
Как правильно жениться в XVI веке

Вот так иной раз начитаешься на ночь канонического права, потом всякие цитаты из этой области знаний в голове урывками всплывают, мозг забивают. И, главное, ладно бы что-нибудь позитивное, жизнеутверждающее, чтоб над тоской серых будней воспарить - так ведь нет. Все время какая-то неприглядная жизненная правда, выраженная в трудах известных и неизвестных мудрецов. Вот давеча прямо как заклинило: « …Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Это из Библии, из книги Экклезиаста, если вдруг кто случайно не знает. Золотые слова! По нашему - «Меньше знаешь - крепче спишь». Знаний у меня, я считаю, не слишком много, а сплю уже плоховато. К сериалам на историческую тему - а их считаю нужным «по долгу службы» смотреть - вообще подходить боюсь: мало ли что там обнаружить можно. Мнительная стала и тревожная. Даже некоторые уже отсмотренные вспоминать неловко.

Многим моим читателям жутко полюбился сериал «Испанская принцесса» о тяжелой женской доле будущей королевы Англии Екатерины Арагонской. Ключевое слово тут, конечно, «жутко», а вовсе не «полюбился». А вот меня прямо до слез пробрала одна ну очень трогательная сцена.
Там одного парня-мусульманина из свиты Екатерины Арагонской
должны повесить, потому что он попался на краже ценного
молитвенника у бабули молодого короля Генриха VIII. Эта грымза в
кокошнике, разумеется, его подставила ради достижения своих подлых
целей, клюшка старая. Но не суть важно. Главное, что предстоит
мужику умереть во цвете лет. А у него невеста имеется - та самая
афроиспанка Лина, многократно упомянутая мной в обзоре сериала. И
она не мусульманка, а, наоборот, добрая католичка. Как они себе
представляли свою свадьбу, о чем вообще думали, учитывая, что от
своей религии никто из них отказываться не собирался, это я не знаю
и даже предполагать боюсь. Так это я боюсь, а сценаристы данного
шедевра - они никого и ничего не боятся. Ни Бога, ни Аллаха, ни
карму себе испортить, ни дураками себя выставить. Их, сценаристов,
стараниями герои решили в последнюю минуту пожениться. И тут у них
возникли проблемы религиозно-юридического характера. По какому
обряду жениться-то? Он кричит: давай по твоему (ага, щас!). Она
кричит: нет, давай по твоему (ага, щас!-2). И нашли компромиссное
решение: а давай совместную службу устроим, объединим, так сказать,
две крупнейшие мировые религии, пусть совместно благословят наше
светлое чувство. Коллаборация двух мощных брендов. И вот нам уже
показывают, как два служителя культа - католический и мусульманский
- в полном согласии стоят рядком во дворике возле какого-то сарая и
по очереди читают свои молитвы, призывая проклятие
благословение на головы дорогих брачующихся.
Рядом толпятся люди, и ничьего удивления эта сцена не вызывает. А чего, у них там, в Англии шестнадцатого века, видимо, каждый день что-нибудь подобное происходит: то буддист с православной венчается, то иудей с последовательницей культа вуду, вон индус тоже кого-то привел… На каждого внимание обращать - замучаешься.
После обряда счастливого мужа попытались повесить, но недодушили, потому что в сарай ворвался молодой король со своей будущей королевой, всех спасли, и пришлось нашему мусульманину вступать в семейную жизнь, а куда деваться? Я промокнула глаза батистовым платочком и воскликнула: «Господи, счастье-то какое!» «Твою мать… Твою мать… Твою мать…», - ответила мне эхо, в точности как в анекдоте. Ну, просто эхо знает, какой текст я обычно произношу, когда смотрю исторические сериалы, меняется он мало. Безусловно, фраза про счастье совсем не подходила к такому случаю. Откуда там взяться счастью-то?Такой брак, как нам показали в сериале, если и возможен, то только в фантазиях сценаристов. За их пределами он становится немножечко нереальным. Сценаристы так широко шагнули за прогрессом, что в некоторых аспектах этот прогресс намного обогнали. Преодолели, так сказать, все границы - пространственные, временные, здравого смысла…
Хочу поделиться своими, пусть несколько хаотичными, соображениями по одному вопросу. Католическая церковь - она на протяжении многих веков себя позиционировала определенным образом, причем довольно жестко. Мы, говорят, самые главные, только мы носители слова Божьего и хранители истины, только наш понтифик - наследник святого Петра и представитель самого Христа на земле, только наши епископы - преемники апостолов, только наши таинства самые правильные, только с нами возможно спасение. Поэтому мы обладаем властью и в светских делах, и все должны нам подчиняться. Кто не с нами, те еретики проклятые, и фиг им, а не царство небесное после смерти.
