Как устроен парусник XVIII века. Поход по "Полтаве"

топ 100 блогов periskop.su04.12.2019 В середине ноября - в один из пасмурных дней поздней питерской осени - я принял участие в походе на уникальный в своём роде морской исторический объект. Это "Полтава" - воссозданный по лекалам XVIII века парусный линейный корабль 4-го ранга. Впервые в истории современной России столь большой парусник строился приближенно к историческим технологиям и в соответствии с решениями корабельного мастера Федосея Скляева. Приближенно - потому что в архивах был найден только чертёж мидель-шпангоута, а также точные размерения корабля. Плюс гравюра голландца Питера Пикарта с внешним обликом. А вот подробных чертежей не было - и поэтому воссоздавать внутренности пришлось по типу аналогичных кораблей эпохи, изучать чертежи аналогов. "Полтава" в своё время стала первым линейным кораблём новорождённого Балтфлота (1712 г.) и в её строительстве принимал участие лично Петр I. Правда, повоевать артиллерией в полную мощь ей не пришлось - несмотря на боевое название в честь Полтавской битвы. Но она крейсировала в шести морских кампаниях Северной войны (1713-1717 и 1721 г.). Окончила "Полтава" свою карьеру в 1732 г., через 7 лет после смерти Петра I.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве
"Полтава" у причала. На заднем плане - белого цвета ангар, где собирали корабль

Словом, прототип был очень заслуженным. Воссоздание корабля происходило в 2013-2018 гг. на исторической верфи "Полтава" на Лахте, по личной инициативе председателя совета директоров "Газпрома" Алексея Миллера. Вообще, дело это очень дорогое и без поддержки мощного генерального спонсора такой проект было бы не поднять, учитывая тщательность исторической реконструкции. В воссоздании "Полтавы" приняло участие в общей сложности около 3 тыс. чел. (от плотников и такелажников до до парусных мастеров и кузнецов). Невероятно сложная задача, учитывая утерянные навыки строительства больших деревянных кораблей. Как вы увидите дальше, конструкция корабля сложная и требует от создателей гораздо больших усилий, чем типовое строительство обычного стального судна.

Самое интересное в осмотре этого корабля - это наглядная возможность воочию ощутить и ясно себе представить внутренности, быт и реалии той эпохи. Никакая картина или гравюра не может заменить личного впечатления. Как был устроен парусник? Насколько тесно там размещались люди? Каков был их быт в походе? Всё это невероятно интересно, когда смотришь на это своими глазами и в размерениях реального корабля. Поэтому давайте пройдём по "Полтаве" сверху донизу и осмотрим линейный корабль. Пост внутри большой, поэтому приготовьтесь к большому рассказу :)


2. Многие петербуржцы "Полтаву" уже видели на Неве, так как её выводили на Английскую набережную летом 2019-го и даже ставили в корабельный ордер на военно-морском параде в тот же год.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

3. Но сейчас мы застали заслуженную реплику у своей исторической верфи, где её готовят к музеефикации и насыщению её внутренностями, чтобы она стала полноценным музейным объектом.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

4. Нашим проводником по кораблю был один из её создателей с самого начала - Максим Коршунов; сейчас он капитан "Полтавы".
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

5. Ну что ж, пора на борт? Идём!
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

Итак, для начала - цифры. Не буду ими сильно вас грузить, но всё равно надо.

Водоизмещение - 1210 тонн
Длина корпуса по гондеку, т.е. по нижней орудийной палубе - около 40 метров.
Корпус сформирован из дубовых бревен диаметром от 60 см до 1 метра и длиной от 6 до 12 метров (для таких бревен нужны дубы возрастом не менее 150 лет).
Высота самой высокой точки корабля - верхушки грот-мачты - 47 метров.
Осадка - 4,6 метра
Площадь парусов (суммарная) - 1059 кв. метров.
Количество пушек - 54, калибром 18-, 12- и 6 фунтов.
Длина стоячего и бегучего такелажа - около 20 км канатов и тросов.

