каждый выбирает для себя
mi3ch — 17.04.2018 Продолжаем говорить о кино. Начало здесь «Броненосец Потемкин»Сегодня обсуждаем фильм Лени Рифеншталь «Олимпия», 1936
Прежде, чем говорить о фильме «Олимпия» необходимо немного рассказать о той атмосфере, в которой происходили XI Летние Олимпийские игры в Берлине. Дело в том, что в 1912 году Берлин уже был избран местом проведения летних Игр 1916 года. Но началась Первая Мировая война. В апреле 1915 года барон Пьер де Кубертен заявил, что берлинские Игры не отменены, а отложены впредь до окончания войны. А потом немцы применили химическое оружие и де Кубертен решил наказать их и отменил решение о проведении Игр в Берлине. После войны Германии было отказано в праве не только принимать у себя, но и участвовать в Играх 1920-го и 1924 года.
Затем позиция МОК смягчилась. В 1928 году Германия получила приглашение на летние Игры в Амстердам. Немецкие атлеты показали блестящий результат, уступив в неофициальном командном зачете только американцем. Это был убедительный аргумент в пользу Берлина. В 1931 году в Барселоне состоялось заседание МОК, на котором должно было решиться место проведения Олимпийских игр 1936 года. Комитет рассматривал четыре заявки. Летнюю Олимпиаду желали провести у себя Будапешт, Рим, Барселона и Берлин. Первыми получили слово итальянцы. Они сняли кандидатуру Рима, но попросили иметь его в виду на будущее. Представитель Венгрии сделал то же самое и высказался в пользу Берлина. При восьми воздержавшихся Барселона получила 16 голосов, Берлин – 43. Никто тогда не знал, что к власти в Германии придет Гитлер.
Примером для Германии стали предыдущие Олимпийские игры 1932 года в Лос-Анджелесе. Именно там впервые был зажжен олимпийский огонь (никакой «древней традиции» не существовало) и впервые специально для спортсменов была выстроена олимпийская деревня (прежде участники соревнований жили, где придется).
Но достижения немецких атлетов на той Олимпиаде оказались скромными – девятое место. Нацистская газета «Народный обозреватель» (Völkischer Beobachter) в своих комментариях к X Играм 1932 года в Лос-Анджелесе писала: «Неграм нечего делать на Олимпиаде. Сегодня, к сожалению, нередки случаи, когда свободный человек вынужден оспаривать пальму первенства у подневольного чернокожего, у негра. Это беспримерное оскорбление и бесчестье для олимпийской идеи, и древние греки перевернулись бы в гробу, если бы узнали, во что превратили современные люди их священные национальные Игры. Следующие Олимпийские игры состоятся в 1936 году в Берлине. Мы надеемся, что лица, занимающие ответственные посты, знают, в чем состоит их долг. Черные должны быть отлучены. Мы ждем этого».
Фюрер считал олимпийское движение «изобретением евреев и масонов» и говорил, что при национал-социалистах ничего подобного в рейхе не будет. Переубедил Гитлера министр народного просвещения и пропаганды Пауль Йозеф Геббельс, который увидел в грядущей Олимпиаде огромный пропагандистский потенциал.
Съемка фильма об этой Олимпиаде была доверена гениальному режиссеру Лени Рифеншталь, снявшей перед этим эпохальный фильм «Триумф воли» о первом после прихода к власти съезде НСДАП в Нюрнберге.
Сама Рифеншталь рассказывала о своей встрече с фюрером так:
«К моему изумлению, он сказал: «Меня Игры не очень интересуют. Лучше я останусь в стороне...»
«Но почему?» – спросила я.
Гитлер замялся. Потом сказал: «У нас нет шансов выиграть медали. Американцы победят в большинстве видов, их звездами станут негры. Мне не доставит удовольствия смотреть на это…»
Гитлер ошибся. Хотя великий Джесси Оуэнс и будет настоящим героем этих игр – четырёхкратным олимпийским чемпионом, но в групповом зачете первое место возьмет Германия. А Оуэнса оскорбит то, что президент Франклин Рузвельт не удостоит его даже поздравительной телеграммы.
С прискорбием добавлю, что на этих играх фактически был куплен основатель олимпийского движения барон Пьер де Кубертен. На склоне лет он столкнулся с финансовыми затруднениями и даже собрался продавать свою мебель и картины. Тогда организаторы игр от имени Гитлера передали барону 100 000 рейхсмарок (примерно полмиллиона долларов сегодня). Попросив не упоминать об этом публично. И храбрый барон, ушедший добровольцем на фронт в 1916 году, эти деньги принял. И выступил с яркой речью по государственному радио Германии, в которой назвал Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи».
Многие люди, первый раз смотрящие фильм «Олимпия» не видят в нем ничего гениального. Но необходимо понимать, что это 1936 год и что это документальный фильм. До Рифеншталь никто и никогда не снимал так документальное кино.
