К столетию Компартии Израиля
leorer — 12.08.2023 Откорректированный гуглоперевод. Статья из журнала “+972” написана с лефтишистских позиций, я с некоторыми вещами не согласен, но она интересна сама по себе. Много интересной информации, некоторых нюансов я просто не знал. Л.Р.--------------------------------------------
Спустя столетие после своего основания Коммунистическая партия Израиля находится на перепутье
В течение 100 лет Маки была ведущей силой в защиту еврейско-палестинского равенства в израильской политике, но ей не удалось объединить арабских и еврейских рабочих в жизнеспособное движение. Была ли она обречена с самого начала?
Джоэл Бейнин, 28 июля 2023 г.
Спустя сто лет после того, как оно пустило корни между рекой Иордан и Средиземным морем, коммунистическое движение в Израиле, когда-то ведущее течение палестинской политической борьбы за равенство, находится на потенциальном перепутье.
Создание в 1976 году Арабо-еврейского демократического фронта за мир и равенство (Хадаш/Аль-Джабха) стало историческим достижением Коммунистической партии Израиля, широко известной под аббревиатурой на иврите Маки. Хадаш продемонстрировал популярность партии среди палестинских граждан Израиля, подтвердил ее приверженность совместным арабо-еврейским политическим действиям, и Маки стала ее самым заметным элементом.
В мае 2023 года председатель «Хадаш» Айман Оде, возможно, самый большой “государственник”, объявил, что не будет баллотироваться на следующих выборах в Кнессет. Правила Хадаша требуют, чтобы любой, кто проработал восемь лет в Кнессете, был одобрен ¾ членов Совета, прежде чем претендовать на новый срок в Кнессете, и, похоже, Оде не набрал бы голосов.
Оде был ведущим архитектором ныне несуществующего «Объединенного списка», состоящего полностью и преимущественно из арабских партий, чья сила достигла максимума в 15 мест в Кнессете в 2020 году. «Объединенный список» не будет возрожден. Таким образом, уход Оде из Кнессета дает возможность подтвердить ценность демократического правления, заявить, что Кнессет, возможно, не является самой важной ареной для организации политических изменений, и открыть жизненно важную дискуссию о будущем Маки и палестинской политики в Израиле. .
На протяжении всей своей истории Маки была более привержена палестинско-еврейскому равенству и совместным палестино-еврейским политическим действиям, чем любая другая политическая сила в стране. Это достижение, которое следует отметить в политической среде, определяемой жесткими ограничениями левых политических действий, налагаемыми сионистским проектом и его союзом с его имперскими покровителями: последовательно с Великобританией, Францией и Соединенными Штатами.
Айман Оде выступает в Кнессете 13 июля 2022 года
Тем не менее, несмотря на многолетнюю массовую поддержку со стороны палестинской общественности в Израиле, за 100 лет своего существования Маки явно не удалось объединить арабских и еврейских рабочих в Палестине-Израиле в жизнеспособное социалистическое движение. Партия совершила серьезные политические ошибки и неправильно поняла обстоятельства, в которых действовала.
Как и все коммунистические партии, она принесла извинения за преступления сталинизма и приняла недемократическую организационную структуру. После создания Государства Израиль, следуя примеру Советского Союза, Маки свела к минимуму свою критику сионизма как поселенчески-колониального проекта. Она не приняла палестинского взгляда на Израиль как на режим апартеида. Как и большинство израильских партий, она редко признавала всю значимость вопросов гендерного равенства и структурной подчиненности евреев восточного происхождения.
Коммунистическая теория предполагала, что еврейский рабочий класс в Палестине будет участвовать в борьбе за социализм и станет главной силой в антиимпериалистической борьбе против британского правления. Но недавно насажденный поселенческий колониальный рабочий класс, считающий себя политически более «продвинутым», чем коренное население, никогда не составлял стабильной социальной базы для интернациональной социалистической политики. Рабочий класс ишува (догосударственное сионистское поселение в Палестине) был в подавляющем большинстве верен сионизму и по большей части его союзу с британским империализмом.
Лидерами палестинского национального движения эпохи мандата были в первую очередь социально консервативные представители городской знати и крупные землевладельцы, которые доминировали над крестьянским большинством. Ко времени Великого арабского восстания 1936–1939 годов великий муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусайни, который первоначально был обязан своим положением британскому назначению, стал номинальным главой палестинского национального движения.
