рейтинг блогов

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

топ 100 блогов loader_blog25.06.2022

Наверное, многие слышали о намерениях скоро построить Высокоскоростную железнодорожную магистраль (далее — ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга (по крайней мере в формате 5-го и 6-го главных путей от Москвы до Крюково на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги). Но это лишь первая задуманная такая линия. ВСМ-2 пройдёт от Москвы до Екатеринбурга через Казань, и о ней тоже известно, но чуть меньше. Но наименее освещаема линия ВСМ-3 «Москва — Ростов-на-Дону — Сочи» или «Москва — Адлер», также известная как трасса «Центр — Юг». Сегодня я прикину «маркером по карте», как может пройти эта линия в пределах Москвы до МКАД.

Маршрут ВСМ-3

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Выше приведена иллюстрация из презентации Александра Чекмарёва от 12-го декабря 2020-го года. Для соединения ВСМ-1, ВСМ-2 и ВСМ-3 рассматривали различные варианты: через Московское Центральное Кольцо (далее — МЦК) со строительством 4-го главного пути на участке Лихоборы — Угрешская, по Митьковской соединительной линии или через центр города на участке от Курского вокзала до Каланчёвской. Наиболее вероятен вариант через МЦК как не создающий помех движению Московских Центральных Диаметров, так и строящийся с наименьшим количеством неудобств. Кроме того, здесь уже действует вокзал Восточный (терминал Черкизово). Однако из проекта ВСМ-1 стало понятно, что эту линию планируют сделать тупиковой на Каланчёвской, где для неё будет построен отдельный терминал «Ленинградский». Исходя из этого, понятно, что для ВСМ-2 и ВСМ-3 конечной тоже должен стать вокзал, Курский, ведь провести ещё два новых главных пути севернее для связи его с  вокзалом ВСМ-1 на Каланчёвской очень сложно и дорого (читай — физически невозможно), хотя ранее до принятия проектов первого и второго Московских Центральных Диаметров (далее — МЦД) такие планы были:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Выше показана схема из документа 2013-го года «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Ростов-на-Дону - Адлер. Участок в границах Москвы. Оценка воздействия на окружающую среду», где присутствует продление основного участка к остановочному пункту Марьина роща, который сейчас строится на Рижском направлении Московской железной дороги (показано зелёным цветом) для МЦД-1, МЦД-4 и дальних пригородных поездов Рижского направления.

Проблемы участка Курский вокзал — Калитники

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

В соответствии с актуальными планами, на Курском вокзале строятся новые островные платформы №6 и №7 для приёма поездов дальнего следования и дальних пригородных с Горьковского направления Московской железной дороги. Логично для ВСМ-2 и ВСМ-3 использовать именно их в качестве конечных (а другим поездам сделать конечную на Нижегородской, где для этого запланированы 4-я и 5-я островные платформы). Сейчас над улицей Верхняя Сыромятническая проходят десять главных путей, а по схеме их тут будет уже одиннадцать за счёт сноса часть тупиковых платформ Горьковского направления (текущие №7 и №8). Однако дальше на юг уходят всего восемь главных путей, которые по два займут МЦД-2, МЦД-4 и дальние пригородные поезда Курского и Горьковского направлений. «Маркером по карте» можно расширить это «бутылочное горлышко», но далее начинаются проблемы.

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Если взглянуть на схему, приведённую выше, становится понятно, что новые платформы и восемь главных путей остановочного пункта Серп и Молот еле вместились в полосу отвода железной дороги, а перспективные пути тут не были учтены. Если пути ВСМ-2, -3 пройдут севернее, это приведёт к сдвигу на новое положение трассы Среднего Золоторожского переулка и снос северного вестибюля проектируемого конкорса. Пути с южной стороны почти попадают в полосу отвода, но приведут к сносу южного вестибюля конкорса, удлинению подземного перехода на юг. Хорошего решения здесь нет. Возможно, через южный сход конкорса можно «пробить» пути, снеся часть помещений на 1-2 этажах, ведь уровень третьего этажа тот же, что и у перехода над путями:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Но и это ещё не всё. 20-го декабря 2021-о года Владислав Лавров на форуме «Наш транспорт» выложил схему реконструкции участка на пересечении Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

На схеме развязки Курского и Горьковского направлений, показанной выше, 1-й и 2-й главные пути Курского показаны оранжевым цветом, будущие 3-й и 4-й — синим. Красным — 3-й и 4-й главные пути Горьковского направления. Сбоку от путей пунктиром показаны строящиеся подпорные стены. Никаких намёков на то, что здесь возможно расширение до шести главных путей на Курском направлении, здесь нет. А построить их более дёшево можно было бы только здесь, а иначе придётся строить сверхвысокую эстакаду над развязкой Третьего Транспортного Кольца и Нижегородской улицы.

