Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

топ 100 блогов ru_metro16.12.2013 Данный пост взят как есть, стоит учитывать, что написан он был в апреле. Поправочный коэффицент остается на совести автора. Оригинал взят у Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы. horgord в Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.
В этом году Правительство Москвы проводит тарифную реформу на городском общественном транспорте, внедряя новые способы оплаты проезда. Данная тема достаточно широко освещается в медиа-сфере, в том числе по причине противоречивости мнений относительно эффективности реформы, вызывая тем самым широкий к ней интерес и желание разобраться в ней подробнее. Нынешняя запись будет являться попыткой сравнения тарифов Москвы с Берлином.

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Почему Берлин? Германские города заслуженно считаются одними из самых удобных в плане организации общественного транспорта, и , Берлин, безусловно является таким городом. У Берлина и Москвы много общего: примерно одинаковая площадь транспортного обслуживания, обширная сеть, значительный пассажиропоток (4 млн. поездок ежедневно в Берлине, по Москве нет данных, но он больше, как минимум в 2 раза).

Сравнивать мы будем тарифы и опции, которые предлагают тарифные меню обоих систем. С целью приведения к соответствию тарифы Берлина были переведены в рубли по курсу 41 руб. за 1 евро с понижающим коэффициентом 2,067, составляющим разницу в среднемесячных доходах жителей Москвы (50 400 руб. по данным издания «Деловая жизнь» и Берлина (2540 евро по данным агентства nettoLohn.de ). Данные по тарифам Берлина здесь, по Москве здесь.

Кроме того, в виду того, что транспортная сеть Берлина и его пригородов поделена на тарифные зоны A,B и C за основу был взяты цены по совмещенной зоне AB, покрывающий весь Берлин, площадь которой сравнима с площадью Москвы. Также здесь не будут рассматриваться специальные тарифные опции для студентов, школьников, пожилых граждан, туристов (которые выше обычных), а только для рядовых граждан без каких-либо льгот и сниженных тарифов.

ABABABC

17000 руб. (стоимость 7,7  месячных билетов)


Для наглядности рассмотрим действия тарифов на примере наиболее востребованных паттернов пользования общественным транспортом.

Разовая поездка.

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Из диаграммы видно, что Берлин предлагает ограниченный, универсальный и очень прозрачный набор опций - это маловостребованная короткая поездка на расстоянии 3х (метро, электричка) или 6-ти (наземный общественный транспорт (НОТ)) остановок за 28 рублей. Вторая опция – длинная поездка на любом виде транспорта с неограниченным числом пересадок по билету сроком действия 2 часа с момента валидации за 48 рублей.

С Москвой не все так просто – здесь, на первый взгляд, 8 вариантов, но на самом деле полноценным вариантом является только 1 билет «90 минут» за 50 рублей. Все остальные билеты имеют либо половинчатые опции (проезд только на одном виде транспорта), либо планируются к отмене, либо стоят дороже и предполагают внесение залогового депозита в 50 руб. («Тройка»). Здесь можно смело говорить, что самая дешевая разовая поездка с пересадками стоит 50 рублей, что на 2 рубля дороже по сравнению с Берлином. Это примерно одинаково, но возникает другой вопрос: насколько общественный транспорт Москвы эффективен и комфортабелен по сравнению с Берлином и стоит он такой же цены?

Плотность станций метро в Москве и Берлине

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Состояние трафика на дорогах, оказывающего влияние на наземный общественный транспорт

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Поездки на 1 день.

В Берлине выгодно пользоваться дневным безлимитным проездным, начиная с 3-ей поездки, в Москве – начиная с 5-ой (по билету «90 минут»). Очень дорого, на 55 % больше.
Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Поездки в течение 7 дней

В Берлине все просто: есть безлимитный проездной на 7 дней за 555 руб. В Москве такой опции нет – необходимо считать сколько наберется поездок за неделю и подбирать варианты. Если допустить, что будет 16 поездок, то оптимальным вариантом для полноценного проезда (НОТ+метро) будет покупка билета на 11 и 5 поездок за 450 и 220 рублей соответственно. Итоговая сумма составит 670 рублей. Проезд либо только на метро, либо на наземном общественном транспорте будет дешевле, чем в Берлине по билету «ТАТ» (только НОТ), либо по билету «Единый» (только метро) на 11 и 5 поездок или билету «Тройка» (если он был уже куплен ранее).

