Как правильно любить Россию?


Парадоксально, но во второй половине XIX века москвофилами были почти все украинцы Галичины. Что ещё более парадоксально – большего других промосковские настроения поддерживали униатские священники низового уровня.
Историческая концепция этого движения базировалась на следующих постулатах:
· Культура и государственность единого русского народа зародилась в Киеве;
· После разрушения Киева ханом Батыем, центром русского народа стала Москва;
· Никаких украинцев и украинского языка не существует, а галичане и надднепрянцы – это «единый великорусский народ».
Началось всё это с революцией 1848 года. Для галицких русинов москвофильство было ответом на польскую экспансию в регионе. Несмотря на то, что Галичина была австрийской вотчиной, засилье поляков здесь было во всех сферах. Это очень отличалось от политики в российской зоне оккупации – любые польские выступления топились в крови. На этом и была основана пророссийская позиция галицких русинов.

Но, как говорится, любить проще на расстоянии.
Первым камнем преткновения стал язык. В этом отношении галицкая москвофильская интеллигенция того времени по отношению к украинскому языку ничем не отличалась от многих сегодняшних представителей пророссийских сил с использованием тех же исходных данных («быдломова», «сельское наречие» и т.п.). Поэтому в быту они пользовались ненавистным польским языком, а для «официального» общения они придумали язык, который они сами считали настоящим русским, а окружающие этот волапюк называли «язычие». На этом «языке» даже выходили газеты.

Образец текста на язычии
Москва с готовностью финансировала такие движения. Это был как раз период, когда началась борьба с «малороссийской пропагандой». Ежегодно российскому Минфину это обходилось около 100 тыс. руб. золотом. Кроме правительственных грантов были еще пожертвования и значительные единоразовые выплаты под выборы в Австрийский парламент, например.
Там, где имеются халявные деньги, появляются и искушения. Гранты распиливались, транши уводились в офшоры, а деньги частных меценатов позволяли местным «русским» неплохо себя чувствовать.
Деньги – это, конечно, хорошо. Но за них можно приобрести сторонников в ограниченном количестве и организовать пропаганду, на которую поведутся тоже далеко не все. Это и стало потихоньку проявляться с конца XIX века. Презрение москвофильской интеллигенции к языку и культуре «широких народных масс» популярности ей не прибавляло. В это же время стало зарождаться «народовство» - движение за объединение украинцев Галичины и Поднепровья.
Несмотря на это, украинцы Галичины к началу ХХ века все еще продолжали поддерживать эти идеи. Не так, как раньше, но треть голосов на выборах стабильно получали русофильские партии.
Вторым (и главным) камнем преткновения этой идее стали сами настоящие русские из Российской Империи, которые в начале Первой мировой войны оккупировали Львов.
Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Львовская газета времен оккупации
То, что галицкие москвофилы были воинами диванными доказывает тот факт, что во время российской оккупации Львова из них не смогли набрать даже роту добровольцев. В тоже самое время украинские «Сечовые Стрельцы» собрали целый легион (бригаду в 7 тыс.) добровольцев на войну с российскими оккупантами (хотя заявки подали почти 30 тыс. галицких украинцев).

Украинские легионеры во Львове
После освобождения Львова австрийские власти зачищают город от тех, кто приветствовал оккупантов и призывал к вооруженной борьбе на стороне врага. Бросьте в меня камень, если так не делали все воющие страны во все времена (не исключая самого гуманного и народного советского режима). В военной неразберихе под раздачу попадают не только немало народу левого, но и проукраинские активисты. Всего за годы войны таких набралось 14 тыс. человек.
Арестованных ссылают в лагерь Талергоф. Это был первый настоящий концлагерь в Европе. Сначала здесь не было даже бараков (позже их построили). И это было место страшное. По официальным данным в лагере за все годы умерло 1 767 человек. Естественно, что эти данные могут быть несколько заниженными, но сравнивать австрийский «произвол» с последующим большевистским все равно не приходится.

Концлагеь Талергоф
Другими словами, с москвофильством расправились не злобные австрияки, а сами россияне во время оккупации, продемонстрировав чем отличается либеральный австрийский режим «ясновельможного Цісаря» от реалий самодурства российского самодержавия.

А это листовка закарпатских москвофилов 1939 г. в ответ на провозглашение Карпатской Украины, которая вступила в войну с профашистским венгерским режимом.
"Требуй присоединения к Венгрии ... Помни, что украинцы суть злейшими врагами твоими, врагами России и всего честнаго и добраго"
Лично я могу понять современных москвофилов на зарплате. Но понять москвофилов за идею мне тяжело.
|
</> |