смены режима в Киеве. Он стал только более ограничительным в ответ на войну, начавшуюся после революции, и особенно в результате эскалации в 2022 году. Украинский правый экстремизм всегда был и остается слабым по европейским стандартам. Соглашение об ассоциации Европейского союза 2014 года и зона свободной торговли с Украиной не были вызовом действующему на тот момент соглашению о свободной торговле между Россией и Украиной.
Потенциальное вступление Украины в НАТО было в 2014 году и сегодня остается отдаленной перспективой. По логике этого особенно популярного оправдания поведения Путина, Россия должна была, например, давно вывести свои войска из Республики Молдова. В соответствии со статьей 11 действующей Конституции 1994 года Молдова официально является внеблоковой страной, что исключает вступление в НАТО. Тем не менее, Москва при активной военной и экономической поддержке уже 30 лет сохраняет непризнанное приднестровское государство-сателлит на территории Молдавии.
И наоборот, по логике представителей и апологетов Кремля, Москва должна была отреагировать гораздо более решительно и негативно, чем на значительное расширение НАТО на восток в 1999 и 2004 годах. Совсем недавно Россия должна была напасть на Финляндию в ответ на ее заявку на вступление в НАТО. После того, как в начале 2022 года было обнародовано намерение Хельсинки вступить в НАТО, стало очевидно, что НАТО удовлетворит просьбу Финляндии гораздо раньше, чем заявку Украины на вступление в том же году. Хотя российско-финская граница не такая длинная, как российско-украинская, она существенна. Когда Финляндия вступила в НАТО в 2023 году, общая протяженность границы между НАТО и Россией увеличилась примерно в два раза.
Кроме того, вступление Финляндии в ЕС поставило родной для Путина и многих других ведущих российских политиков Санкт-Петербург в опасное стратегическое положение. Вторая российская столица сейчас находится в непосредственной близости от НАТО как с запада (Эстония), так и с севера (Финляндия). Эта новая геополитическая ситуация для Санкт-Петербурга сделала вступление Финляндии в НАТО более тревожным стратегическим вопросом для России, чем потенциальное вступление Украины в отдаленном будущем.
Тем не менее, если не считать некоторого шума, никакой существенной реакции России на заявку Финляндии на вступление в НАТО не последовало. На самом деле, за последние два года Россия вывела войска из своих Западного и Северного военных округов на российско-финской границе или вблизи нее. Несмотря на фактическое сближение Финляндии с НАТО и возможное вступление в НАТО, в отличие от Украины, реакция Кремля до сих пор была скорее риторической, чем материальной.
Во-вторых, российские вторжения 2014 и 2022 годов были направлены не только на временную оккупацию завоеванных территорий или включение Украины в зону влияния. Они привели к окончательной и полной аннексии сначала украинского Крыма, а затем еще четырех областей на юго-востоке материковой Украины. Такая вопиющая война за расширение государственной территории за счет международно признанной соседней страны не уникальна. Тем не менее, это был редкий шаг, если не сказать больше, с 1945 года.
В-третьих, российское вторжение в 2022 году стало войной не только на экспансию, но и на уничтожение украинского государства. Он направлен на упразднение Украины как суверенного образования и искоренение украинского народа как независимой культурной общности отдельно от России. Геноцидальные намерения Москвы выражаются не только в ее многочисленных официальных заявлениях, но и в ее террористическом поведении, от преднамеренных бомбардировок гражданской инфраструктуры до целенаправленного уничтожения украинских культурных учреждений, таких как церкви и библиотеки, произвольного жестокого обращения и убийства сотен мирных жителей и военнопленных, массовой депортации десятков тысяч сопровождаемых и несопровождаемых детей, русификационные кампании на оккупированных территориях, лагеря перевоспитания для украинцев несовершеннолетнего и взрослого возраста и так далее. Такой подход к геноциду также не является уникальным явлением с 1945 года. Однако она никогда не практиковалась в таком виде за пределами своей территории постоянным членом Совета Безопасности ООН.
С этим связана четвертая особенность войны — преднамеренное использование Россией места в Совете Безопасности ООН, которое она унаследовала от Советского Союза в 1991 году, для дипломатического подстрекательства к войне на уничтожение и обеспечения территориального расширения. С 2014 года подход России перевернул первоначальную функцию ООН с ног на голову. Созданный для защиты международного права и, в частности, границ, целостности и суверенитета государств-членов, Совет Безопасности ООН в руках России стал инструментом нарушения этих основополагающих принципов.
Любопытно, что Украина, бывшая советская республика, была одним из основателей ООН в 1945 году, в то время как предшественница советской республики, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), таковой не была. Тем не менее, государство-преемник РСФСР, Российская Федерация, вступившая в ООН только в конце 1991 года, сегодня официально включает в себя пять насильственно аннексированных областей республики-основателя ООН. На этом фоне неудивительно, что Россия бомбила Киев в конце апреля 2022 года, когда в городе находился генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Гутерришу пришлось прятаться в киевском бомбоубежище от ракет, выпущенных постоянным членом Совбеза ООН в непосредственной близости от него.
Наиболее далеко идущие последствия поведения и риторики Москвы для системы мировой безопасности связаны с пятым аспектом — ядерным аспектом войны России против Украины. Поведение всех акторов в этом противостоянии определяется наличием у России и отсутствием у Украины ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Украина, Запад и другие союзники просчитывают свои действия и сигналы в свете вопиющих угроз Москвы применить ядерное оружие и неспособности Киева ответить взаимностью.
Самым скандальным аспектом этой констелляции является то, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанный в 1968 году, прямо разрешает России обладать ядерным оружием, но категорически запрещает Украине его приобретать или строить. Как и парадоксальные последствия постоянного места России в Совете Безопасности ООН, Москва перевернула смысл ДНЯО с ног на голову. Задуманный как инструмент миротворчества, сегодняшняя последовательная реализация ДНЯО в контексте поведения России в отношении безъядерной Украины привела к тому, что война на экспансию привела к развязыванию войны на расширение.