Как делают вертолеты Airbus

топ 100 блогов aquatek_filips11.12.2017 На прошлой неделе я снова побывал по Франции на заводе Airbus, только на этот раз смотрел как собирают не самолеты, а вертолеты.
Кто не знает, Airbus является одним из крупнейших производителей вертолетов в мире, выпуская как военные, так и гражданские модели. Огромный завод близ Марселя, подразделения в Донаувёрте (Германия) и Альбасете (Испания), 22 тысячи сотрудников и 52% мирового рынка, более 400 производимых вертолетов в год - это все Airbus Helicopters.

В сегодняшнем репортаже - сборочные линии моделей H125/H130 и H175 на головном предприятии в Мариньяне, секретный Dynamic Helicopter Zero и ... Матрица.

Завод Airbus Helicopters в Мариньяне


2. Если вам довелось побывать в Марселе и вы прилетали сюда на самолете, значит вы тоже видели ... завод Airbus Helicopters.
Все дело в том, что располагается он примыкая непосредственно к марсельскому аэропорту Aéroport de Marseille Provence и частично использует его инфраструктуру.
Если вы приземляетесь со стороны Марселя (с моря), завод будет по левую сторону самолета, если в сторону Марселя - справа.
Возможно вы удивитесь, но вертолетный завод Airbus в Мариньяне - крупнейшее предприятие Прованса. Здесь производят финальную сборку как гражданских, так и военных моделей, разрабатывают новые модели, проводят все глубокие тесты новых разработок. Кроме того, здесь располагается крупнейшая база запчастей и материалов, которая обеспечивает все центры поддержки и ремонта вертолетов Airbus по всему миру.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

3. До 2014 года Airbus Helicopters носила название Eurocopter, производя легкие, средние и тяжелые вертолеты как гражданского назначения, так и военные модели.
В 2015 году завершился процесс ребрендинга, модельный ряд сохранился, изменилась лишь маркировка - вместо индексов EC теперь модели имеют индекс H.
На заводе в Мариньяне производятся легкие вертолеты H125 и H130, средние двухдвигательные вертолеты семейства Dauphin («дельфин»), модель H160, вертолеты суперсреднего класса H175, тяжелые H215 и H225, а также военные модели NH90 и Tiger.
Основное назначение легких H125 и H130 - перевозка пассажиров, использование в санитарной авиации и полиции, авиационные работы, включая экстремальные и сложные географические условия. На сегодняшний день произведено почти 10 тысяч машин этих моделей.
H160 - совершенно новая двухдвигательная модель, которая находится в стадии финальных испытаний и в 2019 году ожидается к выводу на рынок (ее я покажу в отдельном сюжете, т.к. мне удалось даже посидеть за штурвалом третьего прототипа, который лишь 1,5 месяца назад совершил свой первый полет)
H175 - средний вертолет для оффшорных работ, VIP перевозок и государственных нужд, который только в прошлом году поступил на рынок
H215 и H225 - тяжелые многоцелевые двухдвигательные вертолеты, пассажировместимостью до 25 человек.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

4. Сборочная линия вертолетов Airbus организована по аналогии со сборкой самолетов этой же марки, о которой я рассказывал в июле.
На FAL - Final Assembly Line -  происходит финальная сборка вертолетов, начиная от соединения частей фюзеляжа и заканчивая "начинкой" - оборудованием электроникой и монтажом внутреннего интерьера.
FAL для модели тяжелого вертолета  H175 состоит из 8 постов, на каждом из которых выполняется определенная группа операций, после чего вертолет перемещается на следующий пост. На каждом из постов каждый экземпляр проводит 3 дня.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

4. Особенностью сборочной линии H175 (а также H125/130) является использование исключительно цифровой технической документации. На сборочных линиях других моделей пока не закончено 100%-е внедрение цифровой документации и там пока еще используется, в том числе, и бумажная.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

