Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Горьковского направления для ВСМ-2

Недавно я разбирал то, как могут пройти 5-й и 6-й главные пути на Курском направлении Московской железной дороги для третьей Высокоскоростной железнодорожной магистрали (далее — ВСМ). Сегодня мы посмотрим, что сейчас можно сделать с ВСМ-2 «Москва — Казань — Екатеринбург» внутри Московского региона.
Варианты
Обратимся к источникам 2013-го года, в которых были показаны трассировки, которые обсуждались на тот момент. Нас интересует документ «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Участок в границах Москвы. Оценка воздействия на окружающую среду» и «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду». Ниже показан схема из последнего:
Красной линией показан рекомендованный вариант протяжённостью около 84,6 км, синей — вариант длиной 82,8 км, у которого есть подвариант на 86,2 км, показанный пунктиром. Зелёной линией показан вариант на 132,3 км. На следующей схеме каждый из вариантов маршрута виден чуть лучше:
Основной маршрут предлагалось проложить от Курского вокзала. В области планировались остановки в Ногинске и Орехово-Зуево, а следующая уже в Петушках во Владимирской области. Пути ВСМ-2 должны были отойти в сторону от главных путей Горьковского направления Московской железной дороги в районе станции 33-й километр. Другие варианты маршрута уходили в сторону в районе станции Храпуново.
Участок по территории города Москвы тоже имел свои варианты. Главный маршрут, как уже было сказано, заканчивался на Курском вокзале. Вариант имел протяжённость около 12,78 км. Но был и второй вариант длиной около 18,1 км с конечной в районе Марьиной рощи, там сейчас строится станция для второго и четвёртого Московских Центральных Диаметров (далее — МЦД). Во втором варианте использовалась существующая соединительная линия между Горьковским и Казанским/Рязанским направлениями Московской железной дороги и Митьковская соединительная ветвь, задел под расширение которой сейчас уже отдан под МЦД-3 «Крюково — Ипподром (Раменское)».
Примерно в том же 2013-м году в сети появилась следующая схема путевого развития Московского железнодорожного узла в пределах МКАД. На ней пути ВСМ-2 показаны проходящими южнее четырёх действующих главных путей Горьковского направления Московской железной дороги, что странно. Может быть, на тот момент такой вариант действительно рассматривался, но уже как минимум с 2017-го года АО «Институт Гипростроймост» проектировал между Площадью Трёх вокзалов (Каланчёвской) и Нижегородской (Карачарово) для ВСМ-2 прохождение путей с севера от существующих четырёх главных. Этот участок сейчас отдан под МЦД-2 и МЦД-4, хотя работы продолжают вести по титулу ВСМ-2. Поэтому вокзала ВСМ-2 на Комсомольской площади не будет.
Ниже приведена иллюстрация из презентации Александра Чекмарёва от 12-го декабря 2020-го года. Тогда от идеи соединения всех ВСМ через центр города ещё не отказались, но уже тогда стало понятно, что проекты ВСМ и МЦД друг другу мешают. В качестве альтернативы Курскому вокзалу снова предложен ввод ВСМ-2 через Митьковскую соединительную линию для связи с ВСМ-1 «Москва — Санкт-Петербург». Однако сейчас там место отдано для МЦД-3.
Курский вокзал
Сейчас впихнуть что-либо дополнительно на Курский вокзал очень сложно. Сначала здесь планировалось сделать восемь платформ рядом с его зданием:
Позже проект упростили до семи платформ (и поменяли дизайн козырька).
