Как в СССР железнодорожный туннель 38 лет строили

топ 100 блогов von_hoffmann26.02.2021
Как в СССР железнодорожный туннель 38 лет строили


Комсомольцы 1970-х годов ехали на БАМ как на «стройку века». Однако на самом деле многие объекты инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали появились ещё при Сталине. Уникальный Дуссе-Алиньский тоннель, при строительстве которого погибли тысячи зэков ГУЛАГа, смогли закончить лишь военные строители в брежневские времена.

Тоннель на костях

Сталинское руководство могло рассматривать БАМ как «запасную» ветку Транссиба, способную заменить КВЖД, на которую тогда претендовали маньчжурские милитаристы. В 1932 году Совнарком выпустил постановление о строительстве железной дороги от Тайшета до Советской Гавани общей протяжённостью 4 тысячи километров.

Путь следовало проложить через семь горных хребтов. Одним из самых сложных участков был Дуссе-Алиньский водораздельный хребет, протянувшийся между станциями Солони и Сулук в Хабаровском крае. Инженеры предложили проложить двухкилометровый тоннель в зоне вечной мерзлоты. Грандиозность этой задачи не испугала руководителя БАМлага Нафталия Френкеля, за плечами которого была постройка Беломорканала.

В 1939 году планы строительства были переданы в администрацию Буреинского железнодорожного ИТЛ (Бурлага), непосредственным начальником работ назначен был Максимилиан Рацбаум. Прокладка штолен будущего тоннеля началась в праздничный день – 1 мая 1940 года.

Рабочий контингент составляли главным образом «политические» зэки, осуждённые «тройками» по 58-й, «контрреволюционной» статье УК. К двум порталам тоннеля примыкали шесть лагерных подразделений. Со стороны Сулука находились «мужские» лагеря. На противоположной, западной стороне использовался труд женщин, причём, что самое удивительное, скорость работ здесь была в 1,5 раза выше, чем на востоке.

Узникам ГУЛАГа приходилось вручную рубить скальные породы, скованные вечной мерзлотой и вывозить грунт помощью примитивных тачек. Рассчитывать на снисхождение «вертухаев» при этом не приходилось. О том, какие дикие нравы царили даже среди администрации лагеря, говорит тот факт, что начальник охраны Василий Кондауров в 1941 году застрелил главного инженера тоннеля Георгия Квадратова, ухаживавшего за его дочерью.

От холода, недоедания, непосильного труда и отсутствия медицинской помощи смертность была колоссальной. Зэков хоронили на кладбищах, разбросанных с обеих сторон тоннеля. Сохранившиеся документы дают лишь фрагментарную картину, и общее количество погибших неизвестно. Есть источник, упоминающий, что только на одном из кладбищ насчитывалось 5 810 могильных холмиков.

В 1942 году базовая прокладка была закончена, причём, по воспоминаниям Рацбаума, на два месяца раньше срока. Как ни странно, несмотря на общую протяжённость в 1 852 метра, состыковка двух частей прошла практически идеально – отклонение составило лишь 20 сантиметров. По такому случаю лагеря объединили на три дня и три ночи, позволив мужчинам и женщинам спать вместе.

Приостановка и «реанимация» проекта

Вопреки первоначальным планам, поезда по тоннелю не пошли. Ещё в январе 1942 года на Дальнем Востоке начали демонтировать уже уложенные рельсы БАМа – они понадобились для строительства Волжской рокады, сыгравшей большую роль в победе под Сталинградом.

К законсервированному тоннелю вернулись только в 1947 году. На сей раз к работам, помимо зэков, были привлечены несколько тысяч японских военнопленных. В 1950 году тоннель снова законсервировали из-за того, что рельсы срочно потребовались на Сахалине. Через пару лет стройка возобновилась. Начальство уже готовилось к торжественному открытию, на одном из порталов были сооружены фонтаны, высечен барельеф Ленина-Сталина. Но после смерти «отца народов» в мае 1953 года, в связи с амнистией заключённых лагерь распустили.

До 1959 года за тоннелем присматривали три человека, которые отогревали его с помощью печек-буржуек, но объект забросили. Дренажные системы пришли в негодность, и тоннель полностью заполнился льдом от грунтовых вод.

В очередной раз советская власть осознала необходимость постройки БАМа в 1974 году. И здесь «наработки» сталинской поры оказались весьма кстати. Восстановление Дуссе-Алиньского тоннеля поручили отдельному батальону железнодорожных войск (в/ч 64715). Новые строители снесли остатки бараков и разровняли бульдозером места захоронений, не пожалев даже гранитный памятник инженеру Квадратову.

«По старинке» колоть лёд кирками времени уже не было. И инженеры придумали выход – попросту вытопить воду из тоннеля. Вырабатываемые теплогенераторами потоки горячего воздуха подавались внутрь по длинным рукавам. Работа продолжалась с октября 1975 по февраль 1976 года, тоннель был освобождён от 32 тысяч кубометров льда. В 1977 году от Салони до Сулука пустили поезд, официально же тоннель был открыт 4 ноября 1982 года. В эпоху Перестройки в память о первых подневольных строителях рядом с восточным порталом появился поклонный крест.

Тимур Сагдиев, "Русская семёрка"


Кнопка
или
Как в СССР железнодорожный туннель 38 лет строили

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Казалось бы далекий футбольный клуб из Ленинградской области "Тосно", привлекший внимание тем, что его футболист Станислав Манаев сморкался в купюру 5000 рублей, оказавшегося в Сети с надписью про насморк, в последствии исчезнувшего с рассказом про подделку, привлек внимание и к еще ...
Начало здесь: 1 , 2 , 3 . В романе «Бедные-несчастные» национальная рефлексия касается не столько оценки других, чужих народов, сколько вполне конкретной темы ...
Во мне нет никакой общественной значимости. Я просто бойкий дыбропроизводитель. А в последнее время не очень-то и бойкий, а ленивый и редкопишущий дыбропроизводитель. Вот пишу какуют хуйню. А фотки за праздники, сделанные Новой Красивой ...
 Не секрет, что купив новое тачло и пройдя перводневный оргазм, мы все таки включаем гамнитолу. Причем как правило понимаем, что название я написал правильно. Покурив яндекс-маркет решение приходит само собой. 100-200 баксов и счастье таки найдет ...
Девочки, спасибо огромное! Теперь у меня столько информации и ссылок, разберусь потихоньку. Женечка, спасибо за твое предложение! Дорогие мои! Очень вас прошу, посоветуйте мне, какой фотоаппарат купить? Нужен он мне, как вы понимаете, чтобы ...