Как появились тоннели в Палестине
rex_net — 04.12.2023Часть 2. Как устроены тоннели ХАМАС
Боевые тоннели в Газе — это настоящий город под землей. Точных и достоверных сведений об их протяженности нет, но однозначно можно сказать, что у ХАМАС — одна из самых обширных подземных систем в мире.
В 2016 году Иерусалимский центр по связям с общественностью оценил ее длину минимум в 100 километров. Причем треть ходов проходила под Израилем, и речь шла только о сооружениях, которые обнаружили израильские военные во время войны 2014 года.
Пять лет спустя ЦАХАЛ отчиталась, что разбомбила 100 километров тоннелей в секторе. Однако лидер ХАМАС Яхья Синвар (он был одним из палестинцев, отданных в обмен на Гилада Шалита) заявил, что повреждено не больше 5% подземных сооружений и ХАМАС восстановит их за несколько дней. Синвар также сообщил, что протяженность тоннелей под Газой — около 500 километров. Наконец, в 2023 году глава Генштаба Ирана Мохаммед Бакери оценил длину тоннелей только в северной части сектора в 400 километров.
Для сравнения: общая протяженность подземных участков московского метро, самого большого в Европе, — 460 километров. Собственно, тоннели Газы и называют «метро». Важно, что располагаются они на совсем небольшой площади — всего 360 км² — меньше Санкт-Петербурга почти в четыре раза.
Большая часть тоннелей проложена по территории сектора Газа, но были и те, что вели на территорию Израиля. ЦАХАЛ периодически обнаруживает их на границе и уничтожает, но ХАМАС не оставляет попыток прорыть новые, и, вполне возможно, о каких-то ходах израильтяне не знают.
Израиль все лучше находит и бомбит тоннели, поэтому боевикам приходится прокладывать их все глубже. Обычно ходы расположены на глубине от 20 до 30 метров (это высота 6–9-этажного дома). Но в 2020 году израильские военные нашли тоннель около границы, уходящий на 70 метров от поверхности — это примерно как 21-этажный дом, только вглубь.
Сами тоннели, как правило, невысокие и неширокие — до двух метров в высоту и до метра в ширину. Типичный тоннель выглядит как длинный извилистый коридор со стенами и полукруглым потолком из бетона. Однако в некоторых достаточно места для проезда мотоциклов (в том числе с грузовой платформой) и даже автомобилей. В других обустроены рельсовые дороги для передвижения грузов — например, ракет. Проходы освещены, но не во время боевых действий, так как электроэнергия поступает с поверхности. В этой нарезке видео, снятых ХАМАС, можно увидеть, как тоннели выглядят изнутри.
Каждый из них имеет несколько входов — как правило, это вертикальные шахты с лестницей. Входы тщательно замаскированы, например кустарником, либо ведут в здания, в том числе жилые дома, школы, больницы (это можно посмотреть в видео ЦАХАЛ) и мечети. Несколько тоннелей поменьше, как правило, соединяются в общей большой галерее, а потом снова расходятся. Иногда ходы идут параллельно друг другу.
Вырыты все они практически вручную, ведь работу тяжелой техники легко засечь. Порой для постройки используют электрические и пневматические отбойные молотки, а также самодельные устройства с приводом, похожим на велосипедный. Работают они так: копатель ложится на спину, крутит педали, а машина почти бесшумно выгребает землю.
Для рытья тоннелей ХАМАС нанимает местных жителей. Из-за высокой безработицы в регионе недостатка в желающих нет. Работая по 8–12 часов ежедневно, можно, по местным меркам, неплохо заработать: 150–300 долларов в месяц.
На стройках тоннелей соблюдается строжайшая конспирация: копателей доставляют на место с завязанными глазами, перед этим обыскивая и раздевая догола, чтобы не было скрытых камер и передатчиков. Сама работа рискованная: рытье не обходится без обвалов, а тех, кого заподозрили в сотрудничестве с Израилем, по сведениям израильских СМИ, могут казнить. По данным журнала Journal of Palestine Studies, к 2014 году на строительстве только коммерческих тоннелей погибли 235 человек, в том числе девять детей (их берут в копатели за способность пролезать в узкие проходы). Но жители Газы готовы на такой риск, потому что он для них — один из немногих надежных способов заработать.
Так как почвы в Газе песчаные, стены проходов укрепляют глиной, а затем бетонными блоками, которые делают в прилегающих к тоннелям мастерских. Такое строительство дорого обходится. Для тоннеля длинной 2,5 километра на глубине 20 метров, обнаруженного Израилем в 2013 году, понадобилось, по оценкам ЦАХАЛ, 800 тонн бетона, примерно 10 миллионов долларов, около 100 рабочих и больше двух лет.
Бетон ХАМАС достает любыми возможными способами: перенаправляет с гражданского строительства, ввозит контрабандой (например, из Ирана, причем как через тоннели, так и другими способами) и перерабатывает из обломков разрушенных израильскими бомбардировками зданий.
Израиль постоянно обвиняет ХАМАС в том, что организация строит тоннели для боевиков вместо жилья или бомбоубежищ для мирных жителей Газы, несмотря на вопиющую бедность в секторе. По подсчетам ЦАХАЛ, материалов, пущенных на создание одного тоннеля, хватит для постройки шести школ или 19 медицинских клиник.
Отвечая на эти обвинения, представитель ХАМАС и один из основателей движения Муса Абу Марзук прямо сказал: тоннели нужны для защиты боевиков ХАМАС, а бомбоубежища для жителей Газы, в большинстве своем беженцев, пусть строят ООН и Израиль.
https://us5.campaign-archive.com/?u=4ea5740c1fe71d71fea4212ee&id=4a16fe3c3f/
|
</> |