Как сдать на права в Норвегии
tom2art — 23.03.2011
Процедура получения водительских прав
в
Норвегии сильно отличается от нашей.
Об этом мы сегодня и поговорим.
![Как сдать на права в Норвегии](http://store.artlebedev.ru/_i/catalog/ibm2f23r.jpg)
Записываемся на курсы
Регистрация учеников проходит в автошколе. С дня записи до первого
урока ждешь около двух месяцев — очереди. На вводных
курсах учеников посвящают в общие знания о знаках, типах
дорог, первой помощи и говорят купить книгу, по которой ты будешь
учиться самостоятельно. Как таковых, вечеров в кругу усталых после
работы людей тут нет, если что-то не понятно — нанимаешь
учителя. Также, с твоего счета списывается первая сумма —
1700 крон (8500 рублей).
Разрешение на вождение
Теперь тебе выдают бумагу, с которой ты можешь сесть за руль.
Не обольщайся, тут есть свои нюансы. На пассажирском сидении должен
находиться человек (wow!) достигший 25 лет, получивший права 5 лет
назад и не имеющий ни авариий за последние 5 лет.
Вождение в темноте
На этих занятиях ученику разжевывают когда и где
нужно пользоваться внешним освещением. Также одного из учителей
переодевают в оранжевую жилетку и показывают как его
видно при разной скорости и разном освещении.
Вождение с инструктором
На вождение записываются заранее и ждут, в среднем, около трех
месяцев. Предполагается, что это время ты проведешь в учебе и
практике вождении. С инструктором нужно накатать минимум
десять часов, каждый из которых обойдется в 600 крон (3000
рублей).
Водят тут на Ford Mondeo, Ford Focus, Bmw последних серий,
Mitsubishi Lancer. Все машины в отличном состоянии.
Вождение на льду
Если инструктор видит, что ты готов к следующей пытке, он
записывает тебя на "скользкое" вождение. Два ученика прыгают в
машину и проводят день в ледяном городе с учителем. Мало того, что
городок залит льдом, так еще и в руках инструктора лежит пульт,
нажимая который из разных мест выскакивают картонные олени, машины
и пешеходы. Вторая стадия урока проходит еще круче — экипаж
поднимается на горку, залитую льдом и скатывается вниз, включая по
очереди разные типы тормозов.
Ученику на практике показывают как работают ABS, ручник, и как
выворачивать на машине, ушедшей в занос.
Стоит это порядка до 4000 крон (20 000 рублей).
Дальнее вождение
Следующий этап молодого самурая выглядит примерно так — рано
утром две ученические машины комплектуются экипажами из
инструктора и двух учеников и уезжают в другой город или на границу
Швеции, как было с Юлькой. Поездка в одну сторону занимает порядка
четырех часов, по прибытию ученики меняются местами и едут обратно.
На следующий день процедура повторяется, на этот раз увеличиваясь
до пяти часов в одну сторону.
Стоит это удовольствие порядка 5600 крон (28 000
рублей).
Терпеть не могу столбы текста, давайте разбавим
панорамкой, что ли. Маленькая бухта и морские коттеджи.
Летом — идеально.
Теоретический экзамен
Приходишь в школу, сдаешь за компьютерами. 45 вопросов и лимит
в 5 ошибок. На экзамене присутствуют перефразированные
вопросы, которые добавляют головной боли. С счета списывают
350 крон (1700 рублей), но при сдаче с первого раза, ты ничего не
платишь.
***
Рекорд на количество
заваленных экзаменов принадлежит норвежцу Харольду
Сулхейму, который
30 лет подряд
заваливал теоретический (sick!) тест. Кстати он
так и не сдал его,
в конце ему разрешили
сдать устно, дав поблажку.
Практический экзамен
Сразу же несешь 800 крон (4000 рублей) в кассу за экзамен и
2000 крон (10 000 рублей) за аренду машины учителя, который
уходит в кафе на час. Принимает экзамен уже другой учитель.
Интересная особенность — полиция не принимает никакого участия
в этой процедуре. Перед поездкой задают вопросы типа: "Любишь
болтать во время движения?", "Включить кондиционер?", "Тихую
музыку?". Затем тянешь одну из карточек по техническому осмотру
авто и рассказываешь теорию. Как правило это о знаниях где и что
находиться под капотом, какие жидкости нужно менять и подобное.
Если у нас по набору лимита ошибок высаживают, то тут едешь все 60
минут, во время которых инструктор отмечает ошибки, которые ты
допустил на маршруте.
Когда поездка подходит к концу, инструктор интересуется, какие
ошибки вы допустили на ваш взгляд и выносит вердикт.
Финиш
Идешь на кассу, фоткаешься в кабинке и тебе дают временные
права, которые через три дня заменяют на пластиковую
карточку. Иметь права в Норвегии, скорее похоже на привилегию,
все в сумме обходится в среднем в 30 000 крон (150
000 рублей).
***
Я сдавал на права в России. Сидя на водительском сидении, я слушал
стоящего снаружи милиционера
о том, что я в праве спрашивать у него во время экзамена.
Дослушав, как мне казалось, до конца,
я хлопнул дверь прямо по его пальцам. С первого раза я,
размеется, не сдал.