К вопросу о качестве выращивания детей

топ 100 блогов koshadka04.05.2023

В комментах к посту «Ответ на пост Фрицморгена» случился интересный поворот дискуссии. Я решила, что эта тема заслуживает отдельного поста.

Вопрос уважаемого mishemplushem был в контексте выращивания детей как профессиональной деятельности женщин: «Плюшки, полагающиеся при осуществлении профессиональной деятельности, предполагают также ответственность за произведенный продукт; тут же встает вопрос качества.
Что будет, например, если женщина выпускает одного за другим хулиганов, малолетних преступников, школьных дропаутов и впоследствии тунеядцев, алкоголиков и прочие асоциальные элементы? Исключать ее из профессии, пусть дальше кустарит на свой страх и риск? Или (как я предполагаю развитие этой утопии) наделить надзорные органы существенно более широкими правами, в том числе по изъятию, чем они имеют сейчас?
Совсем ужасный вопрос, конечно, с физическими и ментальными инвалидами. Тут утопия вообще может — и логически должна — далеко зайти, с принудительным абортированием в соответствии с результатами УЗИ, генетических вангований и еще что у них там есть в арсенале.»

Я не зря через слово говорю, обсуждая эти темы, о том, что государство должно учить женщин выращиванию детей. Это ключевой момент. В выращивании хулиганов и малолетних преступников, и даже физических и ментальных инвалидов, повинны, на мой взгляд, неправильные подходы к воспитанию и неправильная оценка родителями тех или иных событий и явлений в раннем детстве ребенка. При этом правильные подходы известны педагогическому и медицинскому профессиональному сообществу, но держатся в тайне от тех, кто этим самым воспитанием занимается. Хотя может, я и слишком высокого мнения о педагогах и медиках, и они тоже не знают ;D.

Сейчас дошло до абсолютно странного — если в СССР "семья и школа" считались равнозначными акторами в деле воспитания, то сейчас осталась только семья. Школа не наделена никакими ни обязанностями, ни полномочиями в плане воспитания. Только оказание образовательных услуг, и точка. При этом странным образом, педагогам вменяются обязанности контроля поведения учеников, и если случаются инциденты, то педагоги оказываются виноватыми. Но это касается только и исключительно безопасности и охраны здоровья учащихся. А их психологическое состояние никому не интересно. Во всех сложных случаях педагоги заявляют "Это ответственность семьи. Родители неправильно воспитали". А как правильно? Кто-нибудь знает? Из родителей — точно никто (если сами не педагоги). Так научите же нас! — Нет. Сами, всё сами. А сами — вот результат, кто в лес, кто по дрова.

И с медициной такая же ситуация. Есть ряд особенностей развития детей в раннем возрасте, которые являются не просто тревожными звоночками для профессионалов, но буквально набатом! По идее, заметив эти особенности, родители должны бегом бежать к специалистам. Но! Никто из родителей не знает про это всё. В результате родители лет в 10 ребенка, как бы извиняясь, говорят врачу что-нибудь типа "Он у меня с детства...." — не ест таких-то продуктов, — чуть что, у него рвота, — избыточный или недостаточный вес, который ничем не корректируется, — поздно заговорил, — не смотрит в глаза, — ни с кем никогда не играл, — очень часто плачет. И прочее, и прочее. Это считается неправильным воспитанием, хотя на самом деле является тревожными симптомами врожденных или приобретенных нарушений развития.

Между тем, очень многие вещи прекрасно корректируются в раннем возрасте. В США, например, существует массовый скрининг младенцев на симптомы аутизма. А по выявленным случаям используется стандартный протокол корректирующих мероприятий. Причем сделано это не из гуманистических соображений, а из самых что ни на есть прагматических: если аутиста не скорректировать в раннем возрасте, он вырастет инвалидом, и его всю оставшуюся жизнь придётся содержать за государственный счет. Это дорого, скрининг дешевле.

Но тут государство берет на себя этот самый скрининг. А что, если учить женщин вот этому всему еще в детстве? Что вот такие симптомы указывают на то-то, а вот такие — на сё-то. Тогда, по крайней мере, в случае вовлеченных и ответственных женщин, они это вспомнят в нужный момент. Или хотя бы вспомнят, что "слышали звон", и обратятся к специалистам. А не будут молча страдать, как сейчас, под гнётом осуждения общества, что они якобы неправильно воспитали.

Остаётся понять, что делать с родителями, которые либо сами настолько тупы, что не в состоянии усвоить эту науку, либо злонамеренны, и сознательно причиняют ребенку вред. По поводу вторых — наверное, очевидно, что их нужно лишать родительских прав. А по поводу первых... Не знаю, у меня нет ответа...

Еще по поводу неизлечимых инвалидов. Это страшная трагедия, и когда она случается, родители либо по зрелом размышлении сдают ребенка на попечение государства, либо, будучи не в состоянии пойти на такую сделку с совестью, кладут свою жизнь (как правило, это делает мама ребенка) на поддержание его существования. А папа, в огромном проценте случаев (75-80%), покидает такую семью под лозунгом «Я устал, я ухожу». В результате вместо +1 гражданина общество получает -1. Полноценный член общества (эта самая мама) самоустраняется и больше не приносит пользы обществу. Я не могу сейчас дать моральную оценку всему этому — слишком уж больная тема. Но, на мой взгляд, нужно как минимум хотя бы перестать замалчивать эти трагедии, перестать делать вид, что это проблема семьи, что они сами виноваты, и т.д и т.п. Нужно либо обеспечить этим семьям полноценное финансирование и поддержку специалистов на дому, либо полностью реорганизовать интернаты для таких детей, позволив семьям там наполовину жить — приходить каждый день, кормить ребенка, играть с ним, заниматься. А медицинские процедуры пусть делают специалисты.

Таким образом, возвращаясь к исходному вопросу, я хочу сказать, что это всё не утопия. Это абсолютно практические вопросы, которые давно назрели и перезрели. И что их можно воплотить, даже не дожидаясь возрастания зрелости общества или второго пришествия социализма. 

Начать учить женщин, легализовать выращивание детей как профессию, начать платить за эту деятельность из какого-нибудь фонда типа пенсионного, и таки да, вменить ответственность. Но если изначально не научить, то как-то глупо вменять ответственность, не находите? Так что всё должно делаться последовательно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если бы до конца жизни мне пришлось бы слушать одну и ту же песню, я бы слушала ее: Если бы до конца жизни мне пришлось смотреть один и тот же фильм, это был бы "Бойцовский клуб". Если бы до конца жизни мне пришлось бы читать одну и ту же книгу, это ...
Я не думаю, что вот так вот все сразу с ходу поймут то, что я хотела сегодня написать, и то что попытаюсь написать здесь сейчас... Может быть причина будет в недостаточной отточенности и лаконичности моих формулировок или же даже в недодуманности ...
Почётный член Академии наук СССР Иосиф Сталин. ...
...
Расскажу я вам одну забавную историю. Подвернулся мне как-то в Германии Фольксваген Пассат, его продавал банк, как залоговую машину - на то время это была очень модная в наших краях машинка, неплохой вариант: и дешево, и ехать никуда за ним не надо - вот он стоит красавец! Покупка ...