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Поездки в течение 1 месяца.

В Берлине снова все просто: безлимитный месячный проездной стоит 1527 руб. В Москве повезло только тем, кто ездит либо только на метро, либо на НОТ – за 750 рублей можно приобрести билет «ТАТ» (только НОТ), а за 1200 рублей можно приобрести «Единый» билет для метро. Но не следует забывать, что у его владельцев в арсенале только 60 поездок. Если в месяц поездок больше, то надо покупать новый билет. А если проехали меньше 60 поездок, но прошло более 90 дней со дня покупки билета, то часть денег вы подарите городу Москве.

Любителям ездить с пересадками НОТ+метро стоимость проезда по минимально возможной цене будет на 18% дороже, чем в Берлине и составит 1800 руб. При этом останутся в силе все ограничения на 60 поездок, о которых речь шла выше. Тем, кто хочет избежать всех ограничений и ездить по безлимитному месячному проездному, придется заплатить еще больше 2200 рублей, что на 44% дороже аналогичного в Берлине.

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Поездки в течение года.

Самым оптимальным решением сэкономить денежные средства на проезде в общественном транспорте в течение года будет покупка годового абонемента со скидкой. Это справедливо и для Берлина – годовая безлимитка стоит 14803 руб. – и для Москвы, в которой она на 14,8% дороже и стоит 17000 руб. Немного легче ситуация для тех москвичей, кто пользуется только метро или НОТ. Они могут каждый месяц покупать «Единые» билеты на 60 поездок, в результате чего в течение года потратят 14400 рублей. Тем, кто пользуется только НОТ, годовой безлимитный обойдется в 7300 руб.

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Транзитные пассажиры

Было бы неправильно обойти вниманием транзитных пассажиров и во сколько обходится им транзит. В Берлине все просто – выбор небольшой, но надежный и недорогой. Проезд между железнодорожными вокзалами стоит по цене 1 разовой поездки зоны AB в размере 48 рублей, а проезд из аэропорта Schönefeld 61 рублей, т.к. он находится в зоне C. Если вы прилетаете в Tegel (зона B), то поездка на железнодорожный вокзал будет стоить 48 рублей.

Самая дешевая опция добраться из аэропорта Домодедово на Казанский вокзал стоит 149 руб.: 99 рублей на электропоезде до Павелецкого вокзала (если повезет с расписанием) и 50 рублей на метро по билету «90 минут». Возможности «Единого» билета не рассматриваются т.к. разовая поездка по нему будет отменена с 1.07.2013, а приобретение «Тройки» предусматривает залог в 50 руб., что делает его неудобным в использовании.

Как работает город. Тарифные системы общественного транспорта Берлина и Москвы.

Вместо резюме.

Тарифная система в Москве менее прозрачная и более сложная по сравнению с таковой в германской столице. Обилие тарифных опций вызвано, скорее всего, компромиссом между желанием удержать цены на низком уровне в разных сегментах перевозок (отдельно НОТ и метро) и в то же время обеспечить транспортную систему финансированием для ее функционирования за счет других. Неудобные характеристики «Единого» и «ТАТ» билетов такие, как:


  • ограничение числа поездок вместо безлимита на определенный период времени,

  • наличие срока годности билетов

  • отсутствие бесплатных пересадок между видами транспорта и использование его только в разовой поездке в одном виде транспорта


компенсируются сравнительно низкой первоначальной ценой и регрессивной шкалой ценообразования по ходу увеличения количества поездок.
В угоду поддержания низкого тарифа по данным билетам все остальные тарифные опции завышены по цене, и в целом, можно сказать, что по отношению к другим пассажирам, которым не выгодны данные билеты (ездящим с пересадками на разных видах транспорта, не часто пользующим общественным транспортом и приезжим в Москву на короткое время пассажирам) проводится дискриминационная ценовая политика.

