Как формируются гендерные стереотипы
radulova — 27.02.2012 Несмотря на то, что сегодня отовсюду слышатся разговоры о равенстве полов, Россия все равно остается исключительно патриархальной страной, считает Елизавета Каркищенко, ("Частный Корреспондент")Дело не только в вопросах карьерной дискриминации, сколько в глубинных архетипных представлениях о роли мужчины и роли женщины, об их «правильных» взаимоотношениях и поведении.
Почему так? Почему, несмотря на активную пропаганду равенства во всем, женщины продолжают позиционироваться как «слабый пол» (где слабый часто значит глупый), а мужчины – как воины и охотники, хотя мир уже давно изменился и, казалось бы, представления должны были бы трансформироваться следом за ним? Изменились ведь они в Соединенных Штатах или множестве других стран, где отец может взять декретный отпуск по уходу за ребенком, a пункт «sexual harassment» уже давно превратился в обычную строку закона?
Все дело в том, что истоки стереотипов и представлений о полоролевых взаимоотношениях закладываются в область бессознательного намного раньше, чем женщины и мужчины входят в ту фазу зрелости, когда уже могут самостоятельно выстраивать свою жизнь. А менять что либо уже поздно: стереотипы заложены с детства, идеальное представление выстраивалось годами – случайными ли кадрами из фильма, неосознанным наблюдением за родителями или впечатлением от взятого тайком романа с описанием страстных любовных перипетий, где женщина – всегда страдающая жертва, делающая все во имя любви, а мужчина - победитель.
А ведь на деле все очень просто. Если зайти в любой книжный магазин и посмотреть на полки с литературой для подростков, глаза разбегутся от того широчайшего выбора «психологических энциклопедий», которые обещают дать полный спектр советов и помочь подростку «стать настоящим мужчиной» или «истинной леди». Таких книг миллионы. И пишут их явно не профессиональные психологи (и уж тем более не гендерологи!). В этом несложно убедиться, если открыть их на любой странице, которые все пестрят советами, «энциклопедическими» советами, если верить названию.
Красивые, глянцевые книжки. Пятнадцать лет назад – со скупыми графическими иллюстрациями, сегодня – даже с цветными пахнущими страницами, фотографиями и вклейками. Конечно, подростку гораздо приятнее и проще обратиться именно к такому «советчику» с любым волнующим его, неуверенного и скованного, вопросом, чем к родителям, которые на многое ответят: «Тебе еще рано об этом знать».
Но если вчитаться в эти псевдопсихологические советы, проанализировать эти формулировки и иллюстрации, то многие вопросы о том, почему наше общество мыслит так, а не иначе в вопросах гендера, снимутся сами собой. Все ответы – там. В книжках, где глава о здоровье в энциклопедии для девочек начинается с фразы «Если ты не будешь кататься на велосипеде или заниматься другим спортом, ты скоро наберешь пару-тройку килограммов, сбросить которые будет ой как нелегко», в то время как мальчикам спорт пропагандируется как возможность стать «быстрым, ловким и сильным».
Эта литература проводит жирную границу между мужским и женским взглядом на жизнь. Навязывает стереотипы мышления и поведения. Ты – мальчик, значит, ты, конечно, должен интересоваться автомобилями, компьютером и спортом. Ты – девочка, значит, тебе нужно знать о моде, косметике и искусстве обольщения. И в этих сферах энциклопедии орудуют мастерски – мальчику все расскажут об устройстве автомобиля, а главе «О внешнем виде» уделят две страницы о чистке зубов и элементарных правилах гигиены и дадут эпиграф: «Как неплохо выглядеть и при этом не стать чистюлей».
Девочке ничего не скажут о машинах и компьютерах. Ничего не расскажут о различных профессиях и методах самообороны, о том, как развить в себе лидерские качества или управлять людьми. Зато больше двухсот страниц уйдет на описание различных модных тенденций и правил ухода за собой. Причем сами формулировки не потребуют дополнительных комментариев:
«Тонкая талия – результат кропотливого труда. Если пока ты можешь себе позволить съесть лишний пирожок безнаказанно, то с течением времени каждую булочку придется отработать, иначе результат будет плачевным».
«Что, твоя фигура далека от идеала? Валики жира на животе и бедрах не добавляют привлекательности, ноги с «апельсиновой коркой» стыдно оголить в мини-юбке, второй подбородок прибавляет к твоему возрасту еще лет пять-шесть. Ты еще совсем молоденькая, а парни обходят тебя стороной...».
Позвольте, но целевая аудитория данных книг – подростки 12-16 лет, о чем написано во введении к самим этим книгам. О чем еще, как не о навязывании стереотипов, можно здесь говорить? Тех самых стереотипов, которые потом так мучительно, годами пытаются вытравить из себя закомплексованные девушки, в 20 лет глотающие омолаживающие препараты и с лихорадочной дрожью листающие глянцевые журналы, которые, придя на замену «энциклопедиям», продолжают предлагать сотни «беспроигрышных» советов, как себя изменить.
А дело в том, что уже тогда, в свои юные, неокрепшие двенадцать лет, девочка узнает из внушительного, едва ли не сертифицированного якобы профессиональными психологами издания о том, что она уже не соответствует какому-то мифическому стандарту: «Ты должна сделать свою «визитную карточку» (внешний вид) как можно привлекательнее. А это ой как нелегко. Конечно, гораздо проще махнуть на себя рукой, чем постоянно трудиться над внешностью».
И тут же, рядом с этим созревающим чувством своей глобальной неполноценности, зарождается еще один идеал – идеал отношений. Ведь образ идеального мужчины тоже живет на этих страницах. И о нем тоже говорят так безапелляционно уверенно: «Чтобы завоевать того, кто тебе нравится, ты должна овладеть арсеналом женских хитростей и уловок. Так просто он тебе не дастся».
«Арсенал уловок» тут как тут. Советы обольщения, граничащие с развратом, преподносятся как прямая инструкция к действию:
«Демонстрация запястья – «в постели я самая ласковая и трепетная».
«Ярко накрашенные губы – «я необыкновенно сексуальна, сладострастна и темпераментна».
«Слегка приоткрытый рот, губы все время облизываются – «я обольщаю тебя, мечтаю вызвать желание».
В книгах для мальчиков ситуация не лучше – да, там более сухой и энциклопедичный язык (и это ли не скрытая в лингвистическом аспекте дискриминация – считать, что уже в детстве мужской ум куда более строен и логичен!), но суть остается все той же пропагандистки-патриархальной.
Можно говорить о том, что сейчас все иначе, и дети воспитываются под влиянием сегодняшних СМИ, но пока эти книги тиражируются тысячами экземпляров и продаются в красивых и удобных для родителей подарочных изданиях, нельзя сбрасывать их фактор со счетов. Одним словом, пока мы ломаем копья на бескрайнем поле борьбы за равенство полов, наши дети учатся тому, что потом, спустя пять-десять лет, будут мучительно выдавливать из своего сознания, пытаясь научиться жить по-новому. В мире, где каждый человек, независимо от пола, - Личность, способная самостоятельно выстроить свою жизнь, не исходя из каких-то неизвестно кем выдуманных идеалов и стереотипов, а согласно своему собственному мнению, почерпнутому из жизненного опыта, а не из псевдопсихологических изданий.
Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля
|
</> |