Как испанские короли скрывали тысячи эротических картин от католической церкви
karhu53 — 12.11.2017 Как испанские короли скрывали тысячи эротических картин от католической церквиНемного ранее, в декабре 1563 года католические священнослужители, собравшиеся для Совета Трент, постановили, что «все распутство следует уничтожать и требовать от художника, чтобы фигуры не были украшены красотой влекущей похоти».
"Они не хотят раздеваться, а тот, кто готов, годится только для ведьм"
Даже Микеланджело досталось! Сикстинская капелла побудила дремучих морализаторов объявить, что его шедевры - «изобретения дьявола», они могут сделать зрителя «рабом желаний» и что «самые прекрасные картины - самая большая угроза: сжечь лучшие из них».
В 1640 году испанский суд дошел до того, что объявил незаконным создание, продажу и хранение обнаженных картин, тем самым укрепив самый репрессивный, антиобщественный правовой режим во всей Европе.
Кажется, отголоски этой дремучести до сих пор временами побуждает полчища новых морализаторов запрещать красоту, намеренно объединяя ее с порнухой.
И все же коллекции обнаженных собирались в Испании. Габсбурги обладали самой большой коллекцией картин с ню в западном искусстве.
Тициан "Любовь земная и Любовь небесная" 1515—1516
«Этот парадокс, - сказал Мигель Фаломир Фаус, директор Museo Nacional del Prado, - заключается в том, что впечатляющая коллекция эротических картин была собрана в не слишком либеральном Амстердаме или во Флоренции, а в Мадриде, и владельцы этой коллекции были самыми католическими из всех католических королей в мире».
Венера и Адонис, Тициан, около 1553
«В конце пятнадцатого века способность нарисовать обнаженную стала обязательным условием для самого определения успешного художника», - пишет искусствовед Джилл Берк. Более того, «успешными картинами и скульптурами ню были те, которые вызвали физическое желание со стороны зрителя (которого обычно считали принадлежащим к мужскому полу)».
Даже когда политический климат становился все более антагонистическим, серьезные покровители искусств, Филипп II и Филипп IV и самые богатые аристократы продолжали собирать лучшие и самые заманчивые произведения искусства.
Питер Пауль Рубенс
Венера перед зеркалом, 1614-1615
Но художникам, чтобы писать по заказу знати полотна, были нужны обнаженные модели, и вот тут-то начинались серьезные проблемы: его могли арестовать и отдать на суд в инквизицию.
«В конце концов, те, кто подходит, не хотят раздеваться», - горько жаловался один художник 1640-х годов, «а те, кто готов, подходят только для ведьм».
Но они писали…. Писали и продавали свои полотна, вопреки церкви, и спасибо королям, которые смогли сохранить для мира красоту рукотворную. Во дворце Алькасар в период правления Филиппа IV была комната, а в ней…. девять обнаженных картин Тициана, и комната эта значилась, как место, «куда Его величество уходит после обеда».
Это были «неприличные» владения монарха. Это оставило важную лазейку, такие картины, держали в укромных местах, вдали от неизбирательного взгляда широкой публики. Но так не могло продолжаться вечно. И на смену королям, тонко чувствующим прекрасное, пришли новые, они были мракобесы.
Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа, 1617-1618
В 1759 году Карл III прибыл в Мадрид, чтобы найти настоящий рог изобилия обнаженных и эротических картин, любовно собранных его предшественниками Габсбургами. Коллекция включала в себя перечня в 5539 экземпляров, который впоследствии уменьшился благодаря иностранным подаркам и разрушительному огню в Мадридском дворце Алькасар в 1734 году.
Хендрик Де Клерк и Ян Брейгель Старший, Изобилие и Четыре Элемента, 1606.
И монарх решил принять радикальные меры. Призывая своего придворного художника Антона Рафаэля Менгса , Карл III приказал художнику собрать все «неприличные картины» и быстро сжечь их. Мэнс был в ужасе. У него рука не поднималась, ну не мог он покушаться на совершенную красоту, написанную гениями. И он обратился непосредственно к чувству морали короля.
Если бы картины были расценены как педагогические инструменты, то будет «меньше риска для художников следовать столь хорошо нарисованному оригиналу, чем заставлять раздеваться настоящих женщин?» И король позволил. Картины будут помещены под тщательную опеку Мэнсомом - неповрежденные, но скрытые.
Так продолжалось в испанском обществе более двух столетий, вплоть до 1838 года. Все пряталось, но хранилось. Но эти тайные шедевры по-прежнему горячо оспаривались, оставаясь затворниками в продолжающейся европейской борьбе за определение значения морали, артистизма, пола и власти.
«Махa обнажённая» Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов, составляет пару с картиной «Маха одетая». На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, одна из излюбленных тем художника. «Маха обнажённая» - раннее произведение западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.
В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их.
В 1814 году опять усилился тот же антиобнаженный режим, который веками управлял испанским искусством.
Только в 1838 году, всего через несколько лет после разлуки близнецов инквизиции и консервативного монарха Фердинанда VII, работы появились из-за закрытых дверей.
|
</> |