Несовместимость сионистской лояльности подавляющего большинства еврейского рабочего класса и социального характера руководства палестинского национального движения делали любой союз между ними невозможным. С тех пор это стало определяющей проблемой коммунизма — да и всех прогрессивных политических действий — в Палестине-Израиле.
Врожденные противоречия
Историческая траектория Маки была сформирована взаимными и асимметричными отношениями между мировыми политическими событиями, местными и региональными рабочими движениями и антиимпериалистической борьбой.
Коммунизм возник в Палестине как движение небольшой группы радикально настроенных евреев-ашкенази, недавно прибывших в качестве сионистских поселенцев. Вдохновленные большевистской революцией 1917 года, они стремились присоединиться к Коммунистическому Интернационалу (Коминтерну), созданному в 1919 году под руководством Коммунистической партии Советского Союза. После четырех лет идеологических дебатов и череды мучительных расколов в социалистически-сионистской левой партии Поалей Цион (Рабочие Сиона) эти прокоминтерновские еврейские иммигранты постепенно отказались от своих сионистских и квазисионистских позиций.
Мэр Тель-Авива приветствует лорда Артура Бальфура, апрель 1925 года
Новые коммунисты легко договорились о противодействии британскому имперскому правлению и его союзу с сионизмом, закрепленным в Декларации Бальфура 1917 года. Однако идеологически они разделились по трем основным вопросам: как коммунисты должны относиться к еврейским поселенцам из рабочего класса? Создадут ли еврейская иммиграция и сионистское строительство условия, способствующие росту социализма? И как коммунистам следует относиться к зарождающемуся палестинскому арабскому националистическому движению и его консервативным лидерам?
К июлю 1923 г. было достигнуто достаточное единство по этим вопросам для созыва учредительного съезда Палестинской коммунистической партии (ПКП). Ее широко используемое название на идише, Palestinishe Komunistishe Partei, отражало социальную базу партии и маргинальный статус в стране. ПКП решила, что сионизм — это «движение, содержащее устремления еврейской буржуазии», связанное с британским империализмом. Этот ошибочный анализ не мог объяснить, почему подавляющее большинство еврейских рабочих в Палестине поддерживало сионизм. Тем не менее Коминтерну было достаточно деклараций, чтобы принять заявку ПКП на членство в марте 1924 года.
Четыре месяца спустя Карл Радек, глава Восточной секции Коминтерна, с тревогой писал Третьему съезду ПКП: «До сих пор партия состояла из евреев-иммигрантов. В будущем она должна стать партией арабских рабочих, в которую могут входить евреи, акклиматизировавшиеся и укоренившиеся в палестинских условиях, люди, знающие арабский язык».
Это было бы сложнейшей задачей, даже если бы предвосхищенный Коминтерном подъем социалистических и антиимпериалистических революционных движений по всему миру увенчался успехом. Однако в свете их поражений в таких местах, как Германия, Италия, Иран, Китай и других странах, сделать это, безусловно, было за пределами возможностей небольшой новой политической формации, состоящей в подавляющем большинстве из евреев, говорящих на русском языке и идише, некоторые из которых не могли свободно говорить на иврите, не говоря уже об арабском. Тем не менее интернационалистская дисциплина требовала от ПКП принятия линии Коминтерна, а после ее роспуска в 1943 году — менее формальной версии просоветского лоялизма, воплощенной Коминформом.
Тем не менее, политическая деятельность ПКП изначально осуществлялась в среде еврейского рабочего класса, который в значительной степени был организован в рамках Всеобщей федерации еврейского труда в Эрец-Исраэль — широко известной как Гистадрут — на исключающем арабов сионистском принципе еврейского труда («авода иврит»). . Как интернационалисты, коммунисты выступили против этого принципа, что привело к тому, что лидеры Гистадрута запретили им участвовать в организации в 1924 году. Власти британского мандата уже полностью запретили ПКП в 1921 году.
На протяжении 1920-х и 30-х годов среди примерно 300 членов партии было очень мало арабов, в то время как рабочий класс палестинских арабов все еще находился в стадии формирования. В период с 1925 по 1930 год дюжину арабов отправили в Москву для политического образования, но только четверо вернулись, чтобы стать партийными лидерами; один погиб, сражаясь за Республику во время гражданской войны в Испании.
Палестинские фермеры и их еврейские соседи в районе озера Хула, северная Палестина, 1946 год
Потенциал арабо-еврейского единства и расширения арабского электората ПКП постоянно подрывался комплексом факторов, в том числе структурой поселенческого колониального общества, которое предоставляло еврейским рабочим привилегии по сравнению с арабами; неспособностью еврейских коммунистов вырваться из своего социального положения в ишуве; союзом сионизма с британским империализмом, продлившимся до выхода Белой книги 1939 года; и реакционностью руководства палестинского национального движения, которое катастрофически неверно истолковало глобальную политическую карту после Второй мировой войны.