6. Далее мы пойдём смотреть корабль с верхних палуб и до трюма.
Но чтобы вам было понятней внутреннее устройство небольшого парусного линкора, вот "Полтава" в разрезе (рисунок позаимствован из публикации NG, ссылку см. в конце поста). Мачты от носа к корме именовались так: фок-мачта (носовая), грот-мачта (серединная, самая высокая), бизань-мачта (кормовая).
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

Цифры:
1. Каюта капитана. В каюте напротив штурвала хранились карты, велись расчеты и работал вахтенный офицер.
2. Адмиральский салон. Самое просторное помещение на корабле, где, по всей видимости, и располагался Петр I, когда квартировал тут.
3. Помещение офицеров. Спальные места офицеров располагались прямо над бортовыми пушками. Здесь же была и кают-компания.
4. Камбуз. Здесь готовили пищу на весь экипаж.
5. Гондек. Главная орудийная палуба, где посменно спали и отдыхали матросы и нижние чины.
6. Винная. В корабельном арсенале хранились офицерские запасы вина, а также продукты.
7. Орлопдек. Самая низкая палуба, всего 130 см. Ее использовали как склад продуктов, инструментов, запчастей.
8. Крюйт-камера. Хранение порохов и запалов, наиболее опасных материалов.
9. Трюм с балластом и запасами питьевой воды бочками.

7. И вот, мы взошли на корабль и оказались на опердеке - второй по высоте открытой палубе корабля. Здесь тоже стоят пушки. Вид на корму, в сторону кают-компании и адмиральского салона.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

8. Теперь смотрим в другую сторону, к носу. Впереди - вход на камбуз; можно по лесенкам подняться на полубак, или пройти камбуз насквозь, чтобы попасть в матросский гальюн на носу. Преобладающий красный цвет - не просто так, он имел двойное назначение: во-первых, это была наиболее водостойкая краска. Во-вторых, на её фоне гораздо меньше была заметна кровь, так как в бою деревянная щепа наносила экипажу множественные порезы и проколы на коже, и крови лилось много.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

9. Давайте пойдём сперва на нос. Приближаемся к камбузу. Вверху висит главная корабельная рында. Низкие дверцы - вход на камбуз.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

10. Корабль, по обычаю той эпохи, довольно щедро украшался резьбой и фигурами.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

11. Камбуз. Пол и потолок обивали листовым свинцом или медью, чтобы не было пожара; в середине стояли печи. Готовить надо было много: экипаж в полном комплекте насчитывал 350 человек (!) - т.е. 80 морских солдат и 270 человек ходового экипажа. Это примерно в 3 раза больше полного экипажа атомного ледокола и в 1,5 раза больше экипажа большого противолодочного корабля конца XX века. Так что сами представьте объём работ :)
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

12. Ствол фок-мачты и вот примерно тут и помещались камбузные печи. Теснота, жар, тонны солонины и никакой романтики.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

13. Выходим из камбуза на гальюн. Поскольку у матросов и нижних чинов не было выделенных помещений, то весь туалет происходил тут. Как у птичек - за борт, держась за канаты. Если волнение, качка, шторм - всё равно тут. Волна смоет всё.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

14. Носовая часть корабля устроена сложно и замудрённо, но каждая деталь тут имеет выверенное веками морского опыта значение.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

15. Вид носовой части "Полтавы" сбоку. Смотрите, там ещё есть носовые фигуры, имевшие сакральное значение и связанные с именем. Но мы их тут рассмотреть не сможем, это надо спереди зайти.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

16. Теперь идём по опердеку к корме.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

17. Везде преобладает красный цвет, причины см. выше. Правда, тут есть и отступления от XVIII века, в виде спаскругов. Требования Морского Регистра.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

18. Ствол грот-мачты - центральной и самой толстой из трёх. Обратите внимание на гигантское количество такелажа у подножия мачты на палубе. Канаты внешне полностью идентичны историческим аналогам, но изготовлены по современным технологиям, что позволило значительно повысить их прочность и долговечность. Общая длина канатов на корабле - около 20 км.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

19. Поднимаемся на уровень выше - это уже квартердек. Здесь тоже стояли пушки - но более мелкого калибра, медные. Дабы не влияли на остойчивость.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

20. Вид с квартердека на опердек (внизу) и полубак.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

21. Взгляд на верхотуру грот-мачты. Вот в любое волнение или шторм по этим вантам без страховки лазили туда-сюда десятки матросов, дабы ставить или снимать паруса. Флаг - на высоте 45 м, т.е. это высота примерно 15-этажного дома. Так что высоты матросам бояться было противопоказано :)
Ну а горизонтальные планки на мачтах - это реи. Помните, "повесить на рее"? - вот именно на них и вешали преступников и пойманных пиратов.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

22. Из-за хитрого и сложного переплетения канатов вдалеке виден Лахта-Центр, наполовину скрытый облачностью.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

