Как в СССР пытались регулировать рождаемость
vital_drobishev — 09.12.2023Реальная врачебная статистика 50-70-летней давности неумолима: рождение единственного ребёнка при 10-12 беременностях на одну женщину было ситуацией вполне стандартной. И заканчивались эти беременности абортом, который на протяжении долгих десятилетий являлся в нашей стране главным средством контрацепции.
Историческая справка
Впервые аборты были узаконены в 1920 году, и молодая советская страна стала пионером в этом непростом вопросе - нигде в мире пока не отваживались пойти по такому пути контроля рождаемости.
Количество проводимых операций росло как на дрожжах, ведь в измученной революцией и Гражданской войной России у людей элементарно не было работы и средств, чтобы растить детей.
Но уже в 1924 году руководству государства стало понятно, что мощностей для оказания столь массовой хирургической гинекологической помощи населению хронически недостаёт, как и компетентных специалистов, медикаментов и оборудования. Количество производимых абортов было заметно сокращено, а в 1930 году их сделали платными.
Но советских гражданок, желающих прервать нежелательную беременность, это не останавливало – операций по-прежнему делалось недопустимо много. В итоге почти 20 лет с 1936 по 1955 годы прерывание беременности в СССР находилось под запретом за исключением случаев, когда это было необходимо по медицинским показаниям.
Первая в истории легализация абортов в Советской России является предметом осуждения по сей день
На этот период пришлась и самая страшная в истории человечества война, нанесшая тяжелейший удар по населению страны. Так что вопрос повышения рождаемости стоял как никогда остро.
Это не больно?
Стандартные аборты на относительно безопасном для этого сроке до 12 недель беременности вновь стали общедоступны в период правления Никиты Хрущёва. Однако доступность имела ряд особенностей – например, вмешательство производилось без анестезии. Именно так - хирургическая операция не обезболивалась, причём на законных основаниях. Какой изощрённый разум придумал, что «это не больно» или «можно потерпеть» – загадка. Ходили слухи, что так государство «отгоняет» женщин от абортов, подталкивая рожать.
Наглядная агитация 1950-х годов.
Женщины выходили из "интересного положения" как могли. Платили врачу за наркоз, если было чем платить, покупали его с рук, что, естественно, было небезопасно и недёшево. Или пытались обходиться «народными средствами», что часто калечило женское здоровье и даже приводило к смерти.
После аборта выдавалась справка, в которой указывалась причина отсутствия женщины на работе. И хотя абортов делалось очень много, общественное мнение выступало против них – даже будучи замужней, делать аборт было неприлично и безнравственно. На работе мнение о таких женщинах часто бывало осуждающим и презрительным. Поэтому многие старались как можно скорее и незаметнее покинуть стационар. Отношение и государства, и персонала больниц к женщинам было равнодушное, если не безжалостное. Само нахождение в клинике, производящей аборты, было фактом постыдным.
Всё это дало жизнь обширному «чёрному рынку» услуг по прерыванию беременности – подпольные бизнесмены от гинекологии процветали весь советский период истории страны, особенно в годы полного запрета абортов. Была у этого бизнеса и обратная сторона: операции, проводившиеся вне оборудованных стационаров персоналом сомнительной квалификации, нередко приводили к непоправимым последствиям вроде тяжёлых воспалений, бесплодия, а то и смерти пациенток.
Наглядная агитация против подпольных абортов, 1920-1930 гг.
Но именно такого сговорчивого доктора ищет Катя, героиня фильма «Москва слезам не верит», находясь на большом сроке беременности и умоляя о помощи отца своего ребенка. Знает: за соответствующее вознаграждение «помогут», ведь многим «помогают».
«В СССР секса нет»
Конечно, знаменитые слова были вырваны из контекста, и участница телемоста «Познер-Донахью» имела в виду вовсе не отсутствие близких отношений у людей, а фактический запрет на использование сексуальной тематики в рекламе и публичном пространстве, действительно имевший место в СССР.
О сексе не говорили вслух, но это не всегда было оправданно – в стране отсутствовало системное сексуальное воспитание молодёжи и сексуальное просвещение. Доказано – такое положение есть прямая дорога к абортам, венерическим заболеваниям и множеству других проблем в интимной жизни человека.
Сексуальная тематика в средней школе стыдливо ограничивалась парой страниц на задворках учебника анатомии человека за 8 класс. Очень важной сферы биологической, личной и социальной жизни человека вроде как и не существовало.
Правда, в 1980-х для старшеклассников ввели курс «Этика и психология семейной жизни», но он больше вгонял в краску учителей, которые должны были говорить с детьми «об этом», и вызывал насмешки «знатоков вопроса», каковые имелись в каждом классе, чем давал нужный эффект.
Актуальной информации о способах предохранения от нежелательной беременности и инфекций, передающихся половым путём, и в помине не было. И это был курс для молодых людей, которые в 16-17 лет закономерно начинали вступать во взрослую жизнь.
Табу на отношения до брака как вариант контрацепции
Дальновидные мамы молоденьких девушек проводили свою разъяснительную работу, внушая дочкам необходимость отказа от близости до заключения брака. Эта позиция несла в себе рациональное зерно: забеременеть просто и быстро, но что делать потом?
Со средствами предохранения дело обстояло печально. Те же «изделия №2» вроде и имелись, но часто были дефицитом. При этом хорошим качеством не блистали: изготавливали их на Баковском заводе резиновых изделий, там же, где и противогазы, резина была толстая и грубая, со своеобразным запахом. К тому же купить их на глазах всех работников и посетителей аптеки была та ещё затея – личные рамки во внимание не принимались, и посторонние люди не стеснялись комментировать покупку, могли осуждать, смеяться, даже оскорблять. Обладателями качественных импортных изделий были немногочисленные счастливчики, выезжавшие за рубеж или имевшие связи для их приобретения дома.
Поэтому и предохранялись, а также пытались избавляться от уже наступившей беременности кто во что горазд, нанося вред своему здоровью.
Что дадут запреты
Ситуация сегодня, конечно же, кардинально иная – выбор средств контрацепции достаточен, близкие отношения не постыдны и не осуждаемы, пусть часто и происходят вне брака. Но как известно, истории свойственно повторяться – раздаются голоса о необходимости вывода абортов из системы ОМС, т.е. переводе целиком в область коммерческой медицины, а также о полном их запрете. Что это даст? Рост цен на услугу, а также новый виток развития «чёрного рынка», который неизбежно возникает в случае любого дефицита.
И уж совсем сомнительно, что в современной России, в условиях тяжелой экономической ситуации
количество абортов упадёт, а женщины в результате таких мер захотят рожать как можно больше.
|
</> |