Как киевский "Чебурашка" спасал полярную экспедицию. Ан-74 на Северном полюсе -


Зимой 1986 года состоялась лыжная полярная экспедиция "Комсомольской правды". В условиях полярной ночи, при температурах ниже -50 градусов, группа под руководством Дмитрия Шпаро за 38 дней преодолела 700 километров. Группа стартовала 29 января на дрейфующей станции "Северный полюс - 26" и преодолев "полюс относительной недоступности", финишировала на станции СП-27. Буквально на следующий день, льдина на которой находилась дрейфующая станция раскололась, поставив под вопрос эвакуацию экспедиции.
В это время, в Киеве проходил испытания новый самолет Ан-74, который обладал уникальными взлетно-посадочными характеристиками, позволявшими эксплуатацию с очень коротких ВПП. С санкции министра авиационной промышленности самолет вылетел в Арктику. Перелет Амдерма-Диксон-Чокурдах прошел штатно. В якутском поселке Черский, на льду замерзшей Колымы был оборудован тренировочный ледовый аэродром. Было совершено одиннадцать циклов взлет-посадка, в заключительных полетах был достигнут необходимый результат - пробег при посадке 350 метров, разбег на взлете 400 метров.
На следующие сутки был совершен облет станции СП-27 и пять пристрелочных заходов на посадку. Длина полосы была 600 метров, покрытие - плотный снежный покров. Но в районе станции резко ухудшились погодные условия и лишь через сутки погода позволила начать эвакуацию. Расстояние от базового аэродрома до станции 1630 километров, после одного пристрелочного захода самолет совершил посадку на льдину. В течении суток, двумя рейсами было вывезено 15 участников экспедиции и 13 полярников дрейфующей станции. Во время второго рейса произошел отказ одного из двигателей, но самолет благополучно завершил рейс на одном двигателе, тем самым успешно пройдя испытания северными широтами.

Экипаж Ан-74, участники полярной экспедиции и зимовщики на дрейфующей станции СП-27. 1986 год. Фото журнала "Родина". По материалам статьи Владимира Снегирева.
|
</> |