
Как развалили «Ижмаш»?

Легендарный производитель автоматов Калашникова обанкротился – эта новость преследовала меня всю неделю, и как только я получил по электронной почте приглашение на пресс-конференцию оборонного завода «Ижмаш», тут же приготовился к худшему. Сейчас приду, и мне подробно расскажут, как развалили завод. А ведь полмира стреляет из его оружия!
В ресторане прессу встретил новый генеральный директор предприятия – Максим Кузюк. Он поспешил заверить нас, что банкротство было необходимо для снятия арестов с расчетных счетов «Ижмаша». А в реальности за год заводу, напротив, удалось добиться неплохих показателей по сравнению с двумя депрессивными десятилетками, когда им рулило другое руководство. Выручка выросла на 40% по сравнению с 2011 годом. На продажах спортивного и охотничьего оружия в США удалось заработать 444 млн рублей. Американские полицейские закупили наши ружья «Сайга». В итоге операционная прибыль «Ижмаша» составила 310 млн рублей – неплохо для банкрота. Отдельно остановлюсь на самом Кузюке.
Психологи справедливо утверждают, что на 90% мнение о чем-либо формируется в первые секунды знакомства с объектом, причем в мозг поступает информация, основанная практически целиком на визуальных образах. За годы профессиональной деятельности в сфере PR мне часто попадались компании, чьи первые лица, извините, просили кирпича. Особенно это касается старинных оборонных предприятий. «Красными» таких директоров наверняка называют не только из-за бывшей партийной принадлежности, но и по причине характерного оттенка кожи на хмурой физиономии. Инстинктивно с такими людьми не хотелось иметь ничего общего с первых минут разговора – кто знает, может в этом кроются глубинные причины всех бед нашей оборонки в эпоху капитализма.
Так вот, Кузюк производит обратное впечатление. На посту директора «Ижмаша» он совсем недавно - с 2010 года. Поэтому раньше мне его лицезреть не приходилось. Учитывая, что «Ижмаш» - известный оборонный холдинг, в роли его руководителя я ожидал увидеть кого-то похожего на прапора из моего местного военкома – со свинообразной головой, предназначенной для ношения шапки типа «бобрик», и в костюме не по размеру, а по ГОСТу.
Однако в ресторане я увидел молодого и полного энергии человека. Smart, casual, friendly, fresh – разве могли мы раньше употреблять такие эпитеты по отношению к советским директорам, или к криминальным рылам из 90-х? Очень неожиданно для поставщика «калашей», не правда ли?
В целом мероприятие получилось стильное, чего от «Ижмаша» тоже никак не ожидали: Кузюк говорил в микрофон, слышно было хорошо, имелась возможность промочить горло апельсиновым соком. Я считаю, с точки зрения маркетинга это едва ли не новая глава в нашей военной промышленности. Журналисты думали, придет какой-нибудь старикан, отгундосит в стол что-то невнятное по протокольной бумажке и удалится в министерство, или где они там вечно пропадают...