Талант – это, прежде всего, отношение к работе. Лени начала готовиться к съемкам задолго до начала Олимпиады. Она готовила своих операторов несколько месяцев, заставляя их ходить на спортивные соревнования. Прежде всего – на футбол, где они учились быстро реагировать на смену событий. Рифеншталь научила всех операторов кататься на роликовых коньках, чтобы быстрее перемещаться по стадиону.
Вместе с Рифеншталь готовились к Олимпиаде и немецкие власти. Именно немцы придумали эстафету олимпийского огня – она хорошо пересекалась с их факельными шествиями. Берлинцы вымыли город до блеска.
Вместе с мусором Берлин очистили и от «человеческих отбросов» – цыган, нищих и проституток. Цыган свезли в лагерь Марцан близ Берлина. Всего в результате облавы там оказалось около шестисот мужчин, женщин и детей. Когда Игры закончились, их не отпустили. Проституток изгнали из центра города, предварительно проверив на венерические заболевания. Такую же принудительную проверку прошли официантки и танцовщицы ночных клубов. Нищие отправились на принудительные общественные работы за городской чертой. Как же все это знакомо.
Репортаж с открытия берлинской Олимпиады был первой в истории человечества публичной телевизионной трансляцией. Для показа берлинских Игр народу в городах Германии было оборудовано 28 «телевизионных комнат», вход в которые был свободным. Выступление Гитлера состояло из одной фразы: «Объявляю открытыми Игры в Берлине – XI Олимпиаду современной эры».
Соревнования проходили в 136 видах. При этом не было связи и раций – все надо было продумать заранее. Именно Рифеншталь впервые в документальном кино сделала панорамную съёмку, начала использовать пожарные машины для съёмок сверху из подвесных люлек, проложила рельсы для съёмок с движущихся вагонеток, впервые использовала вкрапление в документальное кино постановочных сцен. Крупные планы снимались заранее на тренировках. Для высотных съёмок общих планов стадиона и спортивных состязаний она использовала дирижабли и воздушные шары с маленькими камерами.
Прыжки в воду операторы Лени снимали тремя камерами — одна камера вверху, другая — тоже впервые в истории кино — под водой, а третья, с двумя скоростями, — сбоку. В киномонтаже, пуская плёнку в обратную сторону, меняя ритм и постепенно замедляя его, она добилась потрясающего эффекта парения в воздухе прекрасных человеческих тел. Это было в русле проводившейся в то время в Германии кампании по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта.
Чтобы снять прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле и смогла показать прыгунов на фоне неба и олимпийского огня. А чтобы эффектно снять бег на короткие дистанции, Рифеншталь впервые придумала катапультировать кинокамеру синхронно со стартом бегунов. По ее заказу был изготовлен уникальны 600 мм объектив. Активно использовала «живую камеру» и замедленную съёмку, чтобы показать детали быстрых действий.
При съемках пловцов перед ними плыла надувная лодка с оператором. До нее так никто никогда не делал. Она снимала соревнования фехтовальщиков через их тени. Рифеншталь прибегает даже к обратной съемке одного из эпизодов: спортсмен выпрыгивает из воды и взмывает в воздух и никто этого не замечает. Она снимает людей, научившихся летать. Фактически, Лени была одним из создателей языка, на котором потом разговаривал кинематограф. Она смешала поэзию и документалистику.
Всего было снято около 400 километров (!) плёнки. 10 недель ушло только на отсмотр материала. Гору отснятого материала Рифеншталь монтировала 18 месяцев, притом фильм тщательно подготавливался к релизам в различных странах: на первый план выходили спортсмены той страны, где фильм предполагалось демонстрировать, при этом наличие в кадре нацистской символики было сведено до минимума. Об этом расскажет сама Лени: «Поиск оригинального монтажа преследовал меня и бессонными ночами. Я так и сяк перекраивала пленку, пробовала новые комбинации, вырезала сцены и вставляла на их место другие — до тех пор, пока однажды во время просмотра мне наконец-то понравилась выбранная последовательность… И так в течение многих месяцев, не прерываясь даже на выходные и праздники».
Премьера фильма «Олимпия» состоялась в день рождения Гитлера. После выхода картины даже Сталин прислал свои поздравлению режиссеру. В 1938 году фильм получил главный приз Венецианского кинофестиваля, а в 1956 году был включён в десятку лучших фильмов всех времён и народов. В новой гитлеровской столице мира — Германии — было запланировано строительство огромной киностудии Рифеншталь.
Потом начинается Вторая Мировая война. Геббельс лично предложил ей снять несколько кинолент о военной мощи Германии. Она посылается с группой операторов в Польшу. И там в день её приезда польские партизаны убивают четырех немецких солдат. Через два дня после этого солдаты вермахта пригоняют на рыночную площадь местных мужчин-евреев и заставляют их копать могилы для убитых немцев. Среди евреев, копавших могилы, начинается паника, так как они решают, что копают могилы для себя. Тогда немецкие солдаты открывают огонь. На ее глазах убивают 19 человек. Солдат, который сфотографировал Рифеншталь во время расстрела добавил, что Рифеншталь после этого упала в обморок. В этот же день она отказалась от дальнейшей работы военным корреспондентом
14 июня 1940 года немцы входят в Париж, объявленный открытым городом. Рифеншталь уверена, что все ужасы войны на этом закончились. И она посылает поздравительную телеграмму Гитлеру:
От кого: Лени Рифеншталь.
