Как придумать бога
anairos — 10.02.2022 Оглядываясь назад, я понимаю, что название моего давнего поста «Как придумать бога» вводит в заблуждение. Та статья рассказывает совсем о другом – как боги возникают сами собой, естественным путём. Если же вы хотите сочинить нового бога с нуля, нужно идти, пожалуй, в ином направлении. И сегодня мы об этом поговорим.Бог – это воля и представление. Воля – в каком направлении он движет мир, когда проявляется. Представление – в чём он проявляется ярче и заметнее всего. Вместе они отвечают на вопрос «бог чего?».
Каждый бог – обязательно бог чего-то, даже если с первого взгляда это не очень заметно. Он может выглядеть как неописуемое чудовище без определённого облика – но при этом, например, будет привязан к месту. Это бог-хранитель и защитник места и всех, кто там живёт (если они, конечно, поняли, как им стать для него своими и какими способами завоевать его расположение).
Воля и представление тесно связаны. Вы можете начать с любого из них – создать бога зависти или степи, правосудия или гончарного дела. Как только есть одно, оно тут же потянет за собой и второе.
Естественные боги почти всегда сложнее искусственных, потому что возникали постепенно, без плана, из множества источников. В каждом из них – как бы несколько богов одновременно, со своей волей и представлением, но они согласуются между собой, объединены общим именем.
Библейский Бог – Яхве, покровитель избранного народа, но он же и Эл, творец мира и бог неба, и Баал, бог-воитель, олицетворение грозы, дождя, гнева и мужской силы. В общем – Владыка, Повелитель, Господин. Тот, кому надлежит повиноваться со страхом и любовью, потому что кара за непослушание будет быстрой и жестокой.
Христианский дьявол – это Ариман, покровитель зла и лжи; Сатана, ангел-искуситель, испытывающий человека на прочность и праведность; Пан, бог дикой природы, плоти и её страстей; Люцифер, он же Прометей, бог свободной воли и разума, восстающий против законов мира; Аид, владыка подземного безрадостного царства мёртвых. В общем – бог чужого, внешнего и враждебного установленному порядку.
Если вы хотите придать своему божеству достоверности, можете так же соединить в нём несколько смыслов.
Определившись с этим, можно уже думать дальше. В каких обликах имеет смысл изображать такого бога? Какую роль он может играть в пантеоне? Какими ритуалами его будут чтить?
Тут возможны вариации, но всё равно воля и представление определяют, ограничивают всё остальное. Они – доминанта, камертон, основа, придающая структуру.
Давайте попробуем проследить всю цепочку рассуждений и построений на примере.
Возьмём явление, которое у большинства людей с божественностью не ассоциируется от слова «совсем». У нас будет бог кухни.
Это значит, что мы начинаем с представления – с того, в чём наш бог представлен в мире ярче и заметнее всего.
А что, в свою очередь, символизирует кухню, что можно назвать её главным, центральным образом? Конечно же, очаг – пылающий огонь и подвешенный над ним кипящий котёл.
От представления переходим к воле – к тому, чем является наш бог, что он привносит в мир, в какую сторону он движет события.
Где кухня, там еда. Боги, связанные с едой, всегда связаны также с богатством, процветанием и изобилием.
Приготовление пищи – соединение разнородных вещей в одно целое. В котёл отправляются самые разные ингредиенты, но если они подобраны правильно, в итоге получится вкусная и полезная еда.
Эта еда соединяет людей. Земледелец приносит в котёл овощи, скотовод – мясо, садовод – пряности, и выходит сытный обед для них всех.
Но и очаг, в свою очередь, соединяет людей. «Домашний очаг» – давний синоним семьи, родни, родины, жилища, причём во множестве языков, народов и культур.
Разделив между собой пищу, люди перестают быть друг другу чужими. Того, кто тебя накормил – или кого накормил ты сам – уже нельзя просто так убить или ограбить. Поступить так – значит пойти против всех законов божеских и человеческих.
Значит, наш бог – бог соединения разнородного, бог согласия, мира и дружеских союзов. Он же может покровительствовать посвящениям – но не любым, а только тем, которые вводят человека в новый круг, новую семью, дают ему родных и близких людей.
Если его почитают в человеческом облике, каким он может быть? Мне кажется, похожим на японского Хотэя, бога удачи, счастья и богатства – улыбающийся добродушный толстяк, перед которым стоит котёл изобилия. В руке у него поварской черпак – он наделяет пищей всякого приходящего.
Вряд ли он будет верховным божеством своего пантеона – но совершенно точно будет самым родным и близким. О нём будут помнить не жрецы в храмах: его храм – каждый дом, где готовят еду.
В его честь проводят небольшие домашние ритуалы перед приготовлением пищи и семейными трапезами. Раз или два в году его чтят всенародным пиршеством, еду для которого готовят в огромном общем котле. В этот котёл каждый приносит продукты по своим силам, а угощение из него получают все и каждый, в том числе нищие и неимущие – благодать бога достигает любого человека.
Перед очагом в семью принимают новых членов – через брак или усыновление, неважно. Все мы – похлёбка в общем котле. Вкусив нашей пищи, ты сам становишься одним из нас.
Осталась самая малость – придумать нашему богу имя.
Но это не проблема. Если у вас плохо сочиняются красивые последовательности звуков, или вам хочется, чтобы имя бога было осмысленным, к вашим услугам словарь любого языка.
Толкину нравилась фонетика финского – он даже сделал эльфийскую квэнью похоже звучащей. Возьмём и мы финский словарь. Кухня на этом языке называется «кейттио». По-моему, звучит отлично.
Восславим же благостного и щедрого Кейттио лёгким перекусом.
|
</> |