Рассмотрим поподробнее характеристики билета «90 минут». По своей сути его можно сравнивать с билетом на одноразовую поезду в Берлине, т.к. предлагаемые опции в нем одинаковы. Он дороже как при использовании на разовые поездки (50 рублей в Москве против 48 рублей в Берлине), так и при использовании на месяц. Если считать, что среднее число поездок в месяц составляет 60 поездок, то даже с учетом скидки в Москве придется заплатить на 18% больше, а именно 1800 рублей против 1527 руб. за безлимитный месячный проездной в Берлине. При этом билет «90 минут» содержит все ограничения присущие «Единому» билету, кроме присутствия возможности бесплатно делать пересадки между другими видами транспорта.

Безлимитные билеты на 1 день, месяц и год дороже в Москве по сравнению с Берлином на 55%, 44% и 21% соответственно.

Москва – самый крупный транспортный узел в стране, во много раз превышающий по пассажиропотоку ближайший по величине Санкт-Петербург. Более 200 тыс. пассажиров дальнего следования ежедневно прибывают и выезжают по железной дороге, на самолетах и автобусах. Большая из них часть прибывает транзитом или на короткий период времени до нескольких дней. Для этой категории пользователей нет приемлемых по цене однодневных безлимитных билетов, вообще нет 3-7 дневных безлимитных билетов. Разовые поездки возможны либо за 50 рублей по билету «90 минут», либо 78 рублей по «Тройке» (с учетом залогового депозита 50 руб.), разовые «Единые» билеты не рассматриваются, т.к. будут отменены.

Что можно сделать?


  1. Снизить тарифы по безлимитным опциям на 1 день, месяц, год и по билету «90 минут» до берлинского уровня. В качестве компенсации рассмотреть возможность поднятия стоимости билетов «Единый» и «ТАТ», убрать сроки их действия.
  2. Оставить в продаже билеты на 1 поездку через автоматы, сотовую связь, интернет.
  3. Ввести тарифы по безлимитным опциям на 3 и 7 дней.
  4. Интегрировать в карту «Тройка» все возможные тарифные опции с возможностью их активации и пополнения баланса через автоматы, кассы, интернет.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
15.12.2013 Метро 2013
Архив записей в блогах:
Лично Я, как и мои коллеги, дико ржем над кармодрочерами, и над рейтингодрочерами. Ибо это недостойно мыслящих людей. Так вот, касаемо рейтингодрочеров. Поскольку несюсюкинцы устроили праздник, дескать социальный капитал повысился, обогнали сюсюкинцев (угорал, честно), даю самые простые ра ...
Вообще, если так отстраниться, то можно выделить - довлеющую? - тенденцию. В нашей "узкой" общественной мысли. Ну, я имею в виду наше соо прежде всего. Итак, есть прорывающееся всё время ревение, что вот раз вокруг всё не лучшим образом: а давайте опять попробуем устроить свободу и ...
Посматривая на заголовки Бибиси или голоса Америки на примере предыдущего поста, можно поступать как они, причем делать намного более обоснованные и страшные заголовки с очернением западной действительности. Возьмем, к примеру смерти от голода. Точней не голод, а недоедание. ...
17 сентября 967 года хакан русов в Киеве Сфендослейф слушал песни скальдов под аккомпанемент харп и гузлей на пиру своей дружины. Вместе с ним слушали его дружинные варяги, бо-ярлы и гриди, а также дворовые холопи, разносившие снедь, и княжой кот Пардусик, угостивший ся крылышком жареной ...
Буквально 27 лет назад мы жили в одной стране и могли свободно по ней перемещаться. Но в начале 90-х нас разделили и те кто на тот момент оказались на другой территории навсегда остались гражданами другой страны. Фото: Яндекс Фотки А для получения гражданства необходимо ...