как увидят помидоры, так и лезут в огород!

Мелкие дела на несколько дней привели в Питер. Адово жерло, в которое превратилась Москва, слава богу, отдалилось на безопасное расстояние, и северная столица вполне оправдала свое прозванье, сначала даже несколько напугав грозами и ливнями. Работы было немного и я, по преимуществу, шлифовала мостовые родного города, изредка заходя к букинистам (а их в СПб опять много) и вылавливая там недорогую, но приятную во всех отношениях печатную рыбешку. Участь le promeneur solitaire все же лучшая на свете, а что вокруг – поля-леса или улицы-дома, в сущности, не один ли черт?
В качестве гостя посетила пару раз и очередные «Эткиндовские чтения», с удовольствием встретив там множество друзей и коллег, но при этом не добрав академических радостей. Во-первых, я не привыкла рано вставать. Во-вторых, оставался не такой уж большой зазор между тоскливым мычанием священных коров (по старости подчас переходящее в блеяние) и бессмысленой клоунадой затейников помоложе. Да и оставшиеся шансы были использованы мной едва ли наполовину. Прослушала максимум семь докладов из 32-х, усвоить же удалось не более трех – не варит головушка, ох, не варит.
Из усвоенного понравилось сообщение Кати Ларионовой (ПД) о так называемых письмах Пушкина Каролине Собаньской [1, 2], которые, видимо, в новом акад. собрании надо исключать из эпистолярного корпуса и переносить в прозаические отрывки. Забавно даже не то, что старуха Цявловская (тогда еще вполне молодуха) высосала роман, а соответственно и адресацию, из пальца (кандидатуру С. некоторые ученые пытались оспорить и раньше), и даже не то, что «письма», вопреки датировке Ц. разделены двумя годами (первое из них уверенно датируется по рукописи 1832 г.). Интересно, как гипотетическая информация легализовалась в качестве фактографически доказанной. Уверовавшие пушкинисты, начиная с Цявловского-супруга, упорно печатали «письма к Собаньской» в различных ПСС, строили на домыслах мадам биографические повествования, включали «факты» в справочники, и т.п. В частности, в трижды переизданной Летописи жизни и творчества П. (1952, 1991, 1999) под датой 02.02.1821 напечатано: «Начало знакомства с К.А.Собаньской». Т.е. читаем в черновике неясной этиологии «C'est aujourd'hui le 9 anniversaire du jour où je vous ai vu pour la première fois // Сегодня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз», подставляем имя произвольной тетки и вносим новую дату в Летопись. Далее везде. Или вот: известно, что «утаенная любовь» у нас как-то связана с Крымом. Собаньская на «УЛ» тянет? – Тянет. Значит, нечитаемый топоним в черновике «письма» станет у нас Crimée (в большом академическом ПСС под вопросом, а в перепечатках уже несомненно).
И в заключение, продолжая линию доклада, спрошу: а почему ж, следуя той же методике, Пушкина еще не сделали католиком?! Написано же: «Et cependant vous êtes toujours aussi belle que le jour de la traversée ou bien celui du baptême, lorsque vos doigts me touchèrent le front. Cette impression me reste encore — froide, humide. C'est elle qui m'a rendu catholique. // А вы, между тем, по-прежнему прекрасны, так же, как и в день переправы или же на крестинах, когда ваши пальцы коснулись моего лба. Это прикосновение я чувствую до сих пор — прохладное, влажное. Оно обратило меня в католика». Одно неловкое движения и наше все – уже не наше, а папское… По-моему, сенсация века – русофобы, налетай!