Как избавиться от детского хлама.
tehhi_karamir — 17.01.2012 И снова из коммента в сообщество, на сей раз во флай леди.В системе флайледи есть такое понятие как «расхламление» - регулярная проверка дома на хлам, не нужные, не используемые вещи, которые довольно часто и категорично нужно отделять от нужного и выбрасывать, отдавать, продавать.
Вопрос участницы был о том, что делать с хламом ребенка: «Как поступать с детскими игрушками? Ведь маленький плюшкин совсем не торопится расстаться со всеми непарными колесиками и детальками конструкторов.) Количество мячиков у меня в доме уже перевалило за десяток.»
Думаю ответ на такой вопрос будет полезен не только участницам сообщества но и другим мамам:
1. Во первых, как заметила одна из участниц разговора в комьюнити «перестать покупать (десять мячиков же не сами по себе домой припрыгали?)»
Нужно уметь себя контролировать в детских магазинах =) Не только дети захламляются, мы очень активно им в этом помогаем, способствуем и потворствуем.
2. Выбрасывать или отдавать без спросу можно вещи ребенка лет до 3-х, но только те, к которым он действительно равнодушен. Совсем мусорную дребедень, безинтересную малышу можно выбрасывать лет до 3-4, после 5-ти лучше перестать это делать вовсе.
3. Отдавать вещи, вместо выбрасывания советую только туда, где ребенок больше их никогда не увидит. Не стоит отдавать их ребенку подруги, у которой вы бываете в гостях. Исключение – подарки сделанные самим ребенком по его собственной инициативе.
4. Полезно как можно раньше поставить как одно из правил семьи, привил дома, на ровне с убиранием за собой игрушек или какой-то другой лично-общественной ответственностью поставить условие – сломанные, испорченные, вышедшие из употребления вещи мы не храним.
5. Для сломанных игрушек завести коробочку, куда как в буфер складываются поломки, раз в неделю они перебираются (у нас папой) и смотрится, что можно починить, а что нет. То что не чинится - выбрасывается. В процесс починки участвуют по мере сил сами дети.
Даже если 100% очевидно, что никакой папа это не починит - всё равно складываем в коробку - так детям проще принять факт утраты сломанной игрушки. Во первых проходит время между поломкой и окончательным вердиктом, за это время к мысли можно привыкнуть. Во вторых тут не просто безжалостное и авторитарное «выбрасывай!» (а зачастую от родителя тут примешивается, увы, и мстительность, не просто выбросить как итог, а ещё дополнительно надавить на чувства – мол если прочувствует будет бережнее относиться к вещам и вообще так ему и надо, шалопаю. Мнение ошибочное и вредное, но часто сознательно или безсознательно используемое взрослыми), а частный и справедливый разбор возможностей, проводимый родителем, который находится на стороне ребенка, а не против него. Мы вместе с мамой-папой боремся с энтропией, увы не всегда побеждаем. Это совсем не то, что мама-папа сказали мне выбросить такую клёвую, всего-то пополам раздолбанную штуку.
5. Можно и вполне справедливо использовать для выброса игрух всякие аказии. Хочешь новую машинку? Извиняй, дружок их девать уже некуда, давай освободим место для новых игрух и тогда. Целый день не можешь прибрать детскую хотя ужо и попрошено и напомнено и по хорошему и по всякому? Ок, убираюсь я и всё что валяется на полу – под арест в мешок (я против выбрасывания вещей в целях научить убираться – глупо, мстительно, потом сами же пожалеете, а ребенок может вообще в позу встать в пылу борьбы за свободу. От ареста игрушек педагогический эффект печальных последствий утраты ценностей в следствии преступного бездействия такой же, как при выбрасывании, но без перехода на личности, борьбы за свободу и всяких крайностей. К тому же вам же лучше – редко какой родитель выбросит мешок лего-деталек или бейбибёрновские нарядики для пупсов без слёз). Потом из арестованного мешка можно повыбрасывать дребедень, возвращая через какое-то время так честно и сказать, что арест закончен, но часть хлама вынесено вон ибо вот.
6. Приучать и стимулировать детей на расставание со старыми не нужными вещами - убеждать когда удачное настроение, показывать пример. Вообще больше включать ребенка в хозяйственную деятельность семьи и в принятие решений.
Мои пятилетки сейчас сами составляют планы на мебель и обстановку для их новой детской комнаты и это не игра, мы с папой всерьёз к ним прислушиваемся и советуемся. И раньше они участвовали в вопросах как и куда поставить стеллажи, развесить полки, как организовать коробки и ящики с игрухами. Каких и сколько ящиков им нужно. Когда дети, даже мелкие, принимают участие в решении вопросов им легче включаться в свою ответственность за какие-то дела по хозяйству, вам легче объяснять им и доносить до них идеи о том что в семье мы живём так-то и так-то.
7. На последок из «фокусов»: можно поиграть в разные игры.
Например в "расхламление на скорость" - вы собираете свой хлам, он свой, кто больше за 15 минут. Потом смотрите его и ваш (что б по честному) мешок вместе с ним, что б в пылу азарта он не повыбрасывал то, о чём потом пожалеет, объясняя это тем, что подсчёт лотов должен быть честным, жульничать и выбрасывать хорошие вещи добывая таким путём победу - нельзя =)
Можно на этой же почве придумать какие-то другие соревновательные игры, конкурсы и прочее, вовлекать в это всю семью. Собирать на вес, собрать весь мусор синего цвета, с детьми по старше можно поменяться местами и сиграть в расхламление-угадайку – вы собираете его вещи, а он «взрослые», из мест общего пользования. А потом смотрите кто больше правильно угадал это правда лишнее или это всё таки нужное. Тут и на честность игра и на то что б побыть в шкуре другого человека.
Призом в таких играх лучше делать что-то не материальное, не покупку и не вкусняшку. Идеальные призы – развлечения. Если по субботам у вас принято ходить в кафе, то выйгравший делает заказ для всей семьи, это может быть очень забавно =) Выйгравший может выбирать куда поехать в воскресенье или на один час получить проигравшего в своё распоряжение, что б тот играл с ним в то что выйгравший захочет. Наверняка у ваших детей есть развлечения и игры, которые они любят, а вы не очень – это может быть призом. Хороший приз – если ты выйграешь я научу тебя …
Выбирая приз вы должны стремиться к тому, что б даже если ребенок проиграл он не нёс бы повинность. Лучше не ставить условием «проигравший делает то-то». Даже если у вас так получается, что как приз для себя вы не можете придумать ничего иного, чем например «ты моешь посуду после ужина» - сделайте этот процесс интересным для ребенка – останьтесь с ним на кухне, шутите, болтайте, попускайте пузыри, помогите ему немного.
На позитивных эмоциях дети учатся намного лучше чем на негативных. А цель у этого всего научить ребенка расставаться с вещами, нести ответственность за своё пространство, уметь его организовывать, принимать не самые приятные для себя решения.
Вот пожалуй и всё. Я пошла печь лимонный пирог с гоблинами (лимон помещаем внутрь пирога, выпекаем, затем пирог помещаем внутрь гоблинов), а вам удачи и всех благ =)
UPD: В исходном посте только что дали ещё один хороший совет-фокус: обмен - поставить коробку, как наберется полная коробка того, с чем он готов расстаться - подарить то, о чем давно мечтает. Вот ссыль на пост http://flylady-ru.livejournal.com/1588292.html наверняка мудрые девы в ближайшие дни накидают ещё хороших идей.
|
</> |