Как Совнарком организовал "сергианскую церковь"

Официальной публикации "Положений..." 1943 г. не было.
2) "Положение об управлении Русской православной церковью". Официально принято Собором 31 января 1945 г. Однако Вики утверждает, что Совнарком утвердил этот документ за 3 дня до Собора!
Типографское издание "Положения..." см., например, на аукционе: https://www.litfund.ru/auction/674/341/
3) Однако в сборнике документов по истории РПЦ (изд-во Крутицкого подворья. М., 2009) постановление Совнаркома датируется не 28 января 1945 г., а 28 января 1944 г. (!). См.: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/218448-postanovlenie-snk-sssr-locale-nil-polozhenie-ob-upravlenii-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-locale-nil-moskva-kreml-28-yanvarya-1944-g#mode/inspect/page/1/zoom/4
Насколько я могу предположить, это ошибка Крутицкого подворья, поскольку в 1944 г. постановление 162 было совсем другим:
https://statearchive.ru/snk/pp44.htm (за 1945 год постановления приведены на сайте с лакунами, см. https://statearchive.ru/snk/pp45.htm , но по номерам и датам вполне близко).
В любом случае, "Положение...", регулировавшее управление РПЦ с 1945 по 1988 г., было на самом деле принято Совнаркомом, а решение "Собора" было простой формальностью. При этом излишне упоминать, что оба "Положения..." (1943 и 1945) молчаливо ставили крест на решениях Собора 1917-1918 гг. (о предыдущем Соборе и его постановлениях даже не упоминалось!) и делали патриарха единоличным (формально или по сути) главой РПЦ, а Синод -- его карманным фиговым листочком, поскольку число постоянных членов Синода, влючая самого патриарха, гарантировало отсутствие какой бы то ни было власти у приглашенных членов.
При этом "Положение..." не смогло полностью освободиться от влияния "демократизма" Собора 1917-1918 гг., как видно из установления знаменитой "двадцатки". Прихожане сами организовались и просили нанять священника. Староста, а также надзиратель от советской власти (эти двое обычно были чекистами) существенно ограничивали власть иерархии. Только относительно недавно патриархия избавилась от остатков "независимости" прихожан, обеспечив передачу прав старосты настоятелям храмов, а всё имущество передав в ведение РПЦ МП. При Алексии II начался процесс, завершившийся при Гундяеве и характеризующийся доселе невиданной формальной независимостью церкви от государства и такой абсолютизацией власти патриарха, которая не могла даже во сне привидеться Никону.
|
</> |