Как сделать налоговую систему вменяемой

Вопрос –
зачем у нас такая громоздкая, такая сложная налоговая система. Один
налог уменьшает базу по другому налогу, один налог перечисляется в
несколько адресов. Страховые взносы делятся на фонды и статьи
внутри фондов. У
меня ответ только один – все это создано для оправдания
существования огромной массы чиновников, делающих ненужную работу.
Раньше выделялся «удел на кормление», а теперь создается ненужная
управленческая структура. Создатели данной системы - люди умные,
талантливые и авторитетные. Иначе во главе государства не стояли
бы. Только их таланты направлены во зло. Цитата из романа А.Н. Толстого «Петр
Первый»:
« Наложить бы еще какую подать... Ну, хошь бы на соль...
Князь ответствовал: -
На лапти еще налогу нет... - Истинно, истинно, - зашумели бояре, -
мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две
деньги дани на пару лаптей. Легко стало боярам. Решили
дело».
Технически налоговая система сверстана именно так.
Можно ли упростить налоговую систему. Да, можно, и очень просто. Я
очень сомневаюсь, что это недоступно чиновникам и экономистам. Все
они это понимают, по крайней мере, кто-то из них, но не хотят
упрощать, поскольку в мутной воде рыба ловится легче. Или приказано
так делать, той же Америкой, или одной из транснациональных
корпораций. Или же задействованы более мистические рычаги, и всем
руководит тайный орден или ложа, или старцы из Шамбалы. А может,
действительно идет интенсивная подготовка к пришествию антихриста,
и все ключевые посты давно уже заняты замаскированными бесами. А
кому-то просто на должности просто все равно - власть есть, личный
доход идет и ладно, а после нас хоть потоп. Кто точно знает?
Однако, одно дело знать, что налоговая система, мягко выражаясь,
неэффективна, что это часть заговора, или плод некомпетентности и
продажности, и совсем другое не понимать этого. Вот, пожалуйста,
альтернативный вариант, коротко, в доступном формате. Понадобится –
сделаю развернутый вариант. В моем варианте принципиально ничего не
меняется, я просто упорядочил то, что есть.
Итак, вот список налогов, он есть в налоговом кодексе, я его только несколько перегруппирую:
Налоги с реализации (продажи, товарооборота) – налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
Рента (плата за пользование природными ресурсами) - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, земельный налог.
Налоги, уменьшающие базу по налогу на прибыль - государственная пошлина, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, страховые взносы.
Налоги с прибыли – налог на прибыль.
Налоги с физических лиц - налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы упоминать нет нужды, поскольку в предлагаемом варианте налоговой системы надобность в них отпадет сама собой.
Список обширный, но общее количество налогов не самое сложное. Самое сложное – это их расчет и администрирование. Налоги с реализации исключаются из расчета прибыли, рента уменьшает налогооблагаемую прибыль, страховые взносы официально как бы и не налог. Вот именно здесь лежит совершенно безболезненный способ упрощения.
Основная сложность это налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость, это увеличение стоимости в момент продажи. Стоимость оценивается в рублях. Налог косвенный, то есть для расчета добавляется «сверху» к продажной стоимости. Налог уплачивается на каждой стадии увеличения стоимости, то есть при каждой продаже. Каждая организация уплачивает свою часть налога, как разницу между налогом, полученным от покупателя и налогом, уплаченным поставщику. На примере это выглядит так: Купили за 1000, продали за 1500. Ставка НДС 18%. Расчет: НДС с покупки: 153 (1000 / 118 х 18), НДС с продажи: 229 (1500 /118 х 18), НДС в бюджет 76 (229 – 153).
Далее рассуждаем: 76 – это примерно 5% от суммы продаж 1500 (76 / 1500 х 100). Тогда зачем рассчитывать с разницы, а не со всей суммы продаж. И какой смысл в сложности НДС, если можно получать те же деньги в бюджет, но гораздо более простым способом. И какой смысл делать его косвенным, а не прямым. Просто взять 5% от суммы продаж. Налоговой базой, вместо расчетной, будет реальная сумма продаж, которая определяется по первичным документам. В экономике этот показатель называется товарооборот. Или реализация, как сумма кредитовых оборотов по бухгалтерскому счету 90 за отчетный период.
Акцизы. Это государственная фискальная добавка к продажной цене. По существу, это изъятие в бюджет сверхприбыли, которая возникает в связи с завышенной рыночной стоимостью относительно затрат на изготовление. Акциз просто добавляется к продажной цене изготовителя подакцизного товара. Это пусть останется.
Плата за пользование всеми природными ресурсами (земельный налог, НДПИ, водный налог и сборы за пользование объектами животного мира) – это не что иное, как рента, описанная Марксом. Вот рента должна быть разная, в зависимости от существа природного ресурса и объективных сложностей его использования. На сумму ренты увеличивается продажная стоимость.
