Как в России делается реальный бизнес в провинции

топ 100 блогов Дмитрий Зотиков11.10.2011

Эта книга — попытка рассказать о том, можно ли построить идеальный деревянный дом и о том, как сделать быстрый и успешный бизнес в строительстве этих самых деревянных домов. Написана она на основе опыта (и ошибок) компании «Тайга», работники которой построили много рубленых деревянных домов в России, Норвегии и Чехии, а также несколько деревянных храмов в Нижегородской области. Причем строительство велось, в основном, по норвежской и канадской технологиям.

Как сделать быстрый старт-ап в бизнесе

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Директор ИРА Биржа-Плюс
Владимир Лапырин и Игорь Курочкин
в музее самоваров, Нижний Новгород
Как в России делается реальный бизнес в провинции Норвегия осенью.
Лыжный курорт Хемседал.

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Сокольское

Из всех районов области это был один из самых отсталых по уровню экономического развития. Но в нем рос лес. Если коротко — это был южный край тайги. Причем росли не только сосна и ель, но и лиственница. Лес, как и принято было в наше время, нещадно вырубался. Особенно тот, который был в легкой зоне доступности. Перерабатывать местный лес практически никто не умел. Яхты на судоверфи Курочкин и Сиденин строили, в основном, из сибирской сосны и лиственницы. Сокольский лес по многим параметрам не подходил для корабельного строительства. Но он практически идеально, как потом оказалось, подходил для строительства домов. Словом, наш отсталый район и самая богатая страна Европы вначале как-то между собой плохо корреспондировали. Но норвежцам были нужны деревянные дома, а у нас рос так необходимый им лес...

Мне просто необходимо было ломать бизнес-фишку, и я решил предложить Курочкину свои услуги по строительству домов в Норвегии. На что тот посмеялся и разъяснил, что у меня нет ни крытой площадки для рубки (а это было одно из условий контракта), ни обученных плотников, ни инструмента, ни малейшего опыта работы с зарубежными партнерами. Но и сразу мне не было отказано, за что я до сих пор благодарен Игорю Максимовичу.

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Погрузка собачьей будки, изготовленной по норвежской технологии.

Фото Н. Бурухиной

На следующий день я сел в свою старенькую «девятку» и отправился в гости к Курочкину на другой берег Горьковского моря. Там в помещении бывшего свинарника увидел, как местные чкаловские мужики рубят дом, в котором впоследствии будет жить какой-нибудь богатый норвежец. Такие дома в современной Норвегии могут позволить себе только весьма состоятельные граждане. Если яхту или катер на фиордах там имеет практически каждый, то хютту в горах не всякий себе может позволить.

Покурив с чкаловскими мужиками и поговорив с ними за жизнь, я подумал: «Если здесь, в старом свинарке буквально на коленке можно рубить дома на экспорт, о чем мы хуже. И предложил план совместных действий Игорю Курочкину. В основе этого плана было предложение пригласить в Сокольское норвежских бизнесменов, а там уж как карта ляжет.

И через месяц, в декабре 2005 года двое норвежских предпринимателей Кристер и Питер из города Ставангер уже парились в моей русской бане в деревне Селянцево. Они приехали в Россию на три дня и моей задачей было доказать норвежцам, что компания «Тайга» именно та компания, которая может завалить Норвегию великолепными рублеными домами.

Переговоры шли трудно. Норвежцы были согласны обучить моих работников и дать технологии строительства. Но в обмен требовали работать только на крытой площадке, которой у меня тогда не было. Причем работать только с ними в течение ближайших пяти лет и по фиксированной цене 60 долларов за квадратный метр стены сруба.

Договориться с норвежцами я смог буквально за час до их отбытия на Московский вокзал. При этом удалось выторговать пункт, по которому я мог работать на свободном рынке по рыночным ценам в случае, если они не обеспечат полную загрузку предприятия.

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Первая гостиница, построенная
компанией Тайга для г. Хемседал.

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Джордж Фюллер — руководитель Школы Плотников в г.Лилехаммер.

Первым условием норвежцев было обучение наших будущих плотников норвежской рубке. Они готовы были за свой счет прислать к нам инструктора, руководителя школы плотников в городе Лилехаммер Джорджа Фюллера. Личности не менее интересной, чем Игорь Курочкин. Сам по национальности англичанин, Джордж в возрасте восемнадцати лет попадает в Норвегию и навсегда влюбляется в эту страну. Как он говорил: «Я живу здесь, потому что есть снег. Много снега. Не то, что у нас в Англии».

