рейтинг блогов

КАК РАБОТАТЬ С ПОДТЕКСТОМ? КАК ПОКАЗАТЬ, ЧТО ПЕРСОНАЖИ ДУМАЮТ ОДНО, А ГОВОРЯТ

топ 100 блогов shichengaru11.09.2025


Подтекст — это не литературный приём, это и есть сама жизнь. Мы почти никогда не говорим прямо то, что думаем и чувствуем. Мы договариваем, умалчиваем, пытаемся казаться теми, кем не являемся, хотим получить что-то, не прося напрямую. Сцена — это место, где эта игра обнажается.

КАК РАБОТАТЬ С ПОДТЕКСТОМ? КАК ПОКАЗАТЬ, ЧТО ПЕРСОНАЖИ ДУМАЮТ ОДНО, А ГОВОРЯТ


Работа с подтекстом — это не про то, что сказать зрителю, а про то, что от него скрыть, чтобы он сам это почувствовал. Вот несколько ключевых принципов, которые я вывел за годы работы.

Чтобы персонаж мог что-то скрывать, у него должно быть что скрывать. Вы, как Бог-творец, должны знать о нём всё:
Какую тайну он хранит? (совершил проступок, влюблён, болен, боится чего-то).
Чего он хочет в данной сцене? (его сверхзадача и конкретная цель здесь и сейчас: получить одобрение, вынудить другого признаться, скрыть панику).
Почему он не может сказать это прямо? Это самый важный вопрос. Причины могут быть: социальные условности («неудобно»), страх (быть отвергнутым, наказанным), манипуляция (сделать так, чтобы другой догадался первым), игра (флирт, интеллектуальное превосходство).
Пока вы это не прописали для себя в предыстории, подтекста не будет. Будет просто текст.

Запомните железное правило драматургии: персонажи на сцене не говорят, они действуют словами. Их реплика — это поступок. Они не сообщают информацию, они пытаются что-то сделать с другим человеком: ранить, утешить, унизить, соблазнить, остановить.

Вопрос «Что персонаж делает?» важнее вопроса «Что он говорит?».
Например, фраза «Ты сегодня прекрасно выглядишь» может быть действием:
Лесть, чтобы получить повышение.
Извинение, после вчерашней ссоры.
Прощание, перед тем как уйти навсегда.
Укол, если сказано язвительным тоном человеку, который знает, что выглядит плохо.
Зрителю не нужно слышать мысли персонажа. Ему нужно видеть его действие и реакцию на действие другого.

Подтекст расцветает в плодородной почве контекста. Зритель должен понимать больше, чем персонажи в данный момент.
Ситуация: Двое ведут светскую беседу о погоде. Но зритель знает, что минуту назад они украли бриллиант и сейчас их ищет полиция. Их спокойствие становится проявлением паники.
Предыдущая сцена: Если мы видели, как герой получил увольнение, а в следующей сцене он с улыбкой говорит жене: «Всё отлично, просто решил отдохнуть», — мы понимаем весь трагизм этой лжи.
Деталь: Персонаж говорит: «Я совершенно спокоен», но при этом ломает карандаш в руках. Его тело выдаёт правду. Прописывайте в ремарках эти невербальные знаки: паузы, взгляды, молчаливые движения, работу с предметами.

Эрнест Хемингуэй говорил, что сила рассказа в том, что под водой скрыто 7/8 айсберга. Так же и в диалоге. Прямой текст — это видимая часть. Всё остальное — подтекст.
Практическое упражнение: Возьмите любой свой диалог и напишите перед каждой репликой в скобках, какое действие совершает персонаж и что он на самом деле думает или чувствует.

Пример:
(Действие: проверить, помнит ли он наш день рождения)
— Сегодня довольно прохладно для мая.
(Действие: сделать вид, что я не понял намёк; я забыл и мне стыдно)
— Да… Листья уже желтеют.
(Действие: прямо атаковать, вызвав чувство вины)
— Ровно пятнадцать лет назад в такой же день было очень солнечно.
Видите? Диалог о погоде, а на самом деле — о забытой годовщине, обиде и вине. Ни одного прямого слова.

Самая большая ошибка начинающего — расписать всё до последней мысли, не оставив пространства для догадок. Не нужно писать: «говорит с сарказмом» или «скрывая свою боль». Если ваша драматургическая конструкция выстроена верно (есть цель, препятствие, тайна), умный актёр сам поймёт, как играть. А зритель почувствует напряжение между словами и скрытым смыслом. Это и есть магия театра.

Онлайн-курс «пьеса», 4 декабря – 27 февраля 2025 года.
www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21
Следуйте за белым кроликом!

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
"Здравствуйте,Лара! Я - Ваш недавний читатель, но уже большой поклонник. Меня восхищают Ваши точные, прямо в самое сердце, комментарии. Позвольте и мне обратиться к Вам за взглядом на ситуацию. Речь пойдёт о гештальте, не закрытом очень много лет. Когда-то я была юна, неумна, из очень ...
Свеженькое. Осенне-весеннее. Детское в основном мальчуковвое. Из взрослого в первую очередь мужские джинсы в количестве (есть еще в таком размере если кому надо:) И все еще ищет хозяек женский десигуал. Приоритет у того кто раньше забирает. Оплата на карту после моей отмашки. ДЕТСКОЕ ...
Почему он такой убогий по сравнению с советским? Сначала подумалось, что в советском отражена вера в будущее. Конечно, сейчас её нет. И быть не может. Что такое может измениться в нашем будущем? Капитализм, он и есть капитализм. Но я хорошо помню советское время: в воздухе был разлит ...
Дочке знаменитых родителей, 17-летней Лили-Роуз Депп не терпится оставить за спиной надоевший багаж детских платьев и игрушек, и полноценно перейти в разряд взрослых – попробовать на вкус жизнь, в которой нет запретов и ограничений. Ну а пока... пока вот так: Lily-Rose Depp ...
В Севастополе устроили подлянку в чисто хохляче-рагульском стиле. На заседании экспертного совета при губернаторе при исполнении гимна России на большом экране появился текст начала гимна, в котором были допущены грубые и оскорбительные ошибки. К примеру, в первой строке "Россия - свяще ...