Проблемы Текстильщиков

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Следующая возможная конечная ВСМ-3 - остановочный пункт Текстильщики, на перспективных схемах которого показывали три островные платформы и шесть главных путей. При этом пятый и шестой пути это на самом деле 15-я и 16-я соединительные ветви Курского направления и МЦК (Малого кольца Московской железной дороги). Передавать их ВСМ-3 значит исключить из транзитного движения, затруднить доступ поездам дальнего следования на вокзал «Восточный», не говоря уже о грузовых составах. Кроме того, узел в Текстильщиках и так перегружен, точнее Таганско-Краснопресненская линия метрополитена, которая несмотря на наличие в будущем станции Большой кольцевой линии вряд ли разгрузится так, чтобы здесь сделать новый вокзал.

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Печатники — новый вокзал?

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

10-го июня 2022-го года на открытии остановочного пункта Печатники была показана схеме, согласно которой к 2027-му году в составе узла могут ввести платформы для остановки поездов дальнего следования, то есть организовать здесь аналог вокзала «Восточный», но на юге города. Схема весьма условна, содержит ошибку в нанесении контура конкорса Печатников, а также на ней платформы показаны снова у путей 15-й и 16-й соединительных ветвей. Как мне кажется, в итоге такого решения не будет и либо островную платформу расположат в виде разъезда или между тупиком и путём 15-й соединительной ветви, либо вообще платформу построят в стороне. В пользу последней версии говорит наличие свободного места между остановочным пунктом Печатники и путями 15-й и 16-й соединительных ветвей (рядом с ними проходит ещё и безымянная соединительная ветка в Южный порт), что видно на схеме. О том, что именно здесь хотят разместить конечную ВСМ-3, мне Владислав Лавров написал в январе 2022-го года.

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Выше фото из группы «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве» в социальной сети «ВКонтакте».

КурьяновоМоскворечье

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Перекидная эстакада для 5-го и 6-го путей ВСМ-3 присутствовала в проекте остановочного пункта Курьяново с самого начала. Вот, например, два бежевых пути в одном из первых вариантов проекта:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Вот вид с востока на запад, на рендере присутствует эстакада:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Ещё один вариант и снова здесь есть интересующий нас объект:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

А это вид в противоположную сторону, тоже с эстакадой:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Эстакада переведёт пути ВСМ-3 с востока на запад от действующих четырёх главных путей Курского направления. Далее она продолжится на юг мостом через Москва-реку между действующим Верхним Сабуровским ж/д-мостом и строящимся мостом Юго-восточной хорды, между ними будет проём:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

На правом берегу мост должен опуститься на уровень земли, чтобы уйти под будущий заезд на Юго-восточную хорду с Каширского шоссе, задел для этого съезда предусмотрен проектом. Остановочному пункту Москворечье нужна будет модернизация, так как существующий пешеходный мост не содержит прямого схода на западную береговую платформу (которая на Царицыно). А теперь посмотрим сверху на место прохождения будущих эстакады со стороны Курьяново (левый берег Москва-реки) благодаря этому видео:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

И в обратную сторону, а также посмотрим на платформу Москворечье, где мы есть заделы под прохождение ещё двух путей с западной и восточной сторон и место для них под Москворецким путепроводом Каширского шоссе (кадр из этого видео):

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Рендер проекта развязки Юго-восточной хорды с Каширским шоссе без учёта перспективных съездов и заездов:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Впрочем, возможно, что новый мост построят между Верхним и Нижним Сабуровскими железнодорожными мостами. В этом случае остановочный пункт Москворечье попадает под тотальное переустройство. Но именно такой сценарий (со средним мостом) присутствует в схемах перспективного путевого развития МЦД-2 и 2018-го, и 2019-го года (на первой пути ВСМ-3 показаны цветом морской волны, на второй — чёрные):

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3
Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Царицыно

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Проектировщики подземного конкорса остановочного пункта на станции Царицыно по какой-то причине не знали или игнорировали прохождение двух путей ВСМ-3 севернее действующей северной береговой платформы №3. В эту зону у них попал выход из проектируемого подземного вестибюля:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Как именно тут буду выкручиваться, учитывая, что Каспийская улица будет когда-то частью основного хода Юго-восточной хорды, неизвестно. Пока ещё можно внести изменения в проект узла, так как работы ещё не начаты. Иначе придётся проводить ВСМ-3 на эстакаде над станцией. Впрочем, есть и другое решение, если делать здесь остановку этим поездам. Можно 5-й и 6-й пути сделать приходящими к северным платформам №3 и №1. Тогда 1-й главный перейдёт к платформе №2, а 2-й главный пройдёт у новой платформы №6, которую имеет смысл построить севернее, чем подъездная дорога к станции, на приведённой выше схеме показанная серым цветом (там как раз рядом будет выход из подземного конкорса к платформе №4). Соответственно, 3-й и 4-й главные пути займут действующую платформу №4 и строящуюся №5. Далее кадр из видео:

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Как вариант, можно провести пути ВСМ-3 к действующей платформе №4 и строящейся №5, но тогда между Москворечье и Царицыно для путей ВСМ-3 придётся строить перекидную эстакаду.

