Как обнаружили уникальную коллекцию подпольного советского
vitas1917 — 03.05.2023В октябре 1993 года в украинском городе Кировоград произошло событие, которое, казалось, не могло бы заинтересовать широкую общественность: скончался от инсульта 72-летний электрик РЭС Александр Ильин. В узких кругах этот человек был известен как умелый реставратор и переплетчик, однако жил он всегда очень скромно. А через пару месяцев произошла сенсация – в ветхом домике бывшего электрика нашли уникальную коллекцию произведений искусства и старинных книг. По оценке специалистов она оказалась самой значительной из всех частных коллекций в Европе.
Знакомые рассказывают, что подпольного коллекционера можно было принять за бомжа: носил он чаще всего робу или засаленный пиджак, тулуп, кирзовые рабочие ботинки. В руках всегда сетка-авоська. Зубов у него не хватало, но его это не заботило. Питался бесплатно, потому что работал электриком в тресте столовых. Впрочем, другие коллекционеры знали, что деньги у Ильина на редкую вещь всегда найдутся.
Коллекция Ильина стала настоящей сенсацией
Ильин был «мастер на все руки» и выполнял множество частных
заказов – от починки розеток до реставрации бесценных икон и
старинных фолиантов. Заходя в любой дом, мужчина сразу оценивал
обстановку и, если видел редкую вещь, аккуратно начинал
торговаться. Ради этого частенько ездил по селам, искал старинные
раритеты. Основным приемом коллекционера был следующий: выполняя
заказы по реставрации, он брал плату не деньгами, а ценными
старинными вещами. Так, постепенно, его коллекция пополнялась и
разрасталась. Кроме бесценных старинных книг в ней были рукописи
русских классиков Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Лермонтова,
ювелирные изделия, в том числе и работы Фаберже, старинные
иконы.
Конечно, собрать бесценную коллекцию, стоимостью в миллионы, только
честно обмениваясь и покупая, невозможно (сначала называлась цифра
в миллиард долларов, но затем специалисты ее снизили до сотен
миллионов). По поводу начала, ядра уникального собрания, существует
несколько версий. Одна из самых фантастических легла в основу
художественного фильма «Синдром дракона» - якобы коллекция была
нелегально собрана несколькими советскими партийными и
государственными деятелями и сотрудниками КГБ, а Ильин являлся лишь
ее хранителем.
Старинную церковную утварь из дома Ильина вывозили на грузовиках
Более достоверным выглядит следующее объяснение: известно, что
Александр Ильин по матери происходил из знатного рода
Римских-Корсаковых, которые еще с середины XIX века
коллекционировали культурные раритеты. Часть этой коллекции после
революции удалось сохранить. Борис Ильин, отец подпольного
миллионера, мог увеличить собрание сначала в гражданскую войну – он
участвовал в подавлении антисоветских восстаний и в экспроприации и
дворянских усадеб и церковного имущества, а затем и в Великую
Отечественную, выменивая драгоценности у нуждающихся людей.
Сын Александр рос среди прекрасных предметов старины, буквально как
в музее. Вероятно, он с детства впитал любовь к прекрасному, но
только в его случае эта страсть приобрела уродливую, чрезмерную
форму. Мужчина на всю жизнь остался одиночкой. На вопрос, почему не
женится, обычно отвечал: «Как я могу привести сюда кого-то чужого?»
Коллекция была его единственной радостью, а единственной горячей
любовью - старинные книги.
Скромный электрик-миллионер и дом, в котором хранилась бесценная коллекция
Сутками гениальный реставратор мог работать, восстанавливая
старинный фолиант. По воспоминаниям знакомых, он часто копался на
помойках – искал старые женские сапоги, чтобы из мягкой кожи
сделать переплеты, а в старых примусах находились детали из тонкой
меди, подходившие для чеканки. Мог мастер изготовить и очень
долговечную позолоту по технологии с использованием цианистого
калия, ради книг не боялся работать даже с сильным ядом.
Друзей у подпольного миллионера не было, но с коллегами по страсти,
коллекционерами и антикварами, он общался. Один из таких знакомых
поделился позднее с журналистами рассказом Ильина о событиях 1961
года. Тогда, перед закрытием Киево-Печерской лавры, Александр
Борисович реставрировал Евангелие для ее настоятеля. В качестве
платы, как обычно, попросил несколько старинных книг и получил ключ
от библиотеки.
В это время Лавру оцепили войска, не давая священнослужителям
выносить ценности, а неприметный мужичок в засаленной робе
несколько дней ходил туда и обратно, не привлекая внимания. Под
тужуркой Ильин за каждый заход уносил по бесценному изданию: он
считал, что спасает книги от уничтожения. По свидетельствам
специалистов, в коллекции Ильина нашлись 114 экземпляров из Лавры.
Всего в собрании числилось около семи тысяч томов. Из них особо
ценных - примерно третья часть.
Книги из собрания Александра Ильина
К концу жизни единственной родней Ильина остались племянник и
племянница. Они были посвящены в тайну коллекции, но документа о
наследстве дядя не оставил. После смерти в букинистическом магазине
один из знакомых-коллекционеров заметил ценнейшую книгу, которая
раньше принадлежала Ильину. Зная о том, что коллекция недавно
умершего реставратора должна в принципе представлять ценность, он
сообщил об этом в милицию. Заинтересовавшиеся органы прислали к
дому пару человек и несколько коробок…
Мирослава Егурнова, ныне хранитель коллекции Ильина в музее, тогда
заходила в дом одной из первых:
- Обстановка казалась очень бедной, - рассказывала она,
- кругом грязь, засаленная плита, облезлые стены… И тут же -
раритетные шкафы, набитые редчайшими книгами. На столе - ржавая
миска и рядом кружка с серебряными ложками XIX века. А над плитой -
икона в серебряном окладе, которой нет цены. На участке был второй
дом, на который не сразу обратили внимание. Уже собирались уезжать,
но кто-то решил проверить, что там. Открыли дверь - проем до
потолка заложен пачками макулатуры. А за ними оказалась комната,
где настоящие раритеты были свалены в кучи в пыли и грязи. То же и
на втором этаже, где у Ильина была мастерская. У меня аж дух
захватило! Пришлось вызывать грузовики.
Коллекцию изъяли, сославшись на то, что она представляет
государственную ценность и нуждается в уходе и правильном хранении,
ведь фактически племянники не были даже наследниками своего дяди.
Похоже, что подпольный коллекционер не переживал о будущем
бесценного собрания, или, как говорили люди, знавшие его, совсем не
думал о собственной смерти.