23. Теперь зайдём с кормы и посмотрим, как корабль устроен здесь. Смотрите, как высоко поднята корма в конструкции парусников, это наиболее массивная выступающая назад часть корабля. Верхние окна - каюта капитана, более широкий ряд окон с "балконом" ниже - адмиральский салон и офицерская кают-компания. И обратите внимание, насколько же сложны криволинейные обводы "Полтавы", какое мастерство корабельщиков должно быть.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

24. Кормовые резные фигуры тоже имели символическое значение и украшали корабль. Ниже балкона - герб Российской империи. Декор воссоздавался по гравюре Пикарта, благо она достаточно чётко его изображала.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

25. Теперь идём из опердека внутрь. Здесь, перед салоном, размещались офицеры и их личные вещи - сундуки. Их было относительно немного и они могли себе позволить не спать посменно.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

26. Хорошо видно перекрытие палубы. Над нами - квартердек и судовой штурвал.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

27. Высота палубы внутри небольшая, примерно 2 метра. Нужно ходить аккуратно, если высокий человек.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

28. Адмиральский салон с балконом и одновременно кают-компания, когда главноначальствующих лиц не было на борту. Вот тут и жил царь Петр в периоды своих визитов на корабль.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

29. Андрей Грошиков, генеральный директор верфи "Полтава", рассказывает нам о материалах и устройстве корабля, а также о проблемах с Морским Регистром: ведь "Полтава" настолько уникальна и близка к оригиналу, что не вписывается в стандарты. Прежде всего, тут нет обязательного дизеля - ход только под парусами, как и положено в XVIII веке. Именно поэтому парусник приходится оформляють как «стоечное судно», которому формально можно передвигаться под буксиром. Но ничто не мешает выйти под буксиром в Залив и затем отцепиться от него, идя уже под энергией ветра. Хотя строго по правилам это не положено.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

30. Здесь есть даже такая роскошь, как балкон с видом от кормы.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

31. И самое удивительное - это офицерские гальюны по бортам! Роскошь просто невероятная, ведь матросам приходится делать все дела на носу и открытом ветру. А тут - в комфорте и за стенкой. Правда, всё равно очень узко. Но у моряков зады поджарые, ничего.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

32. Теперь спускаемся на уровень ниже. Это гондек - главная орудийная палуба, где размещались наиболее тяжёлые калибры орудий. Здесь же - якорный шпиль, который вращали до 20-24 человек при подьеме тяжелого якоря. Также тут размешались на отдых матросы и солдаты: спали посменно, т.к. более 100 человек зараз вместить было невозможно. Гамаков в петровскую эру ещё не было и спали на досках, постелив подручные средства, бушлаты и проч.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

33. Устройство такелажа и тут очень сложное; назначение блоков объяснять долго.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

34. Отверстия в полу, окаймлённые медью - это шпигаты, для слива воды, попавшей на палубу. Применяли их и по-малому, если в бою надо сходить. Чтобы до гальюна на носу не бежать.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

35. На гондеке тоже хорошо видно сложное криволинейное устройство корабля. Просто не могу себе представить, насколько непросто было плотникам изготовлять и подгонять все детали, чтобы добиться совершенных и оптимальных обводов корпуса.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

36. Идём ещё ниже. Теперь спускаемся на орлопдек.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

37. Это самая низенькая из палуб, близкая к ватерлинии. Здесь не было орудий, зато складывали припасы и запасной такелаж. Ходить тут можно только сильно пригнувшись (высота 130 см). Так же неудобно и таскать припасы. Но иначе никак.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

38. Наконец, спускаемся на самый низкий уровень, ниже ватерлинии - в трюм.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

39. Здесь для центровки линкора сложен тяжелый балласт: в нашем современном случае - специальные слитки-чушки, а в XVIII веке это были тяжелые камни. Складывать на днище надо их не хаотично, а по стройной системе, этим командовал главный боцман. Так же здесь размещали и запасы питьевой воды: бочки с водой и тяжелые (играли роль балласта) и место продуктов на орлопдеке не занимали.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