Страховые взносы - это по существу изъятие у граждан части заработной платы, как и НДФЛ. Говорить о том, что страховые взносы платит работодатель – это лицемерие. Физическое лицо, работник, получает плату за труд – заработную плату. Из того, что заработал, он отдает НДФЛ на нужды государства и страховые взносы на обязательное страхование. То есть страховые взносы должны начисляться и уплачиваться в бюджет вместе с НДФЛ. Просто из зарплаты вычитаются сразу все, то есть 47% (13% НДФЛ + 34% страховые взносы). Для этого нужно зарплату увеличить на сумму страховых взносов. Организации в таком случае станут не плательщиками страховых взносов, а налоговыми агентами, как и по НДФЛ.
Налог на имущество – в чем его экономическая логика? Организация получает прибыль – платит налог на прибыль. Физическое лицо получает доход - платит НДФЛ. Остальное их заработанное, они могут это тратить туда, куда захотят. Живущие одним днем потратят на развлечение, а рачительные приобретут имущество. И затем рачительные должны еще платить. За что? Уже ведь заплачено. На словах декларирован принцип однократного налогообложения, а на деле обложение дохода получается многократным. Разве логично, что раздолбаи, пропившие и прогулявшие свои заработанные деньги, платят налогов меньше, чем создатели материальной базы бизнеса и семьи.
Транспортный налог и налог на игорный бизнес. Зачем нужны отдельные налоги, которые погоду в общей налоговой массе не делают. Если так уж необходим дополнительный экономический регулятор, то можно для отдельных видов деятельности применить повышенную ставку налога на прибыль. Так, кстати, в девяностых и было для посреднической деятельности.
Государственная пошлина – это вообще разовая оплата. Она пусть останется.
Прибыль – это расчетная величина, разница всех доходов и всех расходов. Так вот, поскольку это расчетная величина, а не реальная, ее рассчитывать можно как угодно. Я предлагаю простой вариант. Прибыль – это сумма продаж за вычетом НДС, акцизов, госпошлины, ренты и зарплаты. Налог на прибыль – это процент с прибыли.
Теперь льготы. Если нужно поддержать налоговыми льготами отдельную отрасль или вид деятельности, то для них просто уменьшается ставка НДС или НП. А все остальные налоги должны платить все одинаково.
Какая польза от предложенных изменений. Налоги становится легче считать, соответственно легче контролировать уплату. Исчезает чехарда с признанием расходов, возмещением НДС, сложности с точным определением налоговой базы – больше не будет ситуаций, когда вот это облагается, а вот то не облагается. Величину конкретных ставок по каждому налогу нужно рассчитать. Чисто арифметически это не сложно. Тем более, что нужно сделать это всего один раз, а не изощряться, как сейчас, каждый отчетный период.
Все предельно просто. Стандартная коммерческая организация – ООО или ЗАО регистрируется, заявляет о видах деятельности и встает на все виды учета. Если виды деятельности лицензируются, то получает лицензию. Если необходимы природные ресурсы, то заключает соответствующие договора. Далее нанимает работников и приступает к заявленным видам деятельности. В процессе деятельности приобретает и продает продукцию, товары, работы, услуги, начисляет и выплачивает заработную плату. По окончании отчетного периода (месяца, квартала, года) подводит итоги. По первичным документам (накладным, актам, Z-отчетам) определяет общую сумму продаж. По расчетным ведомостям определяет общую сумму начисленной зарплаты. Далее можно считать налоги. Акцизы и НДС – от реализации, НДФЛ и страховые взносы – от начисленной зарплаты, рентные платежи или от реализации или фиксированная сумма, госпошлина – по факту уплаты. Далее простым вычитанием из реализации всего вышеперечисленного определяется прибыль. И все. Никаких дополнительных документов, никаких расчетных методик, никаких гаданий, никаких споров.
Теперь с точки зрения администрирования. Кто знает структуру отчета о прибылях и убытках и налоговой декларации по налогу на прибыль, для тех все понятно. А для тех, кто не знает, я приведу упрощенный вариант:
Показатели:
- Доходы (сумма оборотов по кредиту счета 90 и 91)
- Расходы:
- НДС
- Акцизы
- Рента
- Госпошлина
- Зарплата
3. Прибыль
4. Налог на прибыль
5. Чистая прибыль
Справочно: покупка (сумма кредитовых оборотов счета 60)
Один отчет содержит все необходимые показатели. Показателей для общего налогообложения используется всего два – продажа (реализация, товарооборот) и зарплата. Для расчета рентных платежей дополнительно используются данные лицензий, или договоров. Справочный показатель – покупка, используется для статистического наблюдения, а также для возможно необходимого расчета рентабельности.
|
</> |