Как Ленинград избавлялся от наследия революции

топ 100 блогов sergeytsvetkov14.06.2021

«Конструктор технического отдела т. Рогов при подаче заявления о добровольном поступлении в армию заявил, что он идет воевать за Россию, но за четыре буквы [СССР] воевать не будет», — сообщали куда следует сексоты с завода имени Энгельса в июле 1941-го.

Так думали и миллионы других русских людей. И вот с самого верха инженеру Рогову и остальным передали своего рода привет — ваше мнение услышано.

В сентябре 1943 года Сталин встретился с церковными иерархами и дал добро на восстановление патриаршества. Тогда-то и появился умопомрачительно смелый проект главного архитектора Ленинграда Николая Варфоломеевича Баранова — вернуть старые названия центральным улицам.

«История 240-летнего развития Ленинграда и его прекрасный архитектурный облик ярко отражают многочисленные волнующие страницы истории России. Это нашло свое яркое отражение и в наименовании улиц, проспектов, площадей и набережных, так как эти наименования весьма характерны для Ленинграда и присущи только нашему городу. Население не только Ленинграда, но и всей страны усвоило эти наименования, связало с ними определенное представление об отдельных частях города. Между тем многие новые наименования улиц, проспектов, площадей и набережных оказались неудачными, неубедительно связанными с красочной историей города, трудными в произношении и тем самым не нашедшими себе признание населения города. Непопулярность новых наименований затрудняет ориентацию пешеходов и внутригородского транспорта», — писал Баранов в своем докладе.

Он был поддержан главой ленинградских коммунистов и партийным идеологом Андреем Ждановым (который, по всей видимости, и стоял за этим проектом). «Советская улица, улица К. Маркса есть в каждом городе; в любом районном центре вы найдете не одну, а две-три, обязательно будет Советский, затем Ленина, проспект Сталина и прочие. Значит, в этом отношении специфика Ленинграда стерта», — обосновывал решение Жданов, точно предвидя будущую коллизию «Иронии судьбы».

В городской партийной верхушке состоялось голосование. При согласии в целом некоторые партийные лидеры хотели оставить советские названия некоторых улиц. Второй секретарь горкома Кузнецов засомневался, стоит ли убирать улицы Ленина и Советскую. Жданов его переубедил: «Советский проспект — неудачное название, как будто бы остальные проспекты антисоветские или несоветские». А с Лениным решил вопрос так: «Очень плохая улица, для проспекта Ленина не годится, одна из худших улиц названа проспектом Ленина. Надо снять название проспекта Ленина, придумать другое название». Правда, возвращать проспекту Ленина имя Петровский тоже не решились, вместо Ленина — Петра Великого, этак и об имени города речь может зайти. В итоге проспект назвали Пискаревским.

Второй секретарь Капустин засомневался из-за Дворцовой площади и Дворцовой набережной, наверное, вспомнил «Мир хижинам — война дворцам». Тут его переубеждал уже Кузнецов: «Надо к прежнему названию вернуться. Ведь дворец остался, не выкинешь». Зато «церковные» названия ни у кого не вызвали возражений. В итоге общей жертвой желания что-нибудь выкинуть пали Конногвардейский бульвар и несколько улиц, переименованных недавно по инициативе самого же Кузнецова.

В таком виде проект был отправлен Сталину и после высочайшего одобрения окончательно утвержден «советской властью». Петербуржцам, по сути, вернули их город, впрочем, и сами горожане своим пассивным сопротивлением внесли свой вклад в возвращение. «Отмененные названия вообще никто никогда не признавал (кроме разве что трамвайных и автобусных кондукторш)», — свидетельствовал писатель Леонид Пантелеев.

13 января 1944 года в Ленинграде, готовившемся стряхнуть с себя ледяные оковы многомесячной блокады, советская власть приняла совершенно удивительное и ни разу не повторявшееся за семь десятилетий ее истории решение. В одночасье в городе на Неве исчезли улицы, проспекты и площади: 25 Октября, Советские и Ленина, Красных Командиров и Жертв Революции, 9 Января и Пролетарской Победы, Урицкого, Володарского и Нахимсона, Карла Либкнехта и Розы Люксембург. На их место вернулись Невский проспект, Дворцовая площадь, Адмиралтейская набережная, Суворовский проспект, Исаакиевская и Казанская площади, Введенская улица, Большой, Средний и Малый проспекты Васильевского острова. 15 января о немыслимом сообщила «Ленинградская правда», только новость о переименовании проспекта Ленина в Пискаревский поместить в газете все же не решились.

Как Ленинград избавлялся от наследия революции

Илл.: Ленинград, 17 января 1944: Трамвай становится символом возвращения к нормальной жизни. Трамвай на проспекте 25-го Октября (Невский проспект) в блокадном Ленинграде.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если человека материально не стимулировать - он ничего делать не будет. Ну, попробуйте. Попробуйте НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Вот вы сейчас сидите? Лежите? Вот, продолжайте сидеть или лежать и ничего не делайте! И не думайте - это работа. И выключи музыку, осёл, восприятие музыки - сложный ...
У нас вот такая луна сейчас - фото сделаны в 20-45. Луна играет с головой в свои игры. Наркотик не прошедший пока классификацию. У меня сегодня играет в голове Браян Ферри: Pardonne-Moi - Фармер и пока не сильно с успехом "играет в голове" любимый ...
Признаюсь честно, я до последнего момента надеялся, что вся это история с принятием так называемого «закона Димы Яковлева» - это какой-то дурной сон, что там, где-то бесконечно наверху, большие люди наиграются в недетские игры и вовремя ...
C подачи поста Кота Камышового ( ... те две школы, что указаны у меня в профиле, были если и не подлинно элитными, то, как минимум, близкими к тому ... ) поинтересовался этими школами - чисто для удовлетворения любопытства - быстро набрел на вот это вот : На кружке информатики и ...
Сказывают, что в СССР нации дружили. Ну, скажем так - не все и не со всеми. Выделялись, конечно, гости с Кавказа. Они жили дружно, торговали цветами и не любили армян. Тут надо пояснить, что просто торговать цветами не получалось. Могли за тунеядство посадить. Поэтому устраивались по ...