Как ездили из Питера в Москву в советские времена.


В первой половине 80-х я активно занимался операционной системой CP/M, и мне приходилось регулярно мотаться в Москву - там находились основные источники информации и программного обеспечения.
Самым удобным для меня способом передвижения между столицами были ночные поезда - вечером сел, выспался и в начале рабочего дня уже в Москве. Нередко я ездил всего на день, если не удавалось обеспечить гостиницу в Москве (а в те времена это было очень сложно), и тогда прибыть с утра пораньше было критически важно.
Быстро выяснилось, что купить билеты в кассе на эти поезда непросто, особенно на самые удобные ("Красная стрела" и еще один, отправлявшийся почти в то же время). Предварительная продажа начиналась за две недели, и хорошие билеты кончались буквально в первый час. А я чаще знал о предстоящей поездке всего за неделю, а то и меньше. К этому времени обычно уже нихрена не оставалось, кроме билетов на отличный (от других) пассажирский поезд, уходивший из Питера во втором часу ночи и приходивший в Москву около 2-х часов дня, причем для большего удобства на Савеловский вокзал. На него билеты были всегда.
Не помню, кто мне подсказал, но с тех пор я всегда пользовался одним способом - шел вечером в день отъезда на Московский вокзал и становился у прохода к кассам. И всегда туда приходили желающие продать билеты билеты с рук, сэкономить на комиссии за сдачу (ж/д билеты тогда были не именные). Работало безотказно.
На "Красную стрелу" все же билеты доставались не всегда, и приходилось брать на поезда похуже, прибывавшие в Москву около шести утра. А что делать в такую рань?! Когда я обнаружил, что ресторан на Ленинградском вокзале открывается в 6 утра, решил пойти туда - неспеша позавтракать. Но ресторан оказался полным говном, ходили туда с утра, похоже, только желающие опохмелиться. В следующий раз попробовал сходить на соседний Ярославский - ресторан тоже открывался в 6, но кормили там гораздо лучше, комплексными завтраками по вполне умеренной цене. С тех пор я посещал только его.
Из Москвы - аналогично, покупал билеты с рук на Ленинградском вокзале. Но если приезжал на день, то сразу по приезде еще заглядывал в вокзальную кассу - иногда выбрасывали хорошие билеты на вечер из снятой брони. Нередко я брал билеты на поезд Москва-Хельсинки. Он отличался от других наличием вагона-ресторана, где можно было неплохо поужинать (в Москве с этим наблюдалась напряженка) и выпить пива. В Питере он приходил не на вокзал, а на станцию Ручьи, где даже не было перрона, приходилось прыгать прямо на насыпь (международный экспресс, блин!). Но меня устраивало - я был моложе и спортивнее, к тому же жил неподалеку.
Иногда, впрочем, не хотелось ночь трястись в поезде, и я возращался самолетом. С этим тоже было просто. Приезжал в аэропорт, брал билет на любой рейс (летали примерно каждый час) и шел к стойке регистрации. Если к окончанию регистрации оставались свободные места (а они обычно оставались), то сажали с любым билетом. И все, шел прямо в самолет, нигде никакого контроля. Почти как на трамвае. Сейчас уже не верится, что такое было возможно!
|
</> |