Как российская пресса освещала еврейский кишиневский погром
grimnir74 — 09.04.2016* * *
Под вечер первого дня Пасхи и весь второй день многочисленные группы пьяных буянов, сопровождаемые подростками и мальчиками, произвели серьезные уличные беспорядки одновременно в разных местах, разбегаясь при появлении полиции и войск. Перебиты были не только окна, но масса магазинов лавок и жилищ. Пострадали преимущественно евреи, хотя были случаи разграбления квартир городовых, акцизного чиновника и т.п. [...]
Необходимость охранить несколько банков, общества взаимного кредита, почту, водопровод и другие важные пункт и разделиться по разным улицам, частям города и даже предместьям, словом, всюду, где происходил одновременно погром еврейского имущества, ослабила силы нашей и без того малочисленной полиции и даже войск, которые пришлось разбросить на протяжении огромного района. В общем, чрезвычайно тяжелая картина полного разрушения. Пострадала, главным образом, беднота. Убытки, несомненно, большие, многие остались без крова и пищи. Беспорядки не обошлись без жертв; на второй день убитых и умерших от ран было более тридцати, из них несколько христиан. Много амбулаторных раненых - тяжело и легко в больницах свыше шестидесяти. На третий день с утра беспорядки в городе не возобновлялись.
«Бессарабец», 23 (10) апреля 1903 года
На праздниках
...Как может толпа, состоящая в большинстве из людей "средних", не способных на кровавые преступления, с легким сердцем грабить и убивать беззащитных? Ответ на этот вопрос заключается в особой психологии толпы, в ее способности заряжаться настроением отдельных, входящих в состав ее членов. [...]
Таково мнение ученого-социолога. Возвращаясь к действию нашей толпы, нужно сказать, что погромщики состоят у нас преимущественно из пришлого великорусского элемента, Молдаване, как и малороссы, мало склонны к действия скопом, - гораздо менее чем великороссы, привыкшие к артельному и мирскому началам. Во время эпидемий это они устраивают "холерные бунты", в Крыму бьют татар, в Баку - персов, в Москве - студентов. Был бы предлог для молодецкой потехи - кулачного боя, - а бойцов они всегда поставят.
«Бессарабец», 24 (11) апреля 1903 года
* * *
- В среду судебные следователи 1 и 3 участков г. Кишинева производили судебно-медицинский осмотр трупов евреев, убитых во время погрома. Их 37 и собраны они частью на еврейском кладбище, частью в еврейской больнице. Причину смерти устанавливать было легко, так как все раны наносились исключительно в голову тяжелым тупым орудием - обломками мебели, поленьями и палками. Поэтому судебно-медицинских вскрытий не производилось, а они были заменены простым осмотром. В еврейской больнице собрано 62 потерпевших с тяжелыми ранами, тоже исключительно головы. Многие страшно изуродованы: с перебитыми носами, выбитыми глазами и зубами, сломанными челюстями. [...]
- Согласно предложению кишиневского полицмейстера г. Ханженкова, жители гор. Кишинева, которые во время беспорядков поднимали разбросанные по улицам и площадям вещи, приносят их в полицейские участки. Другие же, боясь ответственности, бросают по ночам на площадях или подбрасывают другим обывателям.
«Городская Хроника», 26 (13) апреля 1903 года
* * *
Следы погрома Вчера большинство улиц были очищены от поломанных и разбросанных вещей. Благодаря дождю, пух был смыт с мостовой водой. Некоторые улицы были довольно чисты. Только Николаевская и Гостинная улицы, вблизи шлагбаума представляли печальную картину разрушений: тротуары с двух сторон и большая часть мостовой заняты поломанными вещами. Пора бы и тут убрать, да и ломовым подводам с каменным углем невозможно проезжать. Кроме того, следовало бы поднять и поставить на место будки и киоски.
«Городская Хроника», 28 (15) апреля 1903 года
* * *
Загремело в воздухе ура! ура! из тысячи полупьяных глоток; звон разбиваемых стекол, треск рам, дверей, легко поддавшихся дружному натиску громил, их дикий рев и свист слились с криками ужаса избиваемых евреев, воплями женщин и детей, образуя адскую какофонию, отдаленные раскаты которой заставляли трепетать население центров. В каких-нибудь полчаса потоки черни успели занять всю местность, прилегающую к вокзалу, и тут разыгралось что-то ужасное, что-то не поддающееся описанию! Встречные евреи были немедленно избиваемы до потери сознания. Жалкие лачужки бедняков - почти нищих были разнесены в прах, а комнатный скарб и хлам превращены в кучи мусора и выбрасывались на улицу...
Полиция очень строго кричала на громил. Патрули с ружьями на плечах строго призывали рассвирепевших разбойников к порядку... Но те плохо слушались и с остервенением продолжали свое опустошительное дело.
«Внутренние Известия», 01 мая (18 апреля) 1903 года
* * *
Громили лавки и квартиры исключительно еврейских домов, т.е. тех, в которых вчера выбили окна. На Пушкинской, между Николаевской и Харлампиевской, и по всей Харлампиевской не осталось ни одного магазина. Даже железные шторы не всегда спасали. Опять-таки толпа состояла самое более из 15 - 18 человек, не старше 20 лет, по костюму больше горожане. Они ломали камнями ставни, влезали в магазины и начинали выбрасывать буквально все к тем, кто оставался снаружи. Наружная толпа все рвала и бросала: дорогие мантильи, шляпы, перья, ленты, ботинки, золотые вещи, книги - все было разрушено и разбросано. [...]