Более того, с середины 1930-х годов значительная часть еврейских рабочих и членов кибуцев приняла агрессивную “доктрину безопасности” сионистского руководства, которая помогла британцам подавить арабское восстание и впоследствии определила политику Государства Израиль. Эти препятствия усугублялись сталинистским культом личности международного коммунистического движения, который делал невозможным фиксацию различий между европейской и местной политической динамикой и государственными интересами Советского Союза.
По своей сути противоречивое состояние ПКП проявилось во время Арабского восстания, когда некоторые члены партии из числа арабов истолковали антифашистскую политику единого фронта, принятую Седьмым конгрессом Коминтерна, как разрешение присоединиться к партизанским бандам, которые нападали как на британские войска, так и на еврейских поселенцев. Еврейские члены отвергли этот подход. Некоторые даже считали, что линия Коминтерна санкционировала сотрудничество с левыми сионистами.
Этнонациональный раскол
Начало Второй мировой войны превратило Палестину в британскую логистическую и военно-промышленную базу. Арабский рабочий класс быстро рос, достигнув примерно 100 000 человек. Коммунисты стали важной силой арабского профсоюзного движения.
Гистадрут соперничал с двумя другими крупными рабочими организациями — Палестинским арабским рабочим обществом (PAWS) и руководимой коммунистами Федерацией арабских профсоюзов и трудовых обществ (FATULS) — за организацию еврейских и арабских рабочих, занятых в британских военных лагерях, на производстве и в логистических центрах. В мае 1943 года, не посоветовавшись ни с одним из арабских профсоюзов, Гистадрут объявил забастовку, чтобы потребовать, чтобы лагерным рабочим выплачивалась добавка до прожиточного минимума, ранее предоставленная другим государственным служащим. Отвергая требование Гистадрута выступать от имени арабских рабочих, обе федерации арабских профсоюзов выступили против участия в забастовке; присоединилось лишь небольшое количество арабских рабочих.
Арабские лидеры ПКП, вероятно, также выступили против забастовки, потому что видели в ней препятствие для ведения войны. Эта позиция была общей для коммунистических партий в союзных странах во время Второй мировой войны. Некоторые еврейские лидеры ПКП, выступавшие за то, чтобы партия умерила свою критику сионизма и сотрудничала с левыми сионистскими силами, по крайней мере, по профсоюзным и трудовым вопросам, считали, что арабские рабочие должны были участвовать в забастовке. Эти разногласия довели напряженность в партии, которая обострилась после арабского восстания, до предела.
Шотландская гвардия британской армии марширует по Вифлеемскому шоссе возле Старого города Иерусалима
В ответ группа молодых арабских интеллектуалов-членов ПКП выпустила листовку на арабском языке от имени Центрального комитета партии, который ее не одобрил. Они утверждали, что партия очистила свои ряды от «сионистских уклонистов», и определили ПКП как «арабскую национальную партию, в рядах которой есть евреи, принимающие ее национальную программу». Листовка приветствовала недавний роспуск Коминтерна, что позволило более широкому кругу арабских национальных элементов присоединиться к партии.
Последовала серия взаимных изгнаний, и ПКП распалась. Социальным двигателем раскола была консолидация значительной части арабского рабочего класса с молодой городской арабской интеллигенцией, непропорционально состоящей из христиан, членов семей с низким социальным статусом. Они сформировали левые ассоциации, такие как Лига арабских интеллектуалов, Народный клуб и Общество «Лучи надежды». По иронии судьбы, палестинские коммунисты наиболее успешно участвовали в политической жизни арабской и еврейской общин только после этого раскола в ПКП.
Коммунисты возглавили слияние левых крыльев PAWS и FATULS, и в результате был сформирован Конгресс арабских рабочих (AWC, известный также как Ittihad al-Ummal al-Arab на арабском языке), который к 1945 году насчитывал 20 000 членов. AWC был ведущей федерацией арабских профсоюзов в Яффо, Газе, Иерусалиме и Назарете, а также имели значительное присутствие в ведущем промышленном центре Хайфе, обеспечивая социальную базу для нового левого арабского политического формирования, которое возникло после кончины ПКП.
В сентябре 1943 г. в Хайфе собрались левые интеллектуалы и профсоюзные деятели, бывшие члены ПКП