Как так могло получиться?

топ 100 блогов a-omnibus — 15.02.2025
Как так могло получиться?

Однажды на даче во время обеда мы увидели в окно такую картину. Маленькая Маша — ей было 2,5 года — взяла пилу и пробовала пилить доски для забора. В точности так, как это делал папа, то есть, я. Никто её не заставлял, не приучал, не принуждал, не убеждал в том, что это хорошо, правильно, в дальнейшей жизни пригодится. Она сама.

Это оказалось так просто. Не понадобилось изучать труды по педагогике, читать модные книги всемирно известных детских психологов. Надо было просто взять в руки пилу. Или топор. Или ещё какой-нибудь инструмент. Или без всякого инструмента просто начать что-то делать. То, что вы считаете нужным. Без оглядки на ребёнка. Это он/она тут же оглянется на вас и начнёт пытаться повторить ваши действия. Так заведено природой, так учат и учатся жить собаки, кошки, волки, лисы, куры, гуси. Они уж точно не знают умных методик и не читают руководств и наставлений.

Как так могло получиться?

Вот вам ещё пример. Практически в том же возрасте Машу посадили в машину на водительское место — и она тут же взялась левой рукой за руль, а правой за рычаг коробки передач. Такая кроха — а подсмотрела за папой, зафиксировала в памяти его действия и попыталась повторить.

Как так могло получиться?

Конечно, тогда ей никто не дал бы даже попробовать управлять машиной. А чуть позже — я дал. Со своих коленей, естественно. На тихой полевой дороге. На минимальной скорости. Под полным своим контролем.

Вы скажете — нельзя? А я скажу — нужно. Постепенно, по чайной ложечке показывать ребёнку взрослые дела и приучать что-то делать. Я лишил дочь детства? Какого, простите? Беготни по лужам? «Плавания» в море интересных и совершенно дурацких детских игрушек, которыми принято заваливать чад? Просмотра мультиков и разрисовывания/разрывания книжек с картинками? На самом деле, всё было. И подвижные игры, и мультики, и чтение книжек, и рисование. Всё было. Но были и дела. Особенно тогда, когда ребёнок сам хотел что-то делать по примеру родителей. И было очень интересно следить за этим процессом, направлять, помогать, избегать опасностей.

Как так могло получиться?

Главным было самому/самим что-то делать. Если родителям нравится сидеть у телевизора сутками напролёт, ребёнок засядет там же. Аналогично с Интернетом. Что вы сами любите делать, то чадо и повторит. Если оно ничего не повторяет, значит, таковы родители. Вы заняты на работе, а дома хотите просто отдохнуть с детьми? Не все таковы. И Машины родители вполне себе работали и тоже иногда потом отдыхали. Но при этом любили и что-то делать.

Здесь у меня в руках набор инструментов, впервые заказанный в «посылторге» Biltema. Маша на два дня была «выключена» из оборота: просто сидела и внимательно рассматривала блестящие торцевые головки, вытаскивала их, а потом добросовестно укладывала на свои места в контейнере. Да, тогда для неё это были всего лишь «блестяшки». Но, наверное, что-то отложилось в памяти, и позже она закончила технический вуз.

Как так могло получиться?

А вот к чему ещё мне очень хотелось приобщить Машу, но тогда не удалось. Всё время мешал «режим», согласно которому её надо было кормить и укладывать спать среди дня. Несмотря на её слёзы и отсутствие аппетита. Надо. Хорошо хоть, что не вставал вопрос опасности этих плаваний. Если бы встал — крыть было бы нечем. Даже тем, что глубина реки в этом месте была — воробью по пузо.

Как так могло получиться?

Сегодняшняя Маша опробовала и течение быстрых рек, и просторы Тихого океана. И как-то задала мне вопрос: «Папа, почему ты никогда не говорил мне, что каяк — это так здорово?»

На самом деле, говорил. И показывал. Просто в силу малых лет ты тогда не всё запоминала. И, кроме того, не всем хотелось, чтобы ты это запоминала. А я говорил. И показывал.

Что определяет нашу жизнь в детстве? Нравоучительные книжки? Яркие цветные мультики? Развивающие игры? Строгие режимы сна и питания? Я не отрицаю всего этого, но считаю, что генетическое, природное приобщение к делам родителей тоже должно иметь место. Тем более, что дела эти тоже полезны и интересны.

Комментарии к этому посту отключены. Я никому не навязываю свой метод воспитания подрастающего поколения — но не надо ничего доказывать и мне. Тем более, что меня воспитывать уж точно поздно. Что выросло, то выросло.

@ Omnibus @

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
DSC_0035.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU DSC_0034.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU DSC_0036.jpg © mirielle_elenna.iMGSRC.RU ...
Ну, во-первых, я ни на что не претендую, ибо незачем. Я есть боевая единица сама в себе, полностью самодостаточная и абсолютно удовлетворенная своим совершенством. А что касается, - во-вторых, - этого текста , то: (а) судя по всему, материал относится к осени 2014, когда все сектора ...
...
Дело, разумеется, не в рейтинге. Это пыль. И уж вовсе не понимаю, о каких националистах идет речь и кого подразумевает уважаемый комментатор под определением "инкомыслящий". Но констатация, безусловно, интересна и дает повод поразмышлять... Динамика популярности любого "политического" ...
- Мы с парнями на днях к себе в общагу девушку пригласили:   ну выпили мы шампанского, пива... потом потра%ались...   потом одного послали за коньяком, водкой... опять потра%ались... - Замучали наверное девушку... - Какую девушку? - Ну, которую вы пригласили к себе. - Да она н ...