КАК БЫЛ РАЗРУШЕН СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

топ 100 блогов Алла Мироненко17.02.2011

  Горбачевская "перестройка" с её кульминацией — "путчем" ГКЧП, во время которого в условиях дестабилизации конституционного строя произошла передача власти от одного центра силы (Горбачев) к другому (Ельцин), — являлась спецоперацией по рукотворному демонтажу СССР и разрушению базовых ценностных категорий и ключевых социально-государственных институтов советского общества. Этот демонтаж привел к деградации цивилизационного уклада населения на одной шестой части суши, при которой полноценное социокультурное и экономическое развитие населяющих Советский Союз народов стало невозможным. 

  Союз Советских Социалистических Республик являлся социальным поектом, в котором многочисленные противоречия были зацементированы "скрепами", не дававшими распасться единому организму. Противоречия таились внутри этого организма, подобно раковым клеткам или штаммам вирусов: свойственные для любого сложно организованного общества, эти смертельно опасные культуры могут десятилетиями мирно дремать в изолированном состоянии — до тех пор, пока не оказываются активированы тем или иным способом. 

  В нашем случае активация произошла через применение против Советского Союза так называемого "организационного оружия" — особого рода информационных и управленческих технологий "двойного назначения". Эти технологии заблокировали жизненно важные центры общественного организма и одновременно высвободили его деструктивные элементы. Оргоружие было применено против собственной страны ее высшим политическим руководством; разрушительные технологии использовались на протяжении нескольких перестроечных лет, а предварялись они несколькими "превентивными ударами", нанесенными еще раньше, в 50-70-х годах XX века. 

   Первая группа противоречий была связана с фундаментальными перекосами советского учения о человеке, как оно выстраивалось с первых лет Советской власти. Постулатами жизни советского человека являлись материализм и атеизм, с отрицанием личного посмертного бессмертия души и вненаучных форм познания и объяснения реальности. Советский человек был экспериментально помещен в область "примата материального над духовным".
  Но и в этом материальнейшем из окружений ничего прочно не принадлежало советскому человеку: он не мог распоряжаться своим посмертным существованием после жизни и был отчужден от собственности, покуда был жив. В последнем заключался еще один парадокс советского социума, диктовавшийся двойственным идеологическим отношением к понятиям "собственность" и "стяжательство". СССР как последовательно социалистическое общество с самого начала беспощадно выступал против природной человеческой склонности — владеть и преумножать личные богатства на земле в сколько-нибудь серьезных масштабах. В этой сфере бытия советского человека окружали наибольшие ограничения и фобии: "владеть лавкой" или, тем паче, "перепродавать товар" считалось постыдным и непродуктивным.
 
  При Сталине, в условиях мобилизационной модели общества, в "эпоху мучеников и героев", такие искусственные ограничения в конструкции "нового человека" могли работать и давали результат. Но в постсталинском СССР, после хрущевского "развенчания культа личности" — самого фатального из доперестроечных ударов по советскому социуму — "новый человек" в одночасье попал в совершенно иное окружение, полное вызовов и выгод, вещественных и духовных. Жизнь, с ее запросами и реалиями, круто изменилась, но устаревавшая на глазах официальная большевистская идеология "нового человека" пребывала практически неизменной до последних лет Советской власти, чем и обнажала гигантское противоречие между "единственно верным учением" и реальным положением дел. Все это в итоге обусловило молниеносное отречение позднесоветского человека от поиздержавшихся идеалов в пользу таких понятных, конкретных и всегда свежих "ста сортов колбасы". 

  Невозможно отрицать величие модернистского броска СССР "из грязи в князи", когда за двадцать довоенных лет целая страна была переброшена из традиционного общества в мировые лидеры индустриальной эпохи. Однако уплаченная цена за попытку "земного рая" — лишение советского человека великого Неба, обильной Земли и вечной Истории — оказалась слишком высокой. 

   Другая группа противоречий была связана со специфическими мотивациями различных страт советского общества, каждая из которых несла собственный заряд антисоветизма. Мотивации эти были нацелены на выгоду от крушения системы и связывались с неутоленной обидой за притеснение со стороны Советской власти. До поры замороженные под густой шапкой социальных благ, претензии вызревали и накапливались в самых разных точках сложной советской системы и прорвались наружу, разбуженные "перестройкой". 

  Целый ворох подобных мотиваций объяснялся адресными сталинскими репрессиями в отношении крестьянства, казачества, духовенства, научной и армейской когорт — счет здесь шел на миллионы исковерканных судеб. Как ни пыталась Советская власть проводить политику "сын за отца не отвечает", даруя блага и "вертикальные лифты" для детей "врагов народа", — все же кровное родство настраивало озлобленных людей на путь мщения за отцов и дедов. 