Реформация бодро зашагала по Европе, и это сподвигло церковь еще
больше сплотиться вокруг своего лидера и на Тридентском
церковном соборе подтвердить свои претензии на единоличное
владычество и собственную уникальность. Гремели войны, революции,
неузнаваемо менялось лицо государства, возникали новые
общественно-политические течения и социально-экономические теории -
этим все хоть бы хны. Католические церковники по-прежнему
отстаивали нерушимое величие своей церкви, отвлекаясь только на то,
чтобы коммунистов от церкви отлучить или, например, договор
заключить с каким-нибудь «приятным» человеком типа Муссолини.
Только к шестидесятым годам XX века католическая церковь начала что-то подозревать. Например, что пора бы оглянуться вокруг и самокритично признать, что они давно уже не цари горы. Очень давно. И надо бы повернуться к современному государству и отдельному гражданину лицом, а не тем, чем привыкли к этому гражданину стоять. И желательно навесить на это лицо приятное выражение, чтобы не отпугнуть. Иначе не выжить. И дело даже не в том, что придет новый Чиарра (Шарра, или как его там) Колонна, стащит с золотого трона и надает по физиономии рукой в железной перчатке. Нет. Просто будешь ты (собирательный ты) сидеть на своем троне и что-то, с твоей точки зрения, важное вещать, а люди будут проходить мимо, не обращая на твои увещевания никакого внимания. Может, кто о подножие твоего трона споткнется, выматерится, недобро на тебя посмотрит и спросит, чего ты тут сидишь посреди дороги, проходу граждан мешаешь. Никакого почета, уважения и авторитета. А значит, свое положение надо как-то спасать.
И начали спасать. Собрались на Второй Ватиканский собор
(1962-1965 годы), много полезных документов приняли. Например,
признали, что и другие религии в этом мире существуют. И даже
положительные моменты в них нашли. Мусульмане, например, Иисуса как
пророка почитают, с иудейской верой и вовсе общие корни. А уж
восточная христианская церковь (то есть православная) - вообще
почти наши люди! И таинства у них похожие, и как-то по духу близки.
Так что вы, уважаемые товарищи католики, если у вас вдруг под рукой
не оказалось католического храма, можете сходить в православный и
там таинства принять. Вот в протестантский даже не суйтесь!
Отойдите от них, они вас плохому научат. Ну разве что в глухой
степи помирать задумаете, а там на всю степь один храм, да и тот
протестантский. Тогда, конечно, туда обращайтесь, но вряд ли вас
это спасет в следующей жизни. Потому что у них даже таинства
евхаристии нет (то есть превращения освященного хлеба и вина в
плоть и кровь Христову). А те, кто без евхаристии, лохи даже
церковью не считаются - так, сообщество христиан, клуб по
интересам.
Насчет межконфессиональных богослужений католическая церковь
особых восторгов не выказывает. Можно, конечно, говорит в
исключительных случаях: ради единства церкви и мира во всем мире. И
опять же только с восточной церковью. Но лучше и с ними не надо. Не
настолько уж они нам и братья. Воздержитесь, если есть такая
возможность. До Второго Ватиканского собора об этом и речи не шло:
запрещено было без всяких исключений. Я думаю, о совместном
богослужении, например, с мусульманами отцам церкви никто вопроса
не задавал. Кому приятно кадилом по башке получить на
скандал нарваться?
Относительно брака тоже немного смягчились. Не во всем, конечно, но кое в чем. Брак с представителем другой религии заключать можно. В принципе. Но сначала надо получить разрешение (диспенсацию, как говорят у них). Разрешение могут дать, а могут не дать. Это смотря с какой ноги епископ сегодня встал. Без этого разрешения вы в церковь даже не приходите, лучше в загсе распишитесь. А если епископ вдруг случайно в хорошем настроении и разрешил, тот участник банкета, который католик, должен обязательно во всеуслышание заявить, чтоб понимает весь конфуз ситуации и опасность отвернуться от истинной религии, но он не отвернется и проследит, чтобы дети воспитывались в католической вере. Если католический священник благословит подобный брак без диспенсации, его поведение, несовместимое с моральным обликом пастыря человеческих душ, будут разбирать на каком-нибудь католическом парткоме и налагать санкции.
Это, заметьте, речь идет про наше время: вторая половина двадцатого - начало двадцать первого века. И то все непросто, тревожно и множество противоречий. А там Англия, повторюсь, самое начало шестнадцатого века. Католичка и мусульманин женятся себе спокойно по двойному обряду (который и сейчас католическая церковь не признает) и прекрасно себя при этом чувствуют. Вот интересно пофантазировать, что церковное начальство сделало бы с таким инициативным подчиненным, который на заре шестнадцатого века скооперировался бы со своим мусульманским коллегой для проведения богослужения? Лишило бы сана, должности и доходов? Сослало бы «в Сибирь убирать снег. Весь»? Закатало бы в асфальт, предварительно этот асфальт изобретя (как раз и прогресс был бы налицо)?
Это я еще не предлагаю пофантазировать, какие кары были бы в самый раз для разудалых сценаристов сериала «Испанская принцесса». А все почему? Потому что я всей душой за гуманизм и свободу творчества. И даже такие перегибы на местах с избранного пути меня не собьют.
|
</> |