Кому: Адольфу Гитлеру
«Испытываю самую горячую благодарность, разделяю с вами, мой фюрер, невероятную радость по случаю ввода немецких войск в Париж – величайшей победы Германии и лично вашей. Вы совершаете подвиги, лежащие за пределами человеческого воображения. Подвиги, равных которым не было в истории человечества. Как нам отблагодарить вас? Простое поздравление не дает мне возможности выразить то, что я сейчас чувствую».
Ваша Лени Рифеншталь.
Как нам это все до боли знакомо. Хакамада после аннексии Крыма: «Вы победитель, Владимир Владимирович, вам бескровно удалось присоединить Крым. Вы обеспечили встречу в Женеве и здесь вы тоже победитель. Именно сейчас от Вас зависит все». Лукьяненко: «Не жалейте их больше, мой президент. Не стоят они того…»
Но отказ Рифеншталь запечатлеть триумфальный поход Гитлера ей уже не прощают. Сразу же прекращается финансирование всех её проектов, а её родного брата Хайнца отправляют на фронт, где он впоследствии и будет убит. Вокруг Лени образовывается пустота.
В послевоенные годы Рифеншталь прошла через допросы советских контрразведчиков, через суд, через клевету бывших коллег, через публичный позор. Лени Рифеншталь не сдавалась. С 1950 по 1964 годы она пыталась реализовать 11 своих проектов — и ни один фильм так и не был снят. Она несколько раз была в тюрьме и два года провела в сумасшедшем доме, где её лечили электрошоком. Лени также обвиняли в том, что по личной её просьбе для съёмок фильма "Долина" специально привозили из концлагерей цыган из лагеря Дахау, а после съемок 20 из 48 цыган были отправлены в Освенцим.
Лени Рифеншталь не состояла в Национал-социалистической партии, но благодаря ее фильмам в ряды нацистов вступили тысячи человек. Через много лет, отвечая на вопрос, гордится ли она тем, что сняла один из самых известных фильмов всех времен и народов, Рифеншталь сказала: «Горжусь ли я? Что вы, я жалею, что сняла его: если бы я знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать».
Лучше всего об этом сказал немецкий кинодокументалист Рэй Мюллер: «После войны целая нация переложила свою нечистую совесть на хрупкие плечи этой женщины».
Рифеншталь уедет в Африку и снимет там несколько прекрасных репортажей об африканцах. Она выпустит два фотоальбома: "Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды" и "Нубийцы из племени Кау». Если бы Лени Рифеншталь не сделала ничего, только посетила Африку и вернулась оттуда с фотографиями – ее место в истории было бы обеспечено. В 1975 году её альбомы были объявлены «лучшей работой в области фотографии».
В 1974 году на Мальдивах, Лени в возрасте 71 год, впервые погрузилась в Индийский океан с аквалангом и с камерой для подводной съёмки. Для получения разрешения на занятия дайвингом Рифеншталь уменьшила свой возраст на 20 лет. Она стала старейшей ныряльщицей в мире. За последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений.
В 2000 году захочет встретиться со своими прежними друзьями нубийцами. В основе этой идеи лежало желание узнать, как они пережили многолетнюю войну и собрать для них деньги. Многих своих друзей Лени найти не удалось. Они погибли во время войны. Экспедиция закончилась очень неудачно. Вертолет потерпел аварию. У Лени было сломано несколько ребер, повреждены легкие. Последние снимки она делала, когда ей уже было 98 лет. Умрет Лени в 2003 году в возрасте 101 год.
p.s.
Интересно сравнить судьбу двух великих немецких женщин – Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих. С точки зрения немцев Рифеншталь осталась верной своей стране, а Дитрих предала ее. В 1936 году Йозеф Геббельс предлагает Дитрих огромные деньги – 200 000 рейхсмарок за каждый фильм, снятый с её участием в Германии (напомню, что это вдвое больше той суммы, за которую был куплен барон де Кубертен), а также свободный выбор темы, продюсера и режиссёра. Но актриса отказывает министру пропаганды. А в начале 1943 года Дитрих прерывает актёрскую карьеру и в течение трёх лет выступает с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. Передачи с ее участием транслируются на Германию. Дитрих с ее берлинским акцентом убеждает немцев: «Ребята, не жертвуйте собой. Война — такое дерьмо. Гитлер — идиот». Позже она скажет: «Это было единственно важное, что я когда-либо сделала»
В 1960 году Дитрих приедет в свой любимый Берлин, где толпа встретит ее плакатами: «Марлен, убирайся домой!» Одна женщина плюет ей в лицо, другая бросает в нее яйца. И Дитрих никогда больше не вернется в Германию.
Понравился ли вам фильм «Олимпия» и что вы о нем думаете?
p.s.
Напомню, что в следующий понедельник мы будем говорить о фильме 1939 года «Унесённые ветром» Виктора Флеминга
|
</> |