Как незрячие люди передвигаются в одиночестве зимой? Сложно ли это из-за снега
specialview — 17.01.2024«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: [email protected]" target="_blank">editor@specialview.org.
Екатерина, незрячая
«Да, по гололеду зимой передвигаться очень сложно. Риск упасть возрастает в разы. Да что там говорить, когда зрячие люди на ногах не стоят! Иногда идешь с сопровождающим и кто кого ловит, не понятно. Все мы – живые люди, падаем, как и все.
Вот когда много снега в Москве, лично мне ходить удобно. Люди протаптывают дорожку в направлении метро, а я, ориентируясь тростью по снежным валунам слева и справа, спокойно иду, как по рельсе.
Но когда все заносит и не успевают вовремя почистить, тут сложновато. Ориентиров никаких, приходится кого-то просить проводить или заказывать такси».
Алия, незрячая
«Если совсем коротко, то, конечно же, сложно. Снег, особенно когда его много, а дорожные службы не спешат его убирать, становится огромной проблемой: все привычные ориентиры оказываются напрочь закопанными, эхолокация из-за большого количества снега тоже работает совсем иначе.
В первые дни обильных снегопадов лично мне каждый год требуется адаптация. К тому же в такую погоду приходится чаще пользоваться навигатором, дабы найти нужный ориентир.
Безусловно, потом все же дорожные службы где-то лучше, где-то хуже, но убирают сугробы, появляются уже новые ориентиры, организм привыкает к новым эхолокационным ощущениям, и становится намного проще. Но первые дни – это всегда испытание. Например, в эту зиму после первого масштабного снегопада выход из собственного двора у меня занял минут 20.
Но гололед на самом деле намного хуже. Да, снег неудобен, из-за него можно уйти непонятно куда. Но лед может привести во вполне конкретное место — отделение травматологии какой-нибудь больнички. Несколько лет назад он меня туда, собственно говоря, и привел. Это был хороший урок: как бы ни спешила, на льду сейчас я двигаюсь максимально медленно. Основная сложность перемещения по льду без зрения – невозможность его обойти.
Зрячий человек зачастую видит участки дороги. Где либо нет льда, либо он не такой опасный. А вслепую приходится идти напролом, скользя и маневрируя, что есть мочи. Безусловно, иногда прохожие пытаются подсказать пути обхода льда, но это не всегда удобно, потому как, обойдя лед, можно сбиться с пути и потерять время.
Для меня самая большая проблема зимой – это ветер. Балансировать на льду с переменным успехом можно, снежный плен тоже можно преодолеть, хотя иногда идти приходится исключительно по мышечной памяти. Но вот ледяной ветер в -15 – это настоящий кошмар. Казалось бы, самое простое – надень капюшон и иди себе спокойно. Но проблема в том, что в капюшоне незрячий чувствует себя, словно в вакууме.
Недавно у нас в Питере было настолько холодно, что мне пришлось надеть капюшон. Это максимально ужасно: идешь куда-то, вроде примерно понимаешь, что правильно, ничего не слышишь, да еще и не видишь (у меня есть светоощущение, но капюшон задвигал шапку мне прямо на глаза, что делало меня почти слепоглухим человеком). Я снимала капюшон на участках, где нужно было четко поворачивать, но все равно однажды ушла случайно в соседний двор. В полностью незнакомых местах о капюшоне не может быть и речи: приходится терпеть холод.
В целом, передвигаться в одиночку зимой незрячий человек вполне может. Да, это не всегда удобно, да, нужно закладывать заведомо больше времени на дорогу, однако это вполне возможно. Зима в наших широтах длинная, и это не повод сидеть дома. И важно помнить, что мы все же живем среди людей и, если совсем все пошло не так, совершенно нормально обратиться к ним за помощью».
|
</> |