И Фюллер, перед тем, как открыть свою школу плотников, начинает серьезно заниматься лыжами. Причем настолько серьезно, что одно время учил английский спецназ выживанию в снегах. Во время холодной войны. То есть сначала готовил наших потенциальных противников. А потом, после установления капитализма в России, учил уже нас. Но не выживанию в снегах, разумеется. Это и мы и без него запросто. Учил основам норвежской рубки. Вот так иногда судьба играет с человеком.

Когда Фюллер первый раз появился в Сокольском, я его сразу же спросил, как устроен процесс обучения в Норвегии. И когда он произнес магическое, на мой взгляд, сочетание слов: школа плотников, я понял, с чего мне надо было стартовать в этом бизнесе.

Не с рубки гостиницы, а с открытия в рабочем поселке Сокольское своей школы плотников. Зачем, я тогда не очень понимал. Говорю же – интуиция. И как показали последующие годы, она меня в тот момент не подвела. Хотя в другие моменты бурной производственной жизни по рубке и строительству домов бывало подводила и не раз. Но об этом далее. Пока мы находимся всего лишь в январе 2006 года.

Итак, 25 января 2006 года на базе производственной компании «Тайга» была открыта своя школа плотников. В которой на тот момент ничего не было, кроме желания учиться и преподавателя. Но первым преподавателем стал вовсе не Джордж Фюллер, который не смог так быстро приехать в Россию. Первым нашим учителем стал его ученик – выпускник «Norsk Lafteskole» Валерий Харчев из Чкаловска. Именно благодаря его стараниям норвежская рубка прижилась в Нижегородской области и далее везде.

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Владимир Сиденин
и Валерий Харчев.

Фото А. Казанского

На первый мой призыв в районной газете откликнулось более 20 человек. Из них впоследствии осталось четверо. Мужиков желающих и умеющих работать с топором. Кстати, для норвежской рубки нужны были специальные норвежские топоры. Взять их было неоткуда, и мы свои первые топоры покупали на Канавинском рынке Нижнего Новгорода у рубщиков мяса. А затем переделывали их а-ля «norge».

Бизнес-планерка: Самое время остановиться и подвести итоги первому этапу зарождающегося бизнеса. Если посмотреть назад, то становится очень любопытно – а все ли я правильно сделал? И попробовать по каждому этапу сделать выводы, которые наверняка учтут в своей работе «те, кто идет вслед за нами».

Как в России делается реальный бизнес в провинции
Первая группа в Школе Плотников

Итак, плюсы: удалось подписать контракт с зарубежными партнерами и получить первые деньги в виде аванса. Для обучения персонала создана своя школа, в которой впоследствии обучатся на коммерческой основе сотни человек со всей России и даже из таких не плотницких казалось бы стран, как Франция и Греция.

Вывод из первого этапа: стартовать в бизнесе лучше на конкретном заказе. Даже если у вас ничего нет, кроме желания. Оглянитесь вокруг себя. Наверняка есть знакомые или друзья, желающие построить дом, а то и целый поселок. Но ничего не знают при этом про канадскую и норвежскую технологии рубки. Убедите их, получите заказ и начинайте действовать. С самого начала выстраивайте свою систему продаж. Именно систему, а не ждите, когда к вам свалится с неба очередной заказчик. И еще добавлю. Этот «деревянный» бизнес хорош тем, что вы его ведете на деньгах заказчиков. На 100% предоплате. Конечно, жизнь не так безоблачна и кризис 2008 года сильно изменил картину систему оплаты заказчиками. Но об этом ниже.

А пока мы переходим к одному из самых острых вопросов в бизнесе по производству деревянных рубленых домов. К кадровому вопросу.

Кадры решают все. Или почти все

Когда я начинал переговоры с норвежцами, многие мои знакомые отговаривали меня от этого, безнадежного на их взгляд дела. И основным доводом было – ты не найдешь в глубинке грамотных работников. А если и найдешь, то русская водка и русское разгильдяйство угробят любой бизнес.

И весь мой предыдущий опыт работы в бизнесе показывал, что они не так уж и не правы. Резкий переход от строительства социализма к строительству капитализма убил интерес к рабочим профессиям напрочь. Стало гораздо выгоднее нанимать приезжих гастербайтеров из Таджикистана и Узбекистана, чем коренных россиян. Приезжим надо кормить свои семьи. Отношение к труду совсем другое, чем у наших. Но и представить себе таджика с норвежским топором в руках у меня как-то не получалось.