  Особо чувствительной мотивацией являлся задавленный до времени "национальный вопрос". Вялая попытка государства создать "новую историческую общность — советский народ", не устраивала полностью ни одну из национальностей. Несмотря на грандиозный успех СССР, которому удалось сохранить самобытность каждой населявшей его нации и народности, большинство из них тяготилось ролью "младших братьев" в "семье народов". В то же время многие яркие представители русского большинства видели в СССР лишь форму "обратного колониализма", при котором окраины советской империи обустраивались русскими и за счет русских. Неспособность выстроить за 70 лет новую целостную идентичность взамен исчезнувшего в 1917-м "подданства короне" обрекала страну на разделение, а границы союзных республик, впопыхах прочерченные на заре Советской власти, обозначили точную схему такого расчленения. 

  Еще более мощная мотивация миллионов советских людей на разрушение собственного образа жизни была завязана на поклонение Западу как "подлинному бытию". Приоткрытые в 60-х границы и неспособность официоза противостоять потоку пропаганды "западного образа жизни" приводили людей к концептуальному выводу: советский путь является "тупиковой ветвью человечества". Целые слои советского общества, прежде всего познакомившаяся с западной жизнью партийная, спецслужбистская, научная и гуманитарная номенклатура — цвет нации! — осуществляли постепенную переориентацию на "общечеловеческие ценности". Впрочем, и рядовые граждане в массе своей готовы были пуститься в пляс от бутылки фанты или выставки современного американского искусства. И пляска — четырехчасовой "хоровод" вокруг "Макдоналдса" на Пушкинской площади в 1990 году — не заставила себя долго ждать. 

  Этой "кумирне западным ценностям" вполне соответствовала уже упомянутая мотивация, выраженная в культе приземленного потребления, принявшая в позднем СССР раблезианские формы. Из этого культа вышли "теневики", впоследствии разрушившие экономику страны; на этот же культ были завязаны инфантильные формы коррупции, пронизавшие все тело советской системы, — с ее "блатом", "спецраспределителями", "дефицитом" и "выброшенным на прилавки ширпотребом в "Лейпциге". 

  Несли в себе деструктивные мотивации и катакомбные кружки "шестидесятников", расплодившиеся, как грибы, во времена "оттепели". При всей их чуждости друг другу, они выражали одинаково ревностное неприятие "замшелой" действительности, требовали кардинальных изменений социального устройства СССР и охотно становились "кадровым резервом" демонтажа системы. 

  В череде социальных страт бурлило оскорбленное сталинизмом "еврейское мессианство" — масштабные идеологические трансформации в обществе требовала влиятельная часть советской элиты, генетически возводившая себя к прерванному Сталиным "большевистскому проекту", в котором СССР мыслился лишь как геополитический инструмент на пути к мировой революции. 

  Последняя форма мотивации оказалась завязанной на ключевое противоречие советской системы. Речь идет о продолжительном, в течение десятилетий, противоборстве двух антагонистических государственных идеологий в лоне высшего партийно-советского аппарата, двух принципиально разных векторов развития, каждый из которых стремился задушить конкурента. 

   Первый, "сталинский", вектор был нацелен на превращение СССР в мощнейшее на планете "суверенное национальное государство", которое опиралось бы на собственные силы, взывало к традиционалистским истокам народов — и прежде всего русского народа — и было бы, по сути своей, новым изданием тысячелетней русской государственности на одной шестой части суши. Блестящий образ будущего, который рисовался этим вектором, обозначал Большую Россию в качестве "спасительного предела" посреди принципиально иного мира — падшего, прогнившего, обреченного на страдания и прозябание. 

  Второй, "коминтерновский", вектор изначально взывал к "общепланетарной" мессианской роли советского народа, призванного "спасти все человечество", пусть даже ценой собственных неимоверных усилий и жертв, и наставить его на истинный путь к "светлому завтра". В его образе будущего одной шестой части суши не отводилось никакой особо заметной роли — все перекрывал пафос "общечеловеческого коммунистического дома" размером с целую планету. Жизненные ресурсы нации свободно бросались на "помощь молодым демократиям", на ведение войн против "неоколониализма", на бешеную и зачастую блефовую "гонку вооружений" в масштабах всей планеты: от Кубы до Кореи и от Польши до Анголы. 

  "Человек Запада" мыслился в "коминтерновской" идеологеме изначально благим, но "испорченным временными обстоятельствами" — как, например, были "испорчены злой волей национал-социализма" немецкие рабочие и крестьяне, призванные в вермахт убивать советских людей. Кроме того, в отличие от сталинского "мобилизационного варианта", "мессианский" проект гораздо свободнее оперировал формулировками типа "каждому по потребностям", от которых легко было перебросить мостик к "потреблению" как таковому и дальше, к концу всего советского — к частной собственности на средства производства. 

