Как российская пресса освещала еврейский кишиневский погром

топ 100 блогов grimnir7409.04.2016
Раны наносились исключительно тупым орудием...
"6-го и 7-го апреля в Кишиневе местное еврейское население подверглось нападению толпы рабочих. Беспорядки начались с разграбления еврейских лавок и квартир и весьма быстро приняли характер сплошных бесчинств. Несмотря на усилия полиции, а затем и призванных в помощь ей воинских частей, рассыпавшиеся по городу буяны били стекла в окнах еврейских домов (при чем случайно были разбиты стекла и нескольких квартирах христиан), уничтожали и расхищали имущество. Возобновившиеся во второй день беспорядки против евреев приняли, несмотря на призыв войск, угрожающий характер: произошло несколько побоищ, были пущены в ход не только камни и палки, но даже железные ломы и револьверы: 25 человек при этом было убито и 75 ранено серьезно, и до 200 человек получили незначительные поранения. По распоряжению министра внутренних дел город Кишинев и его уезд объявлены на положении усиленной охраны. «Внутренние Известия», 23 (10) апреля 1903 года


* * * 

Под вечер первого дня Пасхи и весь второй день многочисленные группы пьяных буянов, сопровождаемые подростками и мальчиками, произвели серьезные уличные беспорядки одновременно в разных местах, разбегаясь при появлении полиции и войск. Перебиты были не только окна, но масса магазинов лавок и жилищ. Пострадали преимущественно евреи, хотя были случаи разграбления квартир городовых, акцизного чиновника и т.п. [...] 

Необходимость охранить несколько банков, общества взаимного кредита, почту, водопровод и другие важные пункт и разделиться по разным улицам, частям города и даже предместьям, словом, всюду, где происходил одновременно погром еврейского имущества, ослабила силы нашей и без того малочисленной полиции и даже войск, которые пришлось разбросить на протяжении огромного района. В общем, чрезвычайно тяжелая картина полного разрушения. Пострадала, главным образом, беднота. Убытки, несомненно, большие, многие остались без крова и пищи. Беспорядки не обошлись без жертв; на второй день убитых и умерших от ран было более тридцати, из них несколько христиан. Много амбулаторных раненых - тяжело и легко в больницах свыше шестидесяти. На третий день с утра беспорядки в городе не возобновлялись.

«Бессарабец», 23 (10) апреля 1903 года



* * *

На праздниках

...Как может толпа, состоящая в большинстве из людей "средних", не способных на кровавые преступления, с легким сердцем грабить и убивать беззащитных? Ответ на этот вопрос заключается в особой психологии толпы, в ее способности заряжаться настроением отдельных, входящих в состав ее членов. [...]

Таково мнение ученого-социолога. Возвращаясь к действию нашей толпы, нужно сказать, что погромщики состоят у нас преимущественно из пришлого великорусского элемента, Молдаване, как и малороссы, мало склонны к действия скопом, - гораздо менее чем великороссы, привыкшие к артельному и мирскому началам. Во время эпидемий это они устраивают "холерные бунты", в Крыму бьют татар, в Баку - персов, в Москве - студентов. Был бы предлог для молодецкой потехи - кулачного боя, - а бойцов они всегда поставят.

«Бессарабец», 24 (11) апреля 1903 года

*  * *

 - В среду судебные следователи 1 и 3 участков г. Кишинева производили судебно-медицинский осмотр трупов евреев, убитых во время погрома. Их 37 и собраны они частью на еврейском кладбище, частью в еврейской больнице. Причину смерти устанавливать было легко, так как все раны наносились исключительно в голову тяжелым тупым орудием - обломками мебели, поленьями и палками. Поэтому судебно-медицинских вскрытий не производилось, а они были заменены простым осмотром. В еврейской больнице собрано 62 потерпевших с тяжелыми ранами, тоже исключительно головы. Многие страшно изуродованы: с перебитыми носами, выбитыми глазами и зубами, сломанными челюстями. [...]

- Согласно предложению кишиневского полицмейстера г. Ханженкова, жители гор. Кишинева, которые во время беспорядков поднимали разбросанные по улицам и площадям вещи, приносят их в полицейские участки. Другие же, боясь ответственности, бросают по ночам на площадях или подбрасывают другим обывателям.