И я решил, что все-таки должны еще быть в Сокольском люди, которым интересна не только водка. И почти не ошибся. Почти, потому что решить кадровую проблему до конца так и не удалось. И все дело в менталитете русского человека. «Это не мое», - говорит он сам себе и бросает доски в грязь или залезает грязными ногами на сруб перед отправкой его заказчику. Или… Тут довольно много или.

Поэтому с самого начала вам потребуется хороший начальник производства. В этом бизнесе есть два ключевых игрока: начальник производства срубов и главный инженер проекта (ГИП) по строительству домов. Без них лучше в бизнес вообще не лезть. На первом этапе это может быть один человек, вполне допускаю, что вы сам.

Обученные же вами плотники через год другой запросто могут перейти в другую фирму или организовать свои шабашные бригады. Потом, когда поймут, что заказы на них с неба вовсе и не сыпятся, могут прийти с повинной. Но лучше до этого дела не доводить.

Работников надо «привязывать» к себе с началом их обучения. Самая лучшая привязка – деньги в виде долгосрочного кредита на покупку жилья и контракт, в котором будет четко указано о возвращении денег работником в кассу компании при увольнении в качестве компенсации за его обучение.

Жизнь показала, что лучше всего учить физически крепких молодых людей, отслуживших срочную службу, женатых, с высокой мотивацией к строительству или покупке собственного жилья. Вовсе не обязательно, чтобы человек раньше умел владеть топором. Иногда это даже мешает освоить норвежскую и канадскую технологии. Типа «сам с усами», все знаю, везде побывал. Гоните таких сразу. Они вам только коллектив испортят.

Мы учим норвежской рубке 1 месяц. За это время, конечно, человек плотником не станет. Он только поймет основы мастерства. Плотником он будет только после строительства своего первого дома. Причем работнику надо участвовать во всех его этапах: от закладки сруба на площадке до установки стропильной группы.

В процессе работы среди плотников обязательно выделится самый активный и сообразительный. Вполне возможно, это будущий бригадир. Кроме мастерства он обязательно должен иметь авторитет в бригаде. Без грамотного бригадира строительство сруба лучше и не начинать.

Человек, освоивший норвежскую рубку может впоследствии приступать к канадской. Просто потому, что норвежскую легче освоить. Русскую рубку желательно тоже знать, но мы ей не учим. Слишком большая конкуренция на этом рынке, а финансовые результаты не впечатляют.

Кстати, в «Тайге» в последнее время монтаж домов выполняют русские ребята, проживающие в Латвии, имеющие опыт работы в Европе. А про кадры вы сможете прочитать также в разделе: «Международная школа плотников «Тайга». Кстати, она и вправду уже стала международной.

Бизнес-планерка: Грамотно обученные и «привязанные» кадры обеспечат ваш успех в бизнесе примерно по моей оценке на 20 процентов. Персонал – абсолютно необходимое, но недостаточное явление для успеха в бизнесе. Так как параллельно с его обучением надо срочно делать свою систему продаж. Без нее все ваши усилия пойдут прахом.

Как научиться продавать деревянные дома

Самая большая беда российских предпринимателей, работающих в производственной сфере, это отсутствие налаженной системы продаж. Делать товар еще можем, а продать его уже нет. Вот и лопаются с таким трудом налаженные бизнесы.

Свою систему продаж я сначала выстраивал совершенно случайно. Слух о том, что в Сокольском начинают рубить дома для Норвегии по какой-то неизвестной норвежской технологии, мгновенно докатился до Нижнего Новгорода. И ко мне на площадку буквально сразу же приехала съемочная группа одного из каналов Нижегородского телевидения. Так как показывать в том момент было абсолютно нечего, мы демонстрировали свой пока еще единственный норвежский топор и изображали изучение плотниками норвежского языка. И тут я осознал всю силу воздействия СМИ. Сюжет в эфире вызвал большой ажиотаж.

Нижегородские журналисты и телевизионщики буквально атаковали нас. На робкие попытки некоторых из них слупить с нас деньги, мы гордо отвечали:

- Не хотите, не пишите. Другие напишут.

И демонстрировали им, как Фюллер учит наших плотников, какими диковинными инструментами мы работаем, как из простого лафета делаем гостиницу для горнолыжного норвежского курорта.

Но интерес средств массовой информации достаточно быстро угас, принеся правда нам при этом большой заказ на три дома уже от российской крупной фирмы.