5. Кстати, обратите внимание на "кепку" рабочего. На самом деле, это не кепка, а каска, только современная и стильная.
Каждую операцию после ее завершения вводят в компьютер, в карточку конкретного экземпляра. На огромном общем мониторе в режиме он-лайн виден процесс по каждому вертолету на каждом участке, как в детализации, так и в процентном выражении о готовности работы на этом участке, а также опережение или отставание в графике.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

6. Как думаете, какая главная часть в вертолете?
Нет, конечно, это не корректный вопрос, т.к. главного, здесь, конечно же много, но после дня, проведенного на заводе, в цехах и на презентации моделей как-то сам собой ты выводишь наиболее частое упоминание. И это "втулка главного винта". Именно ее упоминают даже чаще, чем двигатель или какую-либо другую часть. Оно и понятно, ведь от надежности именно этого узла в немалой степени зависит безопасность и надежность каждого вертолета.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

7. Хвостовой винт не менее важен, чем несущий. Откажи он и ...
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

8. В средних и тяжелых моделях вертолетов используют уже шасси, а не полозья.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

9. Вертолет - как маленький самолет: электронной начинки, кабелей и датчиков здесь огромное количество.
Все должно быть установлено и скоммутировно безошибочно
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

10. На каждый конец кабельной магистрали надевается яркий наконечник для облегчения дальнейших операций. В итоге морда вертолета вы этой стадии  становится очень похожа на морду рождественского оленя. Еще и технологические рамки на месте будущего несущего винта...
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

Как делают вертолеты Airbus

Как делают вертолеты Airbus

11. Рабочий под капотом вертолета
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

12. Подключение для тестирования различных систем и авиаоники

Как делают вертолеты Airbus

Как делают вертолеты Airbus

13. На последнем участке остается только установить обшивку салона и кресла. В цеху вертолеты находятся без установленного несущего винта для оптимизации пространства, их устанавливают в самом конце перед отгрузкой заказчику. Покраску они проходят уже по окончании сборки под конкретные требования заказчика (это может быть и ливрея вертолетной компании, и ливрея частного заказчика, и окраска для того или иного полицейского подразделения или коммерческой компании).
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

14. Теперь перейдем на FAL моделей H125/H130. Обе эти модели собираются в одном сборочном цеху, но на разных линиях.
Принцип FAL здесь такой же, как и для модели H175, но количество участков иное - по 10, включая тестовый.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

15. Легкие одномоторные вертолеты выглядят совершенно иначе и сборка тоже отличается: здесь модели даже  кладут  на бок для облегчения монтажа оборудования на днище
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

Как делают вертолеты Airbus

Как делают вертолеты Airbus

18. Модель H125 (ранее известная как AS350 B3e) превосходит все остальные однодвигательные вертолеты в своем классе по техническим характеристикам, многофункциональности, уровню безопасности и ценовой доступности, а также с точки зрения эксплуатации в экстремальных условиях. Кто не знает, этой единственный вертолет, который сумел выполнить взлет и посадку на Эвересте на уровне 8 850 метров. Этот рекорд так и не был побит.
Кстати, Airbus Helicopters планирует поставить в Россию 160 медицинских вертолетов H125 в течение ближайших 10 лет. Среди потенциальных заказчиков - МЧС, "Согаз", несколько региональных министерств здравоохранения и региональных департаментов здравоохранения, а также "Газпром авиа", РЖД, "ПАНХ".
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

19. H130 - легкий однодвигательный вертолет, идеально подходящий для пассажирских и VIP перевозок, проведения обзорных экскурсий, выполнения правоохранительных задач, проведения наблюдательных операций, а также для медицинской транспортировки. Просторная кабина этой многоцелевой машины рассчитана на одного пилота и в зависимости от конфигурации вмещает до семи пассажиров.
Будучи самым тихим вертолетом, H130 задает стандарты для туристических операторов и экскурсионных компаний по всему миру.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