«Городская Хроника», 26 (13) апреля 1903 года

* * *

Следы погрома Вчера большинство улиц были очищены от поломанных и разбросанных вещей. Благодаря дождю, пух был смыт с мостовой водой. Некоторые улицы были довольно чисты. Только Николаевская и Гостинная улицы, вблизи шлагбаума представляли печальную картину разрушений: тротуары с двух сторон и большая часть мостовой заняты поломанными вещами. Пора бы и тут убрать, да и ломовым подводам с каменным углем невозможно проезжать. Кроме того, следовало бы поднять и поставить на место будки и киоски.

«Городская Хроника», 28 (15) апреля 1903 года

Как российская пресса освещала еврейский кишиневский погром

*  * *

 Загремело в воздухе ура! ура! из тысячи полупьяных глоток; звон разбиваемых стекол, треск рам, дверей, легко поддавшихся дружному натиску громил, их дикий рев и свист слились с криками ужаса избиваемых евреев, воплями женщин и детей, образуя адскую какофонию, отдаленные раскаты которой заставляли трепетать население центров. В каких-нибудь полчаса потоки черни успели занять всю местность, прилегающую к вокзалу, и тут разыгралось что-то ужасное, что-то не поддающееся описанию! Встречные евреи были немедленно избиваемы до потери сознания. Жалкие лачужки бедняков - почти нищих были разнесены в прах, а комнатный скарб и хлам превращены в кучи мусора и выбрасывались на улицу...

Полиция очень строго кричала на громил. Патрули с ружьями на плечах строго призывали рассвирепевших разбойников к порядку... Но те плохо слушались и с остервенением продолжали свое опустошительное дело.

«Внутренние Известия», 01 мая (18 апреля) 1903 года

* * *

Громили лавки и квартиры исключительно еврейских домов, т.е. тех, в которых вчера выбили окна. На Пушкинской, между Николаевской и Харлампиевской, и по всей Харлампиевской не осталось ни одного магазина. Даже железные шторы не всегда спасали. Опять-таки толпа состояла самое более из 15 - 18 человек, не старше 20 лет, по костюму больше горожане. Они ломали камнями ставни, влезали в магазины и начинали выбрасывать буквально все к тем, кто оставался снаружи. Наружная толпа все рвала и бросала: дорогие мантильи, шляпы, перья, ленты, ботинки, золотые вещи, книги - все было разрушено и разбросано. [...]

Одновременно когда на Пушкинской грабили лавки, другая толпа, состоящая также из 15 - 20 парней громила Николаевскую, Гостиную, Александровскую, Подольскую, Кузнечную, Садовую, Остаповскую и другие улицы, начиная с Бендерской по направлению к вокзалу, причем небольшие кучки врывались в еврейские квартиры, сорвав предварительно оконные рамы, и первым делом разрывали все подушки и выбрасывали их на улицы. Далее ломали мебель на кусочки, кресла, диваны, этажерки, одним словом все, что было в доме. Но это еще не все. Разъяренна толпа теми же кусками мебели начинала бить евреев и евреек, которых заставала в квартирах. Били куда попало: по голове, по рукам и в результате уже похоронено до сегодняшнего дня (13 апреля.) 43 покойника. 80 человек тяжелораненых лежит в еврейской больнице. [...]

 Что же делали в это время войско и полиция? Они стояли и смотрели; когда же дом был совершенно разгромлен, он обращались к толпе: "будет - дальше, дальше!", или патруль врывался в центр толпы с криком: "расходись, расходись!", делил толпу на две части и уходил, давая возможность толпе соединиться снова и действительно работать дальше.

[...]

«Искра», 12 мая (29 апреля) 1903 года

* * *

События в Кишиневе вызвали тревогу еврейской части населения во многих местностях Империи и породили среди христиан толки о предстоящих еврейских погромах. В некоторых городах евреи стали образовывать из своей среды кружки самообороны.

«Московский Листок», 14 (01) мая 1903 года


*  * *

Многие иностранные газеты – «Ber. Tag.», «Frankf. Zeit.», «Neue Freie Presse» и др. открыли у себя подписку в пользу пострадавших от кишиневского погрома евреев.

