Как Пушкин однажды спрятался за "Колхозницами"...
lovers_of_art — 05.10.2021 Конечно, любовь к Пушкину у Петрова-Водкина отразилась не только в картине "Портрет Ленина",где он Ленина со всех сторон Cочинениями Пушкина обложил
К столетию со дня гибели Пушкина Петров-Водкин напишет портрет "Пушкин в Петербурге" (он там внизу)
А с начала 1930-х годов художник работал над ещё одним портретом Пушкина.
Написал его и ... уничтожил.
В декабре 2018 года отдел технологических исследований Русского музея вдруг обнаружил,
что под слоем одного из полотен Петрова-Водкина с эскизом картины "Колхозницы", есть ещё один слой.
Над "Колхозницами" художник работал с 1937 и почти до самой смерти в феврале 1939 года.
Но так и не докончил.
Вот этот холст и взяли для подробного изучения технологических приёмов Петрова-Водкина.
А когда холст просветили с помощью специальной аппаратуры, то оказалось,
что под фигурами и головами "колхозниц" прячется ... Александр Сергеевич Пушкин!
Это было сенсацией, ведь этот портрет считался утраченным, уничтоженным – самим художником.
Об этом и сам Петров-Водкин говорил, добавляя, что портрет ему не понравился.
Об этом свидетельствовала и его дочь (единственная дочь Елена Кузминична 1922-2008),
мол,отец, работая над портретом, повторял, что с Пушкиным у него "не клеится"...
В своих воспоминаниях Елена Кузминична рассказывает, что отец начал картину в Болдине,
потом продолжил в Пушкине, где семья жила с 1927 по 1936 гг, получив квартиру в здании знаменитого Лицея.
Но даже после этого образ поэта "не шёл"...
Дочь описала и картину, какой она успела её увидеть.
"Пушкин сидит на диване, нога протянута, а на ковре валяется смятое письмо, наверное, от Натали"
(письмо, да ещё и от Натали – это только дочкины фантазии).
Ещё из воспоминаний:
"Папа говорит: – Нет, это не Пушкин, он таким не может быть.
И в тот момент, когда он резал, я смотрела на лицо Пушкина и мне показалось, что он ухмыляется.
Я говорю: - Если он такой, то это не Пушкин и нечего расстраиваться"...
Конечно, воспоминания дочери ценны своей эмоциональной окраской,
но в них расхождения даже в описании картины, что неудивительно для воспоминаний 10-12-летней девочки.
По счастью в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина сохранилась фотография той уничтоженной картины,
и она частично совпадает с описанием Елены Кузминичны.
Есть предположение, что фотографию сделал Александр Иванович Бродский, отец Иосифа Бродского,
но точных сведений на этот счёт нет.
Мало того, в запасниках Всероссийского Пушкинского фонда есть отрезанная нижняя часть картины -
с книгами на полу и брошенным письмом (если это письмо, а не какие-то его записи):
То есть Петров-Водкин просто отрезал часть картины,
а на оставшейся части холста стал набрасывать "колхозниц", а "не изрезал" весь холст на части...
Будет ли восстановлена картина или нет – время покажет.
А как жаль картину, таких бы портретов Пушкина побольше...
Может, Петров-Водкин в сердцах, что называется, накинулся на картину после того,
как её не отобрали на Всесоюзную выставку 1937, посвящённую Пушкину.
Официоз тогда в связи с этим событием зашкаливал, даже непонятно, чего уж так-то отмечать столетие смерти,
казалось бы – не день рождения, когда - праздник так праздник.
Кроме того, можно вспомнить историю 1934 года, когда точно так же не был признан Ленин, читающий Пушкина...
Ну а история с обретённым портретом Пушкина получилась занимательная,
"рукописи не горят"... Вот и портрет - не разрезан, а найден.
А портрет "Пушкин в Петербурге" (1937) тоже необычный -
как будто через 100 лет после смерти вся вселенская скорбь у поэта в глазах:
Иллюстрации – из своб. доступа, сведения про найденную картину с сайта spb.aif.ru
|
</> |