рейтинг блогов

Как пройти в библиотеку?

топ 100 блогов nikolai_endegor15.09.2024 Довелось поработать в Национальной библиотеке Франции (Biblitheque National de France - BNF). Расскажу о моем первом посещении.

Мне нужно было посмотреть театральные маски из фонда Ростислава Добужинского, хранящегося в библиотеке. В электронном каталоге BNF указано, что снимки масок можно увидеть в читальном зале, и я думал их там скопировать. Старинное здание библиотеки находится на улице Ришелье в Париже, оно замечательный памятник архитектуры и, конечно, мне хотелось заодно там пофотографировать.

У входа в Национальную библиотеку Франции
Как пройти в библиотеку? IMG_6325-1_resize.JPG


Театр начинается с вешалки, а BNF - с пункта досмотра. Процедура как в аэропорту. Миную рамку-металлоискателя, предъявив охране содержимое карманов и рюкзака, вхожу в здание библиотеки и двигаюсь по стрелке "запись читателей". Она приводит к дубовому кабинету с вежливой дамой за внушительным столом.

- Здравствуйте, я хотел бы попасть в читальный зал, чтобы познакомится с фондом художника Добужинского.
- Вы знаете, по таким темам в нашей библиотеке работают только исследователи.
- Да, я как раз исследователь.
- У исследователя должна быть ученая степень и научные труды.
- У меня есть ученая степень, статьи и книги.
- Дайте мне пожалуйста Ваш диплом или покажите Ваши научные работы.

Диплома с собой, конечно, нет (да и вряд ли бы помог диплом на русском). Достаю ноут, роюсь в интернете, нахожу свои статьи на английском, показываю.

- Я вижу Ваши труды, но все они посвящены технике и компьютерам, а Вы собираетесь работать с фондом художника. У нас можно работать только по теме своей научной специализации.
- Да, но сейчас я работаю как исследователь-историк. У меня есть публикации о художниках Добужинских, правда все на русском.

Опять роюсь в интернете, нахожу статьи, показываю на ноутбуке. Дама с глубоким сомнением смотрит на мою кириллицу. К счастью, в моих публикациях всегда много картинок и репродукций, я начинаю их показывать и описывать, и это, видимо, оказывает на даму свое действие. Она соглашается выдать мне читательский билет и через 5 минут я получаю заветную карточку. Следуя указанию, направляюсь в читальный зал - он рядом, на том же первом этаже. На входе предъявляю билет и меня пропускают. Зал велик и прекрасен.

Читальный зал Лабруст
Как пройти в библиотеку? IMG_6354p-1_resize.jpg


У приемной стойки обращаюсь к дежурному библиотекарю и пытаюсь объяснить зачем пришел, но меня не понимают. Достаю ноут, захожу в каталог BNF и показываю нужную каталожную запись. А, облегченно говорит библиотекарь, вы не туда пришли. Вам нужно в зал искусств и театра, поднимитесь по лестнице на третий этаж, это там.

Иду к лестнице какой-то завораживающей архитектуры и уже предвкушаю, как буду ее снимать - снизу, и сверху, и на подъеме. У ее начала сидит девушка-дежурная, которая опускает меня на землю: Месьё, с рюкзаками нельзя, оставьте его пожалуйста в гардеробе в подвале. - А ноутбук можно? - Ноутбук можно.

У главной лестницы
Как пройти в библиотеку? IMG_6135-1a_resize.JPG


Спускаюсь на минус первый этаж, нахожу камеры хранения, не с первого раза разбираюсь как они работают, запихиваю туда рюкзак и куртку. Возвращаюсь к лестнице. Девушка-дежурная, оказывается, еще и проверяет читательские билеты. Она прикладывает свой сканер к моей карточке и...:

- Месьё, ваш билет недействителен для прохода в исследовательские залы BNF, он действителен только для INHA (National Institute for Art History - Национальный институт истории искусств) - это зал Лабруст первого этажа.
- Ёпрст... - А что же мне делать?
- Пойдите в приемную и попросите, чтобы ваш билет распространили и на исследовательские залы BNF.

Возвращаюсь в дубовый кабинет к важной мадам, объясняю, что мне нужно не в INHA, а в BNF, причем именно в исследовательские залы. Мадам снисходит и, поджав губы, что-то делает с моей карточкой. Я в третий раз подхожу к лестнице и - о чудо! - девушка пропускает меня наверх. Взлетаю на третий этаж, который, похоже, гораздо больше первого.

Нахожу зал рукописей, прохожу зал карт и планов, попадаю в музей...