«Новости дня», 26 (13) мая 1903 года

* * *

«Нов.» Приводят извлечение из письма графа Л.Л.Толстого, продиктованного самим Львом Николаевичем: «В газетах появилось известие, что отец мой, Лев Николаевич Толстой, пожертвовал в пользу кишиневских евреев 15 тыс. руб. Отцу было неприятно это ложное известие; не опровергнуть его – значило бы пользоваться одобрением людей за то, что чего не делал, опровержение же этого известия могло бы показаться неодобрением такого поступка, что было бы совсем несправедливо. Отец глубоко возмущен и опечален случившимся в Кишиневе злодеяниями».

«Новости дня» , 28 (15) мая 1903 года

* * *

Л.Н.Толстой обратился к кишиневскому городскому голове Шмидту и к доктору Мучнику с письмом, в котором выражает свое сочувствие жертвам погрома, ужас перед зверствами толпы и негодование против их виновников. К заявлению Л.Н. Толстого присоединились между прочим кн. С.Н.Трубецкой, проф. Н.И.Стороженко, проф. Н.А. Умов, кн. А.И.Сумбатов, Н.В.Давыдов и проф. В.И.Вернадский.

«Хроника», 29 (16) мая 1903 года

* * *

Горький о погроме

В издающейся в Петербурге газете «Дер-Фрайнд» напечатано, что Максим Горький прислал в одну из газет письмо, в котором высказывает сое негодование по поводу кишиневских беспорядков и заявляет, что священная обязанность христиан – придти на помощь несчастным жертвам кишиневских событий.

«Московский Листок», 04 июля (21 июня) 1903 года


* * *

В иностранных газетах напечатано следующее сообщение из Петербурга: «Агентство Рейтера» недавно распространило ложное известие, будто между Россией и Соединенными Штатами происходили переговоры относительно выраженного президентом Соединенных Штатов намерения передать русскому правительству петицию американских евреев по поводу событий в Кишиневе. Правительство Соединенных Штатов не делало по этому поводу никаких заявлений, но если бы даже на это решилось, то Россия, конечно, сумела бы на такого рода вмешательство в ее внутренние дела ответить соответствующим образом.

«Московский Листок», 02 августа (20 июля) 1903 года

* * *

Дела о погроме евреев в Кишиневе и совершенных во время погрома убийствах, по словам "Бессарабца", закончены судебными следователями гор. Кишинева 1-го, 2-го и 3-го участков и направлены с обвинительными актами прокурора в одесскую судебную палату, которая уже их утвердила. Дела эти будут слушаться судебной палатой с сословными представителями в сентябре, но не в Кишиневе, а в Тирасполе.

«Новое время», 20 (07) ноября 1903 года

Как российская пресса освещала еврейский кишиневский погром

* * *

Дело о кишиневских беспорядках Сегодня одесская судебная палата с сословными представителями начала рассмотрение при закрытых дверях дела об анти-еврейских беспорядках, бывших 6-го и 7-го апреля этого года. <...> По этому делу обвиняются в возрасте от 17-ти до 52-х лет, 36 местных христиан и один персидско-подданный. <...>

«Новости дня», 20 (07) ноября 1903 года

В ходе погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600 (различных национальностей), повреждено около 1/3 всех домостроений города.

Как российская пресса освещала еврейский кишиневский погром

источник

Оставить комментарий

вольдемар 23.02.2019 00:13

https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Хто готовий до протестів Зовні ситуація з готовністю виходити на вуличні акції видається доволі спокійною. Але за останні роки вона пережила непомітну внутрішню трансформацію, яка може змінити саму суть українських протестів і назавжди змінити уявлення про них як про мирні ...
Недавно проходил конкурс на новый состав группы Виа Гра. Так вот два дня назад вышел их первый клип. Зрители Украины, Казахстана, России и Беларуси выбрали самых сексуальных, поющих и привлекательных девушек для участия в группе. Следующим золотым составом "ВИА Гры" стали Миша ...
Эти вроде бы обычные городские праздничные гулянья - первые после годичного перерыва. И потому прекрасны, и потому чувствуются острее и радостнее. Это как бальзам на раны самоизоляции, как надежда на возвращение привычной жизни. И потому, простите мою сентиментальность, это радость со ...
Это странно, но всего 5 снимков ...
увы ... и классная ...