К вопросу об Арии
alexx_off — 31.10.2014
В День рождения главной группы страны мне задали хороший вопрос:
как, мол, получилось, Искандер, что ты впервые увидел Арию живьём
лишь на двадцатипятилетии? Нешто ты совсем их музыку не любишь?
Люблю, как не любить! Вот только история этой любви долгая и
нудная. А впрочем, слушайте.
Сейчас уже и не вспомнить, где и когда я услышал об Арии. Наверняка
это было в десятом классе, но вот при каких обстоятельствах?..
Весной я приболел и свято соблюдая постельный режим читал
принесённую кем-то из друзей подшивку газеты "Аргументы и факты".
Там наткнулся на статью о группе. Кажется, она называлась "Ария без
оперы". Но к тому времени о группе я уже знал. Чуть позже, будучи в
гостях у какого-то из друзей моих друзей, услышал что-то тяжёлое на
русском языке. Припев был "Кле-ве-таааа!". Мне сказали, что это
Ария. Как позже выяснилось, нет.
1987 "Герой
асфальта" Первое знакомство с музыкой Арии состоялось поздней
осенью 1988 года, когда вышел их первый винил "Герой асфальта".
Сперва им торговали по пятнашке спекулянты в "Гостином дворе" - это
составляло ровно шесть номиналов. Потом цена "с рук" упала до
червонца, и ближе к морозам – а снег в тот год лежал уже на
Ноябрьских – удалось купить пластинку по нормальной цене. Кажется,
это был пятый тяжёлый диск у меня на полке после Чёрного Кофе,
Августа, Круиза и Мальмстина. Альбом понравился сразу и всем:
музыкой, текстами, обложкой, бьющей через край энергией. Это сейчас
он кажется несколько наивным и недоработанным, а тогда это была
бомба. Да и сейчас многие считают эту работу лучшей в дискографии
Арии, то и лучшей во всём русском хэви. Но я с ними не согласен.
Зато у винила была лучшая из "до-леохаовских" обложек Арии.
Минусы – периодически появляющаяся каша во рту Кипелова.
Любимая песня – "Улица роз".
В конце зимы в звукозаписи на площади Победы удалось приобщиться к
первым двум альбомам - их в тот момент ещё надо было поискать. Но
поскольку кассета была МКшкой, то есть, шестидесятиминутной, влезло
на неё не всё. "Мания величия" обрывалась на середине "Мечт", а на
"С кем ты?" напрочь отсутствовали "Игры не для нас". Обложку к той
кассете рисовал сам, взяв за основу фото Маврина с "Героя…"
1985 "Мания величия" Почему-то у меня в
голове всегда выстраивались параллели между этим альбомом и первым
миньоном Pretty Maids. Помню, долго ломал голову, кто поёт на
"Мании величия". Рок-энциклопедий тогда не было, спросить было не у
кого, а вокал, как мне казалось, не шибко напоминал Кипеловский.
Возможно, дело было в качестве записи.
Минусы - не все песни пережили свою эпоху. "Жизнь задаром" и
"Позади Америка" воспринимаются сейчас исключительно как милые
анахронизмы.
Любимая песня – "Тореро".
1986 "С кем
ты?" Окажись этот альбом в дискографии Мастера, всё было бы
проще и логичнее. Но первый большой раскол в рядах Арии случится
только в конце года. "С кем ты?" на голову превосходит своего
предшественника. Большаков написал настолько мощные и яркие песни,
что ими до сих пор кормится половина групп из арийской семейки.
Минусы – а есть ли они здесь?
Любимая песня – "Икар".
1989 "Игра с огнём" Весной того же 1989
года в студии "Гармония" на кассету, склеенную из двух других, был
записан свежайший альбом "Игра с огнём". Помню, что запись
начиналась с длинного джингла кооператоров "Студия "Гармонияяяя" –
ночной эфир", плавно переходящего в "Что вы сделали с вашей
мечтой?". Как позже выяснилось, на кассету и запись я потратился
зря. Через несколько месяцев вышел винил и тут же встал на полку.
Альбом получился потусклее своего предшественника. Что тому виной –
написание всего материала тандемом Дубинина и Холстинина при полном
неучастии в процессе Кипелова и Маврина, или какие-то другие
факторы – не ведомо.
Минусы – самая дурацкая обложка
Любимая песня – "Игра с огнём".
1991 "Кровь за
кровь" Последний альбом виниловой эпохи и первый, вышедший не
на "Мелодии". С дистрибьюцией диска была полная задница. Найти его
в Питере я сумел лишь к концу декабря 1992 года в магазине
"Манчестер" на Удельной. Но за диск запросили настолько несусветные
деньги – кажется, целую стипендию – что от покупки пришлось
отказаться и прибегнуть к помощи кооператоров. Вот только писался
альбом не на кассету, а на бобину. К концу весны 1993 года винил
всё же был куплен. Видимо, соотношение цены и стипендии кардинально
поменялось. Помнится, конверт у диска на фоне "морозовских" изданий
Мастера и Коррозии Металла смотрелся совсем вшивенько. Сам же
альбом, с моей точки зрения, лучший во всей дискографии группы. Две
соседние работы Iron Maiden он убирает на раз.
Минусы – напрочь отсутствуют.
Любимая песня – "Следуй за мной".
Так уж получилось, что группу я любил, диски покупал, а побывать на
концерте всё не удавалось. То ли Арию в те времена настолько редко
привозили в Питер, то ли не с теми они дружили и катались по
стране, а только афиши с заветными четырьмя буквами я видел лишь
дважды. Первый раз "арийцы" должны были играть в СКК с какими-то
буржуями, не имеющими отношения к металлу, а посему идея похода на
концерт была отвергнута. А второй раз где-то на излёте Советской
власти намечался концерт в ЛДМ с Чёрным Обелиском, ЭСТами, Арией и
кем-то четвёртым. Я даже билет купил. Но по каким-то причинам всё
было отменено. Кажется, в связи с болезнью кого-то из музыкантов
одной из групп.
А потом был диплом. И конец виниловой эры в моей жизни. И начало
длинной концертной паузы, если вести речь о металле. И много всего
другого. Мы, конечно, можем поговорить об этом. В другой раз. Если
вы захотите.