Как в Спарте построили коммунизм и что из этого вышло.
clio_historiya — 08.12.2023Знаменитый принцип "взять все и поделить" стар, как мир. В середине III века его попытался применить в Спарте юный царь-реформатор Агис IV. Попытку стоит признать неудачной, хотя начало было многообещающим.
Спарта в то время была лишь бледной тенью себя прежней. Как пишет Плутарх, самые богатые из спартиатов были беднее сатрапов царей Селевка и Птолемея.
Впрочем, именно богатство, точнее, страсть к наживе, а также праздность и лень погубили Спарту - превратили ее из бриллианта в ожерелье Эллады в дешевый и заурядный камень.
Агис IV из династии Эврипонтидов был избран царем в 17 лет.
Этот "юноша бледный со взором горящим" пришел к власти не просто
так, не потому что так полагалось (хотя и поэтому тоже), а с
большой идеей. Она заключалась в том, чтобы вернуть спартанцев к
тому образу жизни, который установил своими реформами
легендарный законодатель Ликург в
IX веке до нашей эры. И как только вернутся в Лакедемон строгость,
простота, почитание воинской доблести, то и новый расцвет Спарты не
за горами. Так думал Агис.
В Спарте царь совсем не то, что, например, в том
же эллинистическом Египте. Абсолютной властью он не обладал. Власть
была поделена между двумя царями, представляющим две зародившиеся
испокон века династии Эврипонтидов
и Агиадов, - советом старейшин
(герусией), а также эфорами, которые избирались сроком на один
год.
При этом реальная власть была сосредоточена как раз у эфоров. Агис
это прекрасно понимал, поэтому все сделал для того, чтобы в 247
году до нашей эры в эфоры были выбраны его друзья. И когда это
случилось, с воодушевлением приступил к реформам.
Первым делом Агис приказал аннулировать все долги спартанцев – долговые расписки были публично сожжены на агоре. Вторым шагом должно было стать более радикальное новшество – всю землю в Спарте и Лаконии предполагалось заново поделить, чтобы спартиаты и периэки, два привилегированных класса в древнем Лакедемоне, получили по одинаковому земельному наделу.
И вот здесь Агис столкнулся с ожесточенным
сопротивлением спартанских богачей, причем зачастую тех же самых
товарищей, которые до этого помогли ему закрыть вопрос с
аннулированием долгов.
Был, например, такой влиятельный гражданин
Агесилай, родной дядя Агиса, - в долгах, как в
шелках, зато недвижимостью обладал такой, что завидовали многие. С
долгами своему племяннику он, конечно, помог, но когда встал вопрос
делиться тучными полями, переметнулся на сторону противников
реформ, которых возглавлял второй спартанский царь
Леонид.
Короче, дело замылили, а впоследствии Леониду и вовсе удалось
убрать своего соправителя. Агиса заманили в ловушку, обвинили в
стремлении к тирании и повесили вместе с ближайшими родственниками.
Это случилось в 241 году, Агису было немногим за
двадцать...
Однако "революционная ситуация" в Спарте на этом не
испарилась. Знамя Агиса подхватил сын его убийцы, Леонида,
Клеомен. Ему удалось, придя к власти,
осуществить то, чего не смог его предшественник.
По приказу Клеомена снова в торжественной обстановке были сожжены
долговые расписки, число спартиатов увеличилось с нескольких сотен
до четырех тысяч человек (за счет периэков и чужестранцев), были
возрождены общие трапезы, сотни полурабов - илотов получили
свободу. Все эти новшества так вдохновили лакедемонян, придав им
новый вкус к жизни, что они из мальчиков для битья снова стали
превращаться в победителей.
Клеомен развязал войну с извечным врагом - Ахейским союзом, -
одержал несколько впечатляющих викторий, захватил ряд важных
полисов, включая Коринф и Аргос. Лидеру ахейцев
Арату ничего другого не оставалось, как
обратиться за помощью к влиятельному македонскому царю
Антигону Досону.
Если бы ахейские полисы, покоренные Клеоменом,
остались ему верны, у спартанского царя были хоть какие-то шансы
противостоять македонской машине. Однако в этих полисах ждали, что
Клеомен проведет и в них "коммунистические" реформы, подобные
спартанским - отменит долги, разделит землю поровну и выгонит
олигархов. Но будучи революционно настроенным к своей родине,
Клеомен оказался консерватором в отношении других греков -
политических преобразований в покоренных городах не последовало. И
поэтому ахейцы, как только армия Антигона появилась на Пелопоннесе,
присоединились к ней.
Решающее сражение произошло в 222 году у
Селласии, на севере Лаконии. Спартанская фаланга
Клеомена не смогла остановить натиск фаланги македонской -
лакедемоняне были разгромлены. Клеомен бежал в Египет, где вскоре
был убит, а в Спарту вернулись порядки, установленные до реформ
Агиса. Число спартиатов снова уменьшилось, земля вернулась к
прежним владельцам, долги тоже. Мало того, в Спарте был размещен
македонский гарнизон, чего не случалось еще никогда.
Но можно было спартанцев разгромить, труднее было
отбить у них стремление к социальной справедливости. Через 14 лет
после смерти Клеомена очередную попытку осуществить в Спарте
"коммунистический переворот" в духе Ликурга предпринял тиран
Набис. Вновь на радость бедноте отменили долги,
изгнали олигархов и поделили землю.
Последовав примеру Клеомена, Набис освободил также несколько тысяч
илотов. Однако непонимание, точнее, неприятие реформ со стороны
соседей, а также агрессивная внешняя политика самого Набиса привела
спартанского тирана к столкновению с Ахейским союзом, а затем с
Римом. В этой борьбе шансов у Спарты практически не
было. В 195 году до нашей эры после поражения у стен стен
своей столицы Набис подписал мирный договор - он вынужден был
отказаться как от территориальных завоеваний, так и от социальных
реформ.
Тут и понятие социальной справедливости в качестве краеугольного камня всех преобразований (другой вопрос, по какому пути это двинулось дальше, но идея-то была правильная!).
Тут и активность революционных правительств на внешнем фронте - ни Клеомен, ни Набис не собирались отсиживаться у себя в долине Эврота, а пытались реализовать амбициозный план захвата, как минимум, всего Пелопоннеса.
И если Клеомен не торопился насаждать свои реформы в покоренных полисах (что отчасти его и сгубило), то Набис с удовольствием распространял преобразования и в другие места кроме Спарты, в частности, в Аргос.
И, конечно, общим в древних и относительно современных событиях было крайнее неприятие преобразований со стороны внешних сил. И если Франция в конце XVIII века, Россия в начале XX-го, сумели им противостоять, даже больше - начинали диктовать свои правила на международной арене, то Спарте мощи на "масштабирование" своей революции не хватило. Слишком ограниченными ресурсами обладали греческие полисы, в том числе и Спарта, - и в период своего расцвета, и, тем более, во второй половине III века.
Эллада в это время была уже в глубоком упадке, неумолимо приближалась эра Рима...
©