«Кадр один, дубль один»: зачем при съемках фильмов используют кинохлопушку

Если вы когда-нибудь смотрели фильмы о фильмах или неудачные дубли, то могли заметить, как помощник оператора много раз демонстрирует в кадре специальную хлопушку с указанием названия проекта, датой, номером сцены, номером дубля и прочей информации о кинокартине. А затем обязательно ей хлопает. Но откуда вообще взялась такая странная традиция и если ли сегодня у нее какой-то практический смысл?

Вполне возможно, что без этой небольшой детали многие фильмы не были бы должным образом смонтированы.
Большинство фильмов длятся 1,5-3 часа, однако на их создание может уходить несколько месяцев, а то и лет. Процесс кинопроизводства включает в себя множество этапов, каждый из которых требует тщательной подготовки и выполнения. Если кратко, то сначала разрабатывается сценарий, произходит поиск финансирования, подбор актеров и съемочной группы. Затем следует производственная фаза, которая включает в себя непосредственно съемку фильма. По окончании съемок начинается работа над монтажом, звуком и визуальными эффектами, а финальный этап состоит из продвижения фильма, создания трейлеров, постеров и других рекламных материалов.
В общем, создание фильма — это сложный процесс, который не обходится без множества различных инструментов и устройств, которые помогают создавать волшебство на экране. Одним из таких незаменимых атрибутов, ставшим почти символом кинопроизводства, является кинохлопушка. Она же хлопушка-нумератор.
Зачем нужна хлопушка в кино
Хлопушка — это инструмент, применяемый в кинопроизводстве, телевизионном производстве и видеопроизводстве. Он необходим для дальнейшей синхронизации изображения и звука, а также для обозначения и маркировки сцен и дублей во время съемки и записи звука.

Замечали, что ассистенты операторов делают громки хлопок этой штуковиной, а не просто держат ее перед объективом камеры? Воспроизводимый «щелчок» сильно помогает монтажерам, звукооператорам и режиссерам синхронизировать звук с картинкой в процессе постпродакшна.
Кроме того, хлопушка позволяет систематизировать материалы и уменьшает вероятность ошибок при редактировании. Дело в том, что благодаря указанным на доске номерам дубля и кадра, времени, а также даты съемки кинематографистам не приходится часами пересматривать весь отснятый материал в поисках необходимой сцены.
В конце концов, с помощью хлопушки звукорежиссер может убедиться, все ли звукозаписывающий устройства в порядке.
Когда изобрели кинохлопушку
Принято считать, что изобретателем этого устройства является австралийский режиссер и продюсер Фрэнсис Уильям Тринг. Будучи сапожником и подрабатывая фокусником, он решил полностью сменить свою сферу деятельности и устроиться на должность киномеханика. И это решение полностью перевернуло его жизнь: мужчина настолько влился в процесс, что через несколько лет открыл театр Paramount в Мельбурне, а после основал кино- и театральную студию Efftee Studios.
Так вот, именно в этой студии он и понял, что кинематографисты испытывают трудности и идентификацией снятых кадров, поскольку в ту эпоху кино было немым. Чтобы хоть как-то различать сцены, он придумал писать на грифельной доске название фильма, номер сцены и дубля.
С появлением звуковых фильмов возникла еще одна проблема: теперь невозможно было сопоставить звуковую дорожку с отснятыми кадрами. Тогда Тринг усовершенствовал инструмент и добавил к планшету два деревянных бруска, которыми один из ассистентов должен был громко хлопать. Правда, конструкция эта была довольно громоздкой и требовала задействования двух человек.
Со временем один из первых звукорежиссеров, сотрудник студии Universal, Леон М. Леон решил соединить два бруска Тринга с грифельной доской, в результате чего появилась кинохлопушка.

Современные хлопушки-нумераторы состоят из белой доски или доски из акрилового стекла и двух соединенных шарниром палочек, прикрепленных к верхней части основы.
источник
|
</> |