20. H130 в заводской окраске в вертолетном "шоу-руме" на заводе Мариньян
Здесь происходит процесс передачи машин заказчикам и иногда те забирают вот такие, неокрашенные модели, чтобы уже самостоятельно нанести ливрею.
Кстати, стоимость этого вертолета 3,8 миллиона евро.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

21. Кстати, помимо сборочных цехов, нам повезло побывать и в секретном месте завода - Dynamic Helicopter Zero.
Здесь строго запрещена съемка, т.к. это совсем новый ангар, а вернее, огромный бетонный цилиндр, в котором проводят динамические испытания новейшей разработки H160 и в дальнейшем будут испытывать все последующие модели.
Инженеры Airbus утверждают, что это единственный "испытательный стенд" в своем роде.
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

22. Здесь прототип вертолета устанавливают в специальные стапеля, на которых затем проводят испытания и проверки на прочность всех частей, поверхностей вертолета, включая подвижные, включая работу с включенным двигателем, в том числе на полную мощность.
Здесь проводят интеграционные испытания на динамических системах: несущего и хвостового винтов, двигателя, главной коробки передач (MGB), хвостовой коробки передач (TGB).
Стенд также может использоваться для проведения испытаний на прочность при сертификации.
Специальная бетонная цилиндрическая конструкция позволят поглотить все любой удар, даже если на испытаниях вертолет разорвет на части. Кроме того, здесь обустроен специальный тоннель отвода воздуха вместе с шумом, возникающим от работы двигателей, ведь Dynamic Helicopter Zero расположен прямо посреди других цехов и офисных зданий завода.

Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

23. Кроме самого завода и испытательного центра, на заводе в Мариньяне располагается главный логистический центр Airbus Helicopters, которые обеспечивает запчастями и комплектующими как само производство всех заводов, так и всех сервисных центров по всему миру! На сегодняшний день здесь внедряется автоматический склад, больше похожий на Матрицу из того самого фильма, чем на привычный склад.
Людей здесь нет, высота стеллажей несколько десятков метров, конца этих стеллажей просто не видно, а между ними перемещаются лапы роботов, отправляющие корзины куда-то в глубину к нужным отсекам с запчастями и затем забирающие эти корзины и пересылающие их на упаковку в другой сектор...
В живую работа этой Матрица выглядит впечатляюще!
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне

24. Завершу рассказ снимком модели H160, которую живьем видели очень и очень немногие, ведь это всего лишь третий летающий прототип и этот вертолет еще даже не выпускается!
Но мне повезло в нем посидеть за штурвалом и подробно рассмотреть-сфотографировать. Но об этом уже завтра
Завод Airbus Helicopters в Мариньяне


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Настало время очередной книжной субботы, и снова пора знакомить вас с чем-то новым и предположительно интересным. И у меня есть для вас и того, и другого. Да и автор многим из вас ...
Судостроительный комплекс "Звезда" в последние дни 2017 года. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Не забывайте про две важные новости: 1 - Наконец начал свою работу мой сайт - www.kuleshovoleg.ru. Добавляемся в закладки и вносим в RSS. 2 - Ну а если вы хотите ...
Таких крючков забрасывается по сети сразу сотни. Никакой не отдел "кибербезопасности". Опера. Вы удивитесь. Неужели есть придурки, которые на такое купятся? Разумеется, есть. И попадаются. 99% преступников вообще откровенные дебилы. И не надо говорить, что это провокация. Это не ...
Случайно обнаружил, что разные марки творога отличаются не только по вкусу, составу и цене. Уже несколько лет в нашей семье есть традиция. Каждую субботу и воскресенье мы едим на завтрак творожно-банановый коктейль ( ammo1.livejournal.com/760612.html ). Это очень вкусное блюдо ...
А сегодня в Кракове фестиваль пирогов. Народ поедал пироги как будто в первый раз и впрок на весь год. Вдруг больше не будет пирогов? Мы тоже отужинали пирогами по такому случаю. И вы можете успеть, еще всю субботу будут кормить. ...