Как в 90-е выживали. Выживший статистик.


Коррупционные скандалы в эпоху Ельцина были не редкость. Конечно не таких масштабов, как сегодня(Денежная база в стране была тогда значительно меньше), но все-таки по тем временам громкие.
Многие, кто жил в ту пору помнят скандал с чиновниками из Госкомстата, у которых тогда обнаружили миллионы долларов.
Дело статистиков — одно из самых крупных коррупционных расследований в новейшей истории России. В июне 1998 года были арестованы и помещены в "Лефортово" глава Госкомстата Юрий Юрков, его заместитель Валерий Далин, директор Главного вычислительного центра (ГВЦ) Борис Саакян и глава издательства ГВЦ Вячеслав Барановский. Во время обысков у них были изъяты крупные суммы денег и драгоценности. У одного только Саакяна нашли $2,5 млн. Затем в этом деле появились новые обвиняемые: заместители директора ГВЦ Валерий Сальников и Зинаида Денисенкова, начальник управления Минтруда Михаил Малышев и два офицера ФАПСИ.
По данным прокуратуры, чиновники продавали коммерческим структурам конфиденциальную информацию, получали черный нал при заключении хозяйственных договоров или сдаче в аренду помещений, занижали отчетную прибыль от издательской деятельности, получали взятки от строительных и торговых фирм. Как установили следователи, сначала сотрудники ГВЦ узнавали, какие государственные или коммерческие учреждения нуждаются в статистической информации, затем подыскивали работников этих структур, которые соглашались быть посредниками. Посредник получал вознаграждение, если помогал продать информацию по той цене, которую назначали продавцы. Вырученные средства поступали на счета подставных фирм, а затем обналичивались. Сотрудники же финансового управления ФАПСИ были уличены в том, что по явно завышенным ценам покупали у Госкомстата статистическую информацию. За это сотрудники спецслужбы, подписывавшие соответствующие договоры, регулярно получали от статистиков вознаграждение. Таким образом, по версии следствия, государству был нанесен ущерб на 5 млрд неденоминированных и 2 млн деноминированных рублей.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/279023
Но это следствие выявило далеко не всех действующих лиц. Конечно как и на чем зарабатывали чиновники Госкомстата в реальности я не знаю(Ибо версия следствия не выдерживает никакой критики, хотя бы по балансу ущерба и изъятых денежных средств, которых изъяли гораздо больше, чем насчитали ущерба.), но серьезные деньги у одного из них водились.
Мой хороший знакомый Учитель, его так прозвали, за то что он работал преподавателем физкультуры в Плежке, имел в то время точку по скупке-продаже старины(антиквариата) на Ленинградском Рынке. И как-то в один прекрасный день, к нему подошел пожилой человек и скупил у него разом всю старину, по его фантастическим ценам для лошар. Так Учитель познакомился со Статистиком. Единственное, что о нем узнал Учитель, что Статистик работает в Госкомстате.
Статистик вообще не разбирался ни в искусстве, ни в фалеристике, ни в нумизматике, но имел тягу к прекрасному и кучу денег, даже по нынешним временам. Каждую неделю-две Статистик приезжал к Учителю домой, и Учитель показывал ему различные монеты, награды, произведения русского ювелирного искусства, царские портсигары, кухонную серебряную утварь.Главное условие для покупки было, чтобы вещи были не дешевые, от 100 долларов и красивые. В 1998 году некоторые люди работали месяц за 100 долларов.
Ассортимент показываемых предметов, Учитель брал у друзей-коллекционеров в клубе, набавлял свои дилерские 30% и практически все продавал под чистую. Когда у знакомых и знакомых знакомых Учителя практически не осталось в продаже достойных предметов, в ход пошли новоделы, реставрированные предметы, и просто подделки.
Чтобы избежать обвинений в сбыте фальшивок со стороны Статистика, Учитель его сразу предупреждал : " Вот принесли предмет красивый.Но в этой теме плохо разбираюсь. За подлинность не могу ручаться. Вроде очень недорого. Но решайте сами брать его или не брать, возврат этого предмета проблематичен, так как достался мне через десятые руки." Но Статистика как правило подлинность предмета не смущала, его больше заботило, чтобы побыстрее избавится от груза американских денег, которые его тяготили.Тем более пресса постоянно муссировала "дело статистиков".
В конце концов через полгода после дефолта 1998 года у Статистика закончились денежные знаки и он закончил безумную скупку предметов искусства по паранормальным ценам. Но он не прогадал. Когда он начал распродавать купленные ранее предметы в середине нулевых, цены выросли по некоторым позициям на 1000 % . И даже с учетом того, что 30-ть % купленных им предметов были или реставрированные или фальшивые, Статистик и тюрьмы избежал и удачно инвестировал свои средства.
|
</> |