И я решил строить дальнейшую свою рекламную кампанию на новостях из Сокольского. По договоренности с главным редактором крупного издательского дома «Биржа плюс» в еженедельной газете для бизнеса «Биржа» на протяжении двух лет печатался проект «Бизнес on-line». Я рассказывал, как развивается бизнес, про все ошибки и успехи. Для газеты это был интересный материал, для меня бесплатный пиар. Все материалы из этой газеты будут приложением к этой книге. Можете почитать, если пожелаете.

Далее мы подружились с известной в Нижнем Новгороде телевизионной программой «Строй» и ее ведущим Юрием Немцовым. Они сделали про нас за пять лет много очень приличного качества видеосюжетов. Но и мы им постоянно подкидывали темы. То дом в Чехии строим и едем туда с камерой, то реплику церкви на Соловках. Впоследствии все снятые ролики мы выложили в виртуальном пространстве. Сейчас у многих есть высокоскоростной Интернет, так что ролики обрели вторую жизнь и помогают нам находить покупателей и сейчас.

У меня с самого начала было четкое понимание, что на одних норвежцах в бизнесе не продержишься. На них можно и нужно въехать в бизнес, но делать только на них ставку нельзя. И именно поэтому, мы сразу же принялись осваивать российский рынок и бегать галопом по Европам в поисках страны, которой тоже остро необходимы деревянные дома.

В общем, сначала все делали методом тыка. Никаких маркетинговых исследований рынка не проводилось. Основой успешных продаж был интерес нижегородской и впоследствии московской публики к новому виду строительства. Достаточно много успешных людей побывало к тому моменту в Скандинавии и представляло, как там строят и как живут.

Заказчики хотели построить дом, как на западе, но с русским колоритом. Правда не каждый потенциальный покупатель мог добраться до Сокольского (160 км. От Нижнего Новгорода и почти 500 от Москвы). И тогда пришлось окунуться в виртуальный мир Интернета, о чем впоследствии я ни разу не пожалел.

Интернет для нас является самым эффективным средством продвижения и продаж. При минимальных затратах можно достичь очень большого эффекта. Как? Я обязательно расскажу в отдельной главе.

А пока о выставках. Бытует мнение, что выставочная деятельность обязательна для такого рода бизнеса. Я сам участвовал в нескольких выставках в Нижнем Новгороде и, в основном, неудачно. Когда вокруг вас сотни фирм и всего 2-3 дня на то, чтобы показать себя… Очень тяжело. Если сэкономишь и привезешь так называемые углы, то на тебя и вовсе не обратят никакого внимания. Если будешь выставляться с каким-нибудь небольшим домиком или баней, то уж слишком затратно получается.

Поэтому мой вам совет: участвовать в выставках безусловно надо. Но по-другому. Надо придумать шоу, такое же, как мы с Юрием Немцовым придумали на одной из Нижегородских ярмарок. Называлось оно «Дуэль на топорах». Суть шоу заключалась в том, что два плотника показывали зрителям русскую и норвежскую рубку. Причем не просто показывали, а соревновались. Был приз – ящик пива. Победила, конечно же, дружба. Но на шоу собралось много зрителей, журналистов и телекамер. Результат был гораздо выше, чем от простого участия.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каждая, кто выходит замуж мечтает, что они будут жить долго и счастливо и конечно же умрут в один день, держась за руку. А потом случается он… И все мечты рушатся. Разводы – бум нашего времени. А потому что эмоциональное выгорание бывает не только у офисных работников, но и у ...
В 1951 г. в Англии вышла примечательная книжка под названием "RUSSIAN PURGE and The Extraction of Confession". В качестве авторов фигурировали Ф.Бек и В.Годин. Под этими псевдонимами скрывались Константин Феодосьевич Штеппа , бывший советский демонолог и редактор ...
На блошином рынке в Париже я увидела вот такую штучку. Сначала в одном месте, потом в другом. Загадочная штукенция не давала мне покоя и я пыталась говорить с французами, которые не знают английского, а не знаю французского, чтобы узнать что это и для чего. Жестами мне объяснили. Вы знаете ...
...
Кончились и русскоязычные. Пришла пора отдавать свои жизни за сомнительные англосаксонские идеалы и жителям западных областей. Им это не понравилось – очень уж много погибших. «В Закарпатье объявили траур по бойцам 128 отдельной горно-штурмовой бригады, из Николаева сообщают о ...