В принципе, с востока (слева на следующем изображении) между платформой №7 и зданием поста ЭЦ «на глаз» можно впихнуть ещё одну платформу, но придётся или закрыть движение по Мрузовскому переулку, или накрыть его путепроводом. Но дальше возникает вопрос допустимости кривых и сноса части зданий из комплекса «Винзавода». Далее кадр из видео с YouTube-канала «AnVik Korzh»:
Впрочем, даже если на участке между Курским вокзалом и Нижегородской (Карачарово) есть возможность добавить ещё два главных пути к тем восьми, которые там появятся после полной реализации проектов МЦД-2 и МЦД-4, то дальше нас ждёт ещё не одна «засада». К примеру, недавно открытый переход через главные пути Горьковского направления Московской железной дороги на перегоне Серп и Молот — Нижегородская (Карачарово), соединяющий Сирновскую улицу и Четырёхдомный переулок, имеет задел лишь под пять железнодорожных путей, а для добавления путей ВСМ-2 их нужно шесть. Далее кадр из того же источника, что и выше:
Нижегородская (Карачарово)
Следующей конечной для ВСМ-2 могла бы стать станция Карачарово, она же остановочный пункт Нижегородская, где есть пересадки на Некрасовскую и Большую Кольцевую линии метро, а также Московское Центральное Кольцо.
В будущем здесь планируется построить ещё две островные платформы после сноса части зданий, принадлежащих районной тепловой станции «Фрезер». Но и здесь маршрут ВСМ-2 поджидают неприятные обстоятельcтва.
Далее снова я взял пару кадров из видео с YouTube-канала «AnVik Korzh»:
А загвоздка тут вот в чём. Между станциями Чухлинка и Кусково находится путепровод Казанского/Рязанского направлений через Горьковское. Беда в том, что четыре имеющиеся главные пути последнего, проложенные здесь это его предел. Чтобы расширить в данном месте до шести главных, необходимо либо перестраивать путепровод, либо делать прокол в насыпи с юга (справа на следующем изображении) или с севера (слева). В случае прокола с юга под реконструкцию попадёт остановочный пункт станции Чухлинка (впрочем, это и так планируется в ходе реализации ТПУ между МЦД-3 и МЦД-4). А если делать прокол с севера, дальше проектировщиков ждут опоры путепровода Северо-восточной хорды, расстояние между которыми могло быть не готово к такому развитию событий. Идеально было бы заняться реконструкцией до того, как сверху пойдут поезда МЦД-3, а снизу МЦД-4, но это не планируется.
Электрозаводская
Существует альтернативный вариант, о котором почему-то пока не говорят. Да, пути Митьковской соединительной линии отдали под МЦД-3 и её больше четырёх главных путей расширить будет сложно. Но можно сделать конечной остановочный пункт Электрозаводская, раз уж решено отказаться от связок между ВСМ через центр города (ВСМ-1 уже запроектирована тупиковой с конечной у нового терминала рядом с Ленинградским вокзалом). Здесь, как и на Нижегородской, есть две линии метро — Арбатско-Покровская и Большая Кольцевая. Вопрос в том, если ли тут место ещё для одной, четвёртой по счёту платформы (на Электрозаводской планируется две островных на главных путях Казанского и Рязанского направлений, ещё одна островная для МЦД-3). Возможно, есть место для такого решения немного в стороне, либо появится, если снести здание автотехцентра «Альфа-авто». Далее кадр из этого видео с YouTube-канала «kosh_marius»:
Семёновский путепровод (улица Госпитальный вал)
Давайте посмотрим, что будет, если двигаться от Электрозаводской в сторону Горьковского направления Московской железной дороги. Сначала нас ждёт пересечение с улицей Госпитальный вал, путепровод которой уже способен пропустить под собой восемь путей. Сейчас здесь проходят четыре, ещё два будут 5-м и 6-м Казанского/Рязанского направления и есть ещё задел для двух путей ВСМ-2. Ниже кадр из того же источника, что и выше.
Сортировочная, Перово-4
В рамках реконструкции станции Перово-4 для реализации МЦД-3, конечно, никаких намёков на вариант ВСМ-2, проходящий через неё, конечно нет. Но «на глаз» здесь прекрасно поместятся 5-й и 6-й главные пути вместе с 7-м и 8-м для ВСМ-2 (пути пройдут слева на приведённом ниже кадре того же видео).
Владимирский путепровод (шоссе Энтузиастов)
Под Владимирским путепроводом шоссе Энтузиастов сейчас проходят шесть путей и один тупик, если верить Яндекс-картам. Из них один это 3-й главный Казанского/Рязанского направления. Здесь же пройдут 5-й и 6-й, ну и для путей ВСМ-2 (7-й и 8-й) тут тоже место есть. Ниже кадр из того же источника.