Павелецкий вокзал — альтернатива?

Далее по трассе Курского направления Московской железной дороги внутри Москвы я не нашёл никаких проблем в увеличении числа главных путей до шести, поэтому обсуждать там нечего. Но рассматривается и другой вариант с конечной ВСМ-3 на Павелецком вокзале. Об этом мне писал в январе 2022-го года Александр Чекмарёв. Для подобного решения потребуется построить в районе пересечения Курского и Павелецкого направлений эстакаду, которая будет переводить поезда ВСМ-3 с 5-го и 6-го главных путей Павелецкого направления на 5-й и 6-й путь Курского. Когда-то в этом месте существовала соединительная ветвь между ними, но потом её разобрали и теперь вместо её насыпи строится трасса Юго-восточной хорды, проект которой не учитывает какие-то новые ветви для перенаправления поездов. Кто-то может удивиться, какой 5-й, 6-й путь на Павелецком направлении, когда сейчас до Домодедово уходят только три. Дело в том, что четвёртый будет нужен для запуска МЦД-5, о котором всё же власти города иногда вспоминают (например, Собянин в мае 2022-го). По ссылке вы можете прочитать, как он пройдёт, что для этого было подготовлено в пределах города. Большинство путепроводов и тоннелей уже учитывают и расширение до шести главных, но может понадобиться апгрейд некоторых остановочных пунктов, таких как Варшавская и Тульская, а также строительство новых путепроводов, в том числе вместо переезда на Нагорном проезде. В целом, данный вариант требует большего числа работ, но зато их можно совместить со строительством 4-го главного пути до Домодедово. Ещё одна причина использовать именно его — это строительство ВСМ-3 не вдоль Курского направления, а вдоль Павелецкого.

Выход из Москвы

Ниже показана схема из документа 2013-го года «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду», где от МКАД до границы Подмосковья предлагалось три варианта трассировки. Основной показан красным цветом, второй вариант — зелёным, третий — синим. В последнем случае ВСМ-3 поворачивает с Курского направления к Павелецкому и идёт плюс-минус вдоль него с заходом линии в аэропорт Домодедово. Вот именно синий вариант хорош для конечной на Павелецком вокзале, однако довольно  «кривоват». После Московской области тоже есть варианты трассировки, но лично мне это уже не так интересно (вот, например, про Ростовскую область).

Как могут пройти 5-й и 6-й главные пути Курского направления для ВСМ-3

Заключение

К сожалению, реализации всех этих ВСМ до сих пор нечёткие, даже первой от Москвы до Санкт-Петербурга, для которой сейчас начали строительство 5-го и 6-го главных путей от вокзала ВСМ-1 у Ленинградского вокзала до Крюково, но по другим участкам работы пока начинать не планируется (да и на первом это связано, скорее, с вводом МЦД-3 и выводом «Сапсанов» на 5-й, 6-й пути). Надеюсь, что различные поводы (текущая политическая обстановка, санкции, отсутствие на данный момент отечественного подвижного состава для ВСМ, конкуренция со стороны платной автодороги М-11 до Санкт-Петербурга) не помешают реализовать в будущем проекты ВСМ. И, надо отметить, работ по ВСМ-3 в пределах Москвы требуется гораздо меньше, чем по ВСМ-1 и даже, наверное, для ВСМ-2 «Москва — Казань — Екатеринбург».

Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2008 никому не известный кантри-музыкант Дэйв Кэрролл летел на свой концерт в Небраску. Он просил авиакомпанию United взять гитару в салон за дополнительную плату, но ему отказали. Из самолёта он увидел, что его гитару швыряют вместе с багажом. При получении багажа выяснилось, что ...
На "Киевпосте" вышла статья о том, как Фейсбук в ответ на критику Донецкого губернатора удалил аккаунт донецкого блоггера Николая Сухомлина. «17 мая 2011 года в своем профиле на Facebook в ответ на публикацию «Донецкий губернатор предлагает людям ...
С добрым днем вас ! Проводил тут на медни тест-драйв Форд Фьюжна жены и с прискорбием обнаружил, что гидроусилитель руля как-то не гидроусиляет а все норовит завыть и нагрузить нежные руки жены работой. Осмотр с пристрастием выявил отсутствие течей и нормальный уровень жыжи в бачке. Куды ...
посмотрела сегодня на работы так сказать коллег по цеху, производящих коробочки для дисков. матерь божья! везде ВООООТ такие банты! желательно больше самого конверта и блестящий. и названия все непременно "мастерская дизайнерских конвертов" , ...
Все знакомые жалуются, что #бизнес сейчас на ладан дышит. Что бизнес умирает. У людей всё меньше денег, а цены растут и растут – на еду, одежду, технику, электронику. Айфон обновить – уже каких-то умопомрачительных сумм стоит. А нет денег, нет и продаж. Нет продаж – нет прибыли. ...