У входа в зал рукописей и музыки
Как пройти в библиотеку? IMG_6194-1_resize.JPG


Зал карт, планов, эстампов и фотографий
Как пройти в библиотеку? IMG_6015-1_exposure_resize.JPG


Музей BNF
Как пройти в библиотеку? IMG_6060-1_exposure_resize.JPG


Но где же нужный мне зал искусств и театра? Спрашиваю у служителя, он меня направляет, но я понимаю неправильно и очередной раз двигаюсь по неверному маршруту. В конце концов плюю, опять спускаюсь вниз и на входе в библиотеку разживаюсь планом всех этажей. Оказывается, чтобы попасть в нужный мне читальный зал требуется не просто подняться на верхний этаж, но еще и пересечь здание библиотеки по стеклянному коридору на крыше. Снова поднимаюсь по лестнице и нахожу этот переход.

Стеклянная галерея
Как пройти в библиотеку? IMG_6044-1_exposure_resize.JPG


За стеклянной галереей находится ротонда, из которой уже видна вывеска "Arts et spectacles". Уфф... Не прошло и полутора часов, как я добрался до читальный зал искусств и театра! Захожу, предъявляю билет, собираюсь объяснить что мне нужно. Но...:
- Месьё, посещение нашего зала платное, а у вас нет ни оплаты, ни абонемента. Пожалуйста, спуститесь вниз, оплатите посещение зала в кассе, и тогда возвращайтесь.
Немая сцена. Выдавливаю: А можно я вам оплачу? - Нет, оплата только на кассе внизу.

Очередной раз спускаюсь с третьего по этажа на первый, иду на кассу и оплачиваю пять посещений "моего" зала. Это стоит 24 евро (за однократное посещение берут 6 евро). Уже не помню какой раз поднимаюсь на верхний этаж, - а это, полагаю, примерно как на пятый этаж по стандартным меркам, - прохожу стеклянный коридор, и меня наконец-то пускают в читальный зал. Объясняю, зачем я пришел и слышу в ответ: О да, это к нам, сейчас мы вам покажем маски, которые вы хотели видеть. Пройдите за монитор номер такой-то и введите на клавиатуре каталожную ссылку.

Сажусь за указанный стол, ввожу ссылку и на экране монитора появляются те самые нужные мне маски. Каждая сфотографирована в прекрасном разрешении, в двенадцати разных проекциях. Лезу за телефоном, чтобы начать делать снимки с экрана и тут замечаю прямо перед носом аршинную надпись: КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается делась любые снимки с экрана данного компьютера! И вижу смотрящую мне прямо в лоб камеру наблюдения...

Бегу к дежурному и спрашиваю, как же мне сделать копии того, что я вижу на экране. Мне вежливо отвечают: вы можете смотреть, делать записи и зарисовки карандашом(!), но копирование-фотографирование этих материалов запрещено. Если вам нужны копии - получите на это разрешение наследников художника.
- Но у него нет наследников!
- Так не бывает. По закону авторское право сохраняется 50 (или 75, не помню точно) лет, а ваш художник умер только 25 лет назад. Принесите, пожалуйста, разрешение правоприемников и мы сделаем вам копии требуемых изображений.
- Посмотрите, у меня есть собственноручное разрешение художника на публикацию его мемуаров, выданное в год его смерти.
- Оно на непонятном нам языке (русском). Пожалуйста, сделайте перевод, пошлите его нам по почте, и мы рассмотрим вопрос, можно ли разрешить вам делать копии.

Кафка.

Конечно, я послал в BNF перевод разрешения. И, конечно, получил ответ, что представленного документа недостаточно, чтобы разрешить мне скопировать работы художника, хранящиеся в библиотеке.

Утешала меня только красота здания BNF и масса интереснейших вещей, которые я для себя открыл в процессе блужданий по всем ее уголкам. Подробнее об этом в следующем рассказе. А здесь только два фото.

На главной лестнице
Как пройти в библиотеку? IMG_6128-1_exposure_resize.JPG


Овальный зал (он открыт для всех)
Как пройти в библиотеку? IMG_6204-1_resize.JPG


Как штрих к общей картине: в соседней Исторической библиотеке Парижа также имеется фонд художников Добужинских, где хранятся в частности эскизы театральных работ Ростислава Добужинского. Фонд этот практически не катологизирован, но когда я попросил разрешение с ним ознакомится, мне начали вывозить из хранилища папку за папкой, разрешали все фотографировать и даже давали лампы для лучшей подсветки материалов. И все совершенно бесплатно.

.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...Бывшие и действующие сотрудники S7 уверяют, что Татьяна Филева не была номинальным руководителем: «Она участвовала в переговорах, советах директоров, разработке и подписании ...
По давно сложившейся традиции создаю пост, в комментариях к которому мне было бы очень интересно получить обратную связь от участников учебного курса. Был ли курс полезен вам? Оправдались ли ваши ожидания? Много ли узнали нового? Что понравилось? Что не понравилось? Что собираетесь ...
                                                Поселок городского типа Вашингтонск. ...
90- годы в России был эзотерический бум. Все дружно изучали Блавацкую, любовались картинами Рериха и проводили спиритические сеансы. Я мало чем отличалась от других, кроме того, что для меня это с рождения было нормой жизни. Погадать на картах к моей крестной приезжали аж из других ...
Это чей хвост? Это мой хвост.:-( ...