Юго-восточная хорда
На пересечении со строящейся развязкой Юго-восточной и Северо-восточной хорд никаких проблем визуально не заметил. Здесь же действует трёхпутный путепровод через пути Московского Центрального Кольца, один из путей на котором это 3-й главный Казанского/Рязанского направления. С обеих сторон путепровода есть место для нового двухпутного пролёта, если будет задача сохранить все имеющиеся на данный момент пути, параллельные 3-му. Так что снова четыре дополнительные пути здесь проходят. Кадр оттуда же:
Перово (Чухлинка)
Пришло время уйти в сторону Горьковского направления. В районе станции Перово есть соединительная ветвь, уходящая к нему с Казанского/Рязанского. Видно, что опоры эстакады Северо-восточной хорды позволяют пустить тут ещё как минимум пару путей для ВСМ-2 (смотри слева на кадре ниже).
А вот и примыкание к Горьковскому направлению, которое мы будем дальше изучать по видео с YouTube-канала «AnVik Korzh»:
Кусково
В районе станции Кусково никаких препятствий для ВСМ-2 нет, если провести её пути с севера. На остановочном пункте сделан длинный пешеходный мост, который при необходимости можно продлить на север. Но и сейчас под ним проходит большое количество путей станции Кусково.
Новогиреевский путепр. (Свободный просп. — Вешняковская ул.)
Данный путепровод не имеет проблем с пропуском под собой дполнительных железнодорожных путей. Кстати, на схеме остановочного пункта Новогиреево показаны перспективный заезд на него с Кетческой улицы и съезд с него на Рассветную аллею. Вероятно, это построят в рамках перспективной вылетной магистрали вдоль Горьковского направления Московской железной дороги, которая соединит 2-й Грайвороновский проезд с Носовихинским шоссе.
Новогиреево
В районе остановочного пункта Новогиреево с северной стороны два главных пути для ВСМ-2 вполне помещаются. Возможно, придётся слегка залезть на территорию города. Главное, что подземный переход уже построен с заделом.
Московская кольцевая автодорога (МКАД)
Далее на перегоне Новогиреево — Реутово придётся потрудиться строителям подпорных стен с обеих сторон железной дороги, а также переложить четыре действующие главные пути на новые оси, оставив место под ВСМ-2 с севера. К путепроводу МКАД никаких претензий нет, под ним с головой хватает места.
Реутово
Здесь актуальных схем у меня нет, поэтому будем анализировать натуру. При реконструкции остановочного пункта в границах станции Реутово построили новый подземный пешеходный переход с вестибюлем, имеющий сходы на платформы. Он имеет достаточную длину для прохождения с севера главных путей ВСМ-2. Выше кадр из видео с YouTube-канала «AnVik Korzh», ниже — кадры из видео с YouTube-канала «kosh_marius», снятого в 2020-м году.
А вот в восточной горловине станции Реутово у путепровода, построенного на ответвлении в Балашиху, придётся сносить часть станционных построек. Есть вероятность того, что один из путей ВСМ-2 займёт место 5-го пути, которым пользуется часть поездов, приходящих из Балашихи не по эстакаде и который примыкает к 3-му главному пути (направление в сторону Москвы). Кстати, в районе путепровода ответвления планируют построить подземный переход. Надеюсь, появятся его схемы и тогда мы узнаем, как пройдёт здесь ВСМ-2.
Реутовская эстакада (Транспортная улица)
Как и большинство новых путепроводов, этот имеет широкий шаг опор и не является помехой для прохождения новых путей. Ниже кадр видео с YouTube-канала «ПОДМОСКОВЬЕ без политики».
Никольское
Тут, как я понимаю, построен длинный пешеходный мост, позволяющий под ним пропустить ещё два пути для ВСМ-2 с севера. А если не позволяет, то его можно продлить, либо снести недействующую платформу на остановочном пункте Никольское.
Салтыковский путепровод (Разинское шоссе — шоссе Ильича)
И снова объект, который не будет помехой для ВСМ-2. Ниже кадр из