40. Я тут спросил капитана, а на какие допущения пришлось пойти от технологий XVIII века? Что применили из современного?
Во-первых - скреплениями деревянного каркаса 300 лет назад были деревянные клинья, а сейчас всё-таки железные болты и гайки. Это раз.
Во-вторых, по требованиям Регистра пришлось сделать водоотливную, противопожарную и вентиляционные системы (т.е. огнетушители и вентиляцию).
В-третьих, внутри помещений стоит современный свет, а не свечи и коптилки.
В-четвертых, орудийная палуба. Тогда была 100-мм дубовая. Сейчас найти надлежащего качества дуба, да ещё и многолетней сушки нереально. Поэтому сделали её трехслойной: сверху и снизу доска по 25 мм, а посередине фанера. Конструкция получается вполне водонепроницаемой и жесткой.
Остальное - всё по тогдашним размерениям и технологиям.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

41. Вот ещё раз - размерения трюма, в масштабе с девушкой.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

42. Вид на винное помещение в корме, под гондеком.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

43. Теперь по орлопдеку, пригнувшись, пробираемся в крюйт-камеру - святая святых военного корабля.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

44. Тут хранились пороха и заряды. Поэтому крюйт-камеру устраивали в самой середине, изолированно от бортов. Так как если неприятель сюда сможет попасть и пробить борты - то всё, кранты. Всё взорвётся и корабль пойдёт гарантированно ко дну. Фонари в крюйт-камере изолировались специальными окнами, чтобы не было и намёка на возгорание или искру. Курить, высекать огонь, шкрябать металлом о металл тут было строжайше запрещено.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

45. Ну что ж, теперь из внутренностей поднимаемся снова на квартердек, где канонир "Полтавы" демонстрирует нам искусство стрельбы из орудия и порядок действий при этом. Сперва придвигаем орудие канатами непосредственно к борту, закладываем заряд.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

46. Затем в спец. отверстие вставляется фитиль и запаливается сверху (я излагаю упрощенно, т.к. процесс зарядки сложнее и в нём больше этапов).
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

47. Если посмотреть на орудие в сборе сзади, то видно и то, что есть специальный такелаж для гашения отдачи от выстрела и удержания орудия в определенном интервале. Вообще, я тут записал видео, там нагляднее. Попробую выложить отдельно.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

48. В общем и целом, осмотр настоящего парусника с реальными пропорциями палуб и истинными размерениями помещений производит огромное впечатление. Сразу все морские книжки про пиратов и моряков парусной эры предстают в ином, реальном свете. Романтика уступает пониманию того, как непросто и сложно было морякам в парусную эру. Очень круто, короче! Очень.
Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве

Сейчас идёт наполнение внутренних палуб предметами той эры и процесс реконструкции помещений. Чтобы посетители могли ещё более наглядно себе представить, как жили и служили моряки военных кораблей 300 лет назад. Пока что посещения обычными посетителями планируются летом - когда работа по музеефикации продвинется достаточно далеко.

Выражаю признательность пресс-службе и работникам ПАО "Газпром" за возможность подробно осмотреть такой уникальный объект.

PS. Для дополнительного чтения по теме "Полтавы" рекомендую материалы Андрея Союстова aka Как устроен парусник XVIII века. Поход по Полтаве u_96:
1) О постройке
2) О спуске на воду
3) И ещё, "Полтава" в разрезе (National Geographic)

#Полтава1712 #Газпром

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так как обостряется ситуации вокруг Славянска, запускаю обновляемый онлайн пост. Плюс трансляция с указанием времени ведется вот здесь http://www.voicesevas.ru/news/yugo-vostok/shturm-slavjanska-post-obnovljaetsja.html + трансляция http://www.vesti.ru/videos?vid=onair "Вести 24" + ...
Граждане, обсуждающие, какой недостоверный "Архипелаг Гулаг", как-то забывают, в каких условиях он создан. Солженицын, не имея специального образования (он вообще-то математик - а они у нас в исторической науке откровенно не блещут), без доступа к архивам, при нарастающей волне ...
Сегодня Пух забрался под перегородку отделяющую пространство под ванной. Мяукал. Но вылез сам, доставать не пришлось, я только постучал пальцами возле того места, где вырезана дыра для труб. Сам сориентировался и сам вылез. Под ванну же затолкал все свои миски. Я уже было смирился что ...
Я и не знал, что Эд Харрис снимает кино. Вернее, забыл. Каким-то краем прошла информация, что он выдал биопик о Поллоке и сыграл главную роль, фильм хвалили – но всё это ушло у меня в сознаньи на свалку не очень нужных фактов. В 2008 Харрис сделал ...
Надежда - мой компас земной, А удача - награда за смелость.           Николай Добронравов "Надежда".                       Сейчас, говорят, стоят очереди как за хлебом, чтобы подписать ...