  Оба этих проекта предполагали взаимодействие с остальным миром.   

  "ОСТАНОВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ" 

  Один "образ будущего" может победить другой — но зачем победителям понадобилось выпускать на свет "демонов вражды", раскупоривать резервуары с раковыми клетками и разрушать свою собственную "делянку", которая, при должном использовании, могла еще принести множество дивидендов? 

  Рассматривая демонтаж СССР как спецоперацию, а сам Советский Союз — как ее объект, логично предположить, что главный субъект этой операции находился вне объекта воздействия. Демонтаж был осуществлен не в безвоздушном пространстве, такая масштабная спецоперация должна была быть вписана в более глобальный, общепланетарный контекст. То есть вся операция по ликвидации СССР и установлению деградационного уклада жизни на его территории должна была диктоваться какими-то более общими процессами, происходившими в мире.  Иными словами, на определенном этапе "гонка за прогрессом" вошла в противоречие с "гонкой за сверхприбылью". Первое перестало автоматически означать второе, и наоборот. 

  Таким образом, в начале 70-х годов перед финансовой и политической элитой западного мира встал вопрос о сворачивании развития, о "конце истории", о прекращении научно-технического прогресса. Это было почти тут же облечено в изящные концепции "устойчивого развития" и "золотого миллиарда". Тогда же были учреждены и соответствующие организации, среди которых наибольшую известность приобрел Римский клуб — "кружок" мыслителей и экономистов из различных стран мира, включая и СССР. 

  Вчерашние "планы на будущее", лелеемые Западом — лунные базы к 2000-му году, открытие невиданных источников энергии, роботизация всей жизни и т. д., — были спрятаны под сукно. Вместо них миру была явлена привлекательная идея, воплотившая в себя остановку прогресса, — учение об "обществе потребления". Его суть заключалась во всестороннем поощрении каждого члена данного общества на систематическую трату своих денег ради приобретения материальных и иных благ себе и своим близким.

  Эффективными проводниками превращения собственного населения в потребляющую социомассу оказались, с одной стороны, поп-культура и Голливуд, а с другой стороны, философия New Age, взявшаяся доказать, что теперь можно не опасаться каких-либо божественных санкций за "расчеловечивание человека". В этом отходе от прогресса сыграло свою роль и гигантское разочарование западного мира в "жюльверновском" модерне, который, претендуя на "научный подход" и "индустриальную революцию", привел в итоге к атомной бомбе и двум мировым войнам, унесшим жизни ста миллионов человек. Оказалось, что модерн ничего толком не объяснял в устройстве мироздания, а все свои достижения угробил на то, чтобы стабилизировать сверхприбыль корпораций. 

  Остановка развития, однако, могла быть реализована лишь в одном случае — с ликвидацией принципиального соперника западного мира, Советского Союза. Пока он существовал, ни о какой остановке научно-технического прогресса, ни о каком "расхолаживании" своего населения не могло быть и речи. 

Вот такие причины, на мой взгляд, и повлияли на дальнейший ход развития технического прогресса, в частности. Мы используем созданное  в эпоху развития СССР, при этом браним его несусветно, а все это постепенно приходит в упадок, ничего  не получая взамен.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это изображение - татуировка с плеча мумии которую нашли  на плоскогорье Укок, Алтай http://www.kulturologia.ru/blogs/161012/17242/ Как выяснили ученые, это была молодая, белая женщина, 25 лет, с русыми волосами. 2500 тысячи лет на Алтае жили белые европейцы.   ...
А еще некоторое время назад я этого не понимала. Не смотря на то, что большинство из тех, с кем я рикошетила на работе, после смены места работы или статуса с дяди на себя, становились потом друзьями, а кое-кто - хорошими друзьями.  То есть все эти психи и самодуры с работы (ребят, ...
Антисептики и дезинфицирующие средства 3259404.ru долгое время использовались в здравоохранении для пациентов в больницах, поликлиниках, клиниках и офисах, играя важную роль в практике инфекционного контроля и профилактики. Они включают в себя широкий спектр химических реагентов, ...
Еще немного уютного праздничного настроения на картинах Томаса Кинкейда. ...
Мгновение, остановись! Нет, мир, пожалуйста, теки, меняйся! Нет, стой, не уходи! Нет-нет, не надо замирать, движенье - жизнь, пусть даже и к закату... Самый лучший день на то и лучший, чтобы быть таким от первых минут до последних, чтобы заставить поверить – мир прекрасен! Впитать в ...