Как будущее становится унылым настоящим

Когда о будущем не задумываются, то его нет. Каждый новый день становится очередным днем ни чем не выделяющимся во времени и так может происходить из года в год, из века в век, из тысячелетие в тысячелетие.
Два с половиной миллиона лет назад в восточной Африке, одну группу древнейшего вида людей что-то заставило крепко задуматься о своем выживании. В результате это привело к уникальному явлению природы – производству орудий труда, а значит и появлению разума.
Разум настолько загадочен, что наука рационального объяснения здесь дать не может. Однако есть объяснения обстоятельствам заставившим взять камень с осознанной целью расколоть его для получения режущего края. Верны объяснения или нет, но потом каменные орудия применялись для более продвинутого труда – например, для обработки шкур.
В целом технологический прогресс каменной индустрии палеолита, то есть первые 2,5 миллиона лет проходил поразительно медленно. Радикальные прогрессивные изменения в культуре происходили только после радикальных природных катаклизмов, которые вынуждали человека совершенствовать свою материальную культуру. Самым значительным катаклизмом палеолита, заставившим людей приспособиться к новым условиям, было извержение вулкана Тоба в Индонезии около 75 000 лет назад. После всемирной экологической катастрофы, последовавшей за извержением, как предполагается, осталось в живых около 10 тысяч человек. Возникшие после этого технологические новшества, позволили археологам выделить из палеолита эпоху среднего палеолита. Следующая эпоха – поздний палеолит начался около 45 000 лет назад. Тогда изменения в технологии изготовления каменных орудий были уже более значительными. Кроме того в эту эпоху появились музыка и живопись. Авторами культурных новшеств были люди разумные (сапиенсы) и неандертальцы. В этот раз одной из причин культурного прогресса была, вероятно, конкуренция между людьми разумными и неандертальцами в Европе и в западной Азии, и, возможно, между сапиенсами и людьми прямоходящими (эректусами) в юго-восточной Азии.
Следующий век – мезолит выделяется по еще более значительным культурным изменениям. Тогда, 12 000 лет назад, окончание ледникового периода привело к существенным переменам в климате. В суровых условиях ледниковья люди из всех сил старались выжить. После отступления льдов, потепления и исчезновения охотничьих угодий прошлого, натренированный разум в полной мере воспользовался новыми возможностями открывшимися в плодородных долинах. Появились земледелие, скотоводство и керамика. 7000 лет назад, в начале неолита, завершающего этапа каменного века, стал массовым переход от охотничьего и собирательного хозяйства к земледелию и скотоводству. Человечество уже не везде могло обеспечить себя только охотой. Стало массовым производство изделий из глины, кости и дерева. Переход к новому производящему хозяйству, большей частью, также носил вынужденный характер из-за оскудения охотничьих угодий и возросшей численности населения.
На протяжении всей истории видно, что людей вынуждают прогрессировать внешние причины, какие-то неумолимые обстоятельства. После каменного века в этом смысле мало что изменилось.
Так следующий, металлический век, начался с широкого использования бронзы с третьего тысячелетия до нашей эры, то есть 5000 лет назад, хотя медная металлургия впервые появилась еще 9000 лет назад на Анатолийском полуострове. Там же, в Анатолии, первое появление железного оружия 4000 лет назад, позволило Хеттской империи стать мировой державой. Войны народов влекли за собой усовершенствование технологий. Конечно, к военной экспансии толкали не только природные условия, но и алчность, скука, стремление к подвигам и познанию неведомых земель. Вся история представляла собой борьбу с силами природы и с внутренними бесами праздности и мракобесия, подталкивающими на безумные поступки.
Пожалуй, впервые человек оторвался от диктата природных обстоятельств и сам стал, по собственной инициативе, творцом своей культуры в древней Месопотамии и Египте, а затем, в еще большей степени, в древней Греции. Вызывает удивление насколько глубоко проникла научная мысль древних греков и не меньшее восхищение вызывают произведения искусства древнегреческих мастеров. На примере древнегреческой культуры, можно видеть каких высот достигает творческое мышление свободное от разрешения неотложных проблем навязанных внешними обстоятельствами. Свободное творчество, а не праздное времяпровождение – это и есть самое заветное желание прогрессивного человечества. Свободное творчество свободное не только от груза ежедневных бытовых проблем, но и от хищнических устремлений жить исключительно за счет кого-то или за счет природы, занимаясь добычей полезных и невосполнимых ископаемых, преступно уничтожая природные объекты.
В наше время такую свободу ярко демонстрируют космические программы США. Пролет космической станции вблизи Плутона и запланированный полет к Тритону спутнику Нептуна вызывают у кого-то вопросы о целесообразности затрат на такие отвлеченные от земных проблем проекты. Однако эти проекты являются взглядом в будущее. Именно конструктивный взгляд в будущее позволил человеку поднять голову от земли, где он искал корешки и прочий подножий корм, и позволяет проектировать жизнь общества, а значит организовать общество самым рациональным образом.
Греки и римляне многого достигли не только в искусстве и науке, но и, прежде всего, в обустройстве и регламентации общества. Современные продвинутые социумы независимы, насколько это вообще возможно, не только от сил природы, но и от собственных деструктивных личностей и экстремиских течений. Трудно представить, чтобы в современной Западной Европе или в США высокие или низкие цены на ископаемое горючее радикально влияли на жизнь европейцев или американцев и еще труднее представить возможность прихода к власти в этих странах группировок, способных узурпировать власть и способных манипулировать сознанием населения возбуждая настроения угодные этим узурпаторам.
Творчество может полностью раскрыться только в свободном обществе с урегулированными отношениями. Такой социум является независимо мыслящим и ему свойственна здоровая брезгливость к любым попыткам манипуляции сознанием, особенно к попыткам внушить мысли о целесообразности так называемой сильной руки, якобы гарантирующей пресловутую стабильность, а на самом деле, в лучше случае, консервирующей в застойное состояние общество, тем самым лишая его будущего.
Искаженно туманная оценка прошлого и будущего не даст адекватно оценить настоящее. Эта мысль не нова, но удивительно актуальна и сегодня.
|
</> |