Одновременно когда на Пушкинской грабили лавки, другая толпа, состоящая также из 15 - 20 парней громила Николаевскую, Гостиную, Александровскую, Подольскую, Кузнечную, Садовую, Остаповскую и другие улицы, начиная с Бендерской по направлению к вокзалу, причем небольшие кучки врывались в еврейские квартиры, сорвав предварительно оконные рамы, и первым делом разрывали все подушки и выбрасывали их на улицы. Далее ломали мебель на кусочки, кресла, диваны, этажерки, одним словом все, что было в доме. Но это еще не все. Разъяренна толпа теми же кусками мебели начинала бить евреев и евреек, которых заставала в квартирах. Били куда попало: по голове, по рукам и в результате уже похоронено до сегодняшнего дня (13 апреля.) 43 покойника. 80 человек тяжелораненых лежит в еврейской больнице. [...]
Что же делали в это время войско и полиция? Они стояли и смотрели; когда же дом был совершенно разгромлен, он обращались к толпе: "будет - дальше, дальше!", или патруль врывался в центр толпы с криком: "расходись, расходись!", делил толпу на две части и уходил, давая возможность толпе соединиться снова и действительно работать дальше.
[...]
«Искра», 12 мая (29 апреля) 1903 года
* * *
События в Кишиневе вызвали тревогу еврейской части населения во многих местностях Империи и породили среди христиан толки о предстоящих еврейских погромах. В некоторых городах евреи стали образовывать из своей среды кружки самообороны.
«Московский Листок», 14 (01) мая 1903 года
* * *
Многие иностранные газеты – «Ber. Tag.», «Frankf. Zeit.», «Neue Freie Presse» и др. открыли у себя подписку в пользу пострадавших от кишиневского погрома евреев.
«Новости дня», 26 (13) мая 1903 года
* * *
«Нов.» Приводят извлечение из письма графа Л.Л.Толстого, продиктованного самим Львом Николаевичем: «В газетах появилось известие, что отец мой, Лев Николаевич Толстой, пожертвовал в пользу кишиневских евреев 15 тыс. руб. Отцу было неприятно это ложное известие; не опровергнуть его – значило бы пользоваться одобрением людей за то, что чего не делал, опровержение же этого известия могло бы показаться неодобрением такого поступка, что было бы совсем несправедливо. Отец глубоко возмущен и опечален случившимся в Кишиневе злодеяниями».
«Новости дня» , 28 (15) мая 1903 года
* * *
Л.Н.Толстой обратился к кишиневскому городскому голове Шмидту и к доктору Мучнику с письмом, в котором выражает свое сочувствие жертвам погрома, ужас перед зверствами толпы и негодование против их виновников. К заявлению Л.Н. Толстого присоединились между прочим кн. С.Н.Трубецкой, проф. Н.И.Стороженко, проф. Н.А. Умов, кн. А.И.Сумбатов, Н.В.Давыдов и проф. В.И.Вернадский.
«Хроника», 29 (16) мая 1903 года
* * *
Горький о погроме
В издающейся в Петербурге газете «Дер-Фрайнд» напечатано, что Максим Горький прислал в одну из газет письмо, в котором высказывает сое негодование по поводу кишиневских беспорядков и заявляет, что священная обязанность христиан – придти на помощь несчастным жертвам кишиневских событий.
«Московский Листок», 04 июля (21 июня) 1903 года
* * *
В иностранных газетах напечатано следующее сообщение из Петербурга: «Агентство Рейтера» недавно распространило ложное известие, будто между Россией и Соединенными Штатами происходили переговоры относительно выраженного президентом Соединенных Штатов намерения передать русскому правительству петицию американских евреев по поводу событий в Кишиневе. Правительство Соединенных Штатов не делало по этому поводу никаких заявлений, но если бы даже на это решилось, то Россия, конечно, сумела бы на такого рода вмешательство в ее внутренние дела ответить соответствующим образом.
«Московский Листок», 02 августа (20 июля) 1903 года
* * *
Дела о погроме евреев в Кишиневе и совершенных во время погрома убийствах, по словам "Бессарабца", закончены судебными следователями гор. Кишинева 1-го, 2-го и 3-го участков и направлены с обвинительными актами прокурора в одесскую судебную палату, которая уже их утвердила. Дела эти будут слушаться судебной палатой с сословными представителями в сентябре, но не в Кишиневе, а в Тирасполе.
«Новое время», 20 (07) ноября 1903 года
* * *
Дело о кишиневских беспорядках Сегодня одесская судебная палата с сословными представителями начала рассмотрение при закрытых дверях дела об анти-еврейских беспорядках, бывших 6-го и 7-го апреля этого года. <...> По этому делу обвиняются в возрасте от 17-ти до 52-х лет, 36 местных христиан и один персидско-подданный. <...>
«Новости дня», 20 (07) ноября 1903 года
В ходе погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600 (различных национальностей), повреждено около 1/3 всех домостроений города.
источник
|
</> |
https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.