Как убыточный газ окупается за счёт нефти
barkut0709 — 04.12.2023Как известно, у России два основных экспортных товара, сверхприбыль от которых идёт как в бюджет, так и в экономику вообще: нефть (+нефтепродукты) и газ.
Газ всегда идёт на 2-м месте с заметным отставанием: как по экспорту, так и по доходам в бюджет. Редкие короткие всплески общей картины не меняют.
Ещё одним отличием нефти от газа является то, что ощутимо бОльшая доля нефти, добытой, в России идёт на экспорт. Например, в 2021-м году из 523 млн. тонн добытой нефти (включая нефтегазовый конденсат) на экспорт ушло 232 млн. тонн (т.е. 44%), и ещё 144 млн. тонн нефтепродуктов (28%). А из 763 млрд. кубометров добытого газа - лишь 206 ушло на экспорт (27%).
Есть у газа и ещё одно отличие от нефти: нефть достаточно просто налить в любую ёмкость (хоть цистерну, хоть танкер, хоть бочку) и перевозить. Природный газ же для этого надо сжижить, а это процесс технологически непростой и дорогой, так что по нашему газу основным способом перевозки всё ещё остаются трубопроводы.
В 2022-м году по комплексу причин российские поставки газа в Европу сократились (через Польшу по газопроводу Ямал-Европа - из-за нежелания поляков выполнять требования по оплате в рублях, в Германию по Северным потокам - из-за ремонта турбин, а затем нежелания принимать отремонтированную турбину без снятия санкций, а затем и вовсе газопровод взорвали), что привело к спаду как экспорта, так и добычи газа. По нефти же экспорт и добыча особо не пострадали: Европа ввела эмбарго лишь в декабре, и потом, судя по всему, эти потоки удалось перенаправить.
Разлитую по танкерам нефть всё равно куда везти. Лучше, конечно, ближе (меньше расходов), но можно отвезти и подальше. И с трубопроводами на восток проблем нет: две очереди нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий Океан), т.е. от месторождений Сибири к портам Тихого океана и с ответвлением непосредственно в Китай, позволяют перевезти 50+80 = 130 млн. тонн нефти, т.е. больше половины всего экспорта. Да и можно по старинке перевозить её по жд - это отнимает долю у угля, например, но нефть возить всяко выгоднее.
С газом всё несколько сложнее. У нас, как известно, есть газопровод в Китай "Сила Сибири". Его проектная мощность - 38 млрд. кубов, и постепенно выйти на неё он должен в 2025-м (в 2023-м же, например, планируется поставить по нему 22 млрд. кубов). В той же статье пишут, что теоретически по нему могут поставить и больше, но по сравнению с общим экспортом в примерно 200 млрд кубов - это совсем не то, что нефтепровод ВСТО. Вообще, про то, какую долю занимает Сила Сибири в российском экспорте газа в прошлом году, я писал полгода назад в другой статье, вот иллюстрация оттуда.
При этом цена на газ, поставляемый в Китай, ниже, чем в Европу, об этом пишут даже наши официальные СМИ - равно как и про то, что Китай не торопится реализовать проект Сила Сибири-2 (временно отдавая предпочтение новой ветке газопровода из Туркменистана, через Кыргызстан, т.е. минуя Казахстан, как и в планируемой новой жд), ожидая снижения цен.
Цена на газ в Европе тем временем выглядит так.
А выливыется это, например, в то, что, как пишет Коммерсантъ, в 1-м полугодии газовый бизнес Газпрома принёс убытки, что до этого случалось лишь в 2020-м и 1998-м.
Выйти в плюс ему помогли другие активы, как пишут, в основном - "Газпром нефть".
По результатам 3-х кварталов уходящего года ситуация, судя по всему, повторилась (цитирую, "За девять месяцев 2023 года компания получила отрицательную прибыль от продаж (минус 107 млрд рублей), но затем добавились 511 млрд рублей доходов от участия в других организациях"). А в дальнейшем прогнозируют её продолжение. Впрочем, доходы от нефти позволяют покрывать эти убытки даже в рамках Газпрома, а тем более в рамках всей экономики, а также федерального бюджета, который по прежнему получает доходы от газа, хоть и меньше, чем в прошлом году (процентов на 45 за январь-октябрь, если суммировать НДПИ и пошлины). Тем не менее, это, похоже, сказывается на сокращающейся инвестпрограмме Газпрома: в текущем году с 2,3 до 2 трлн, а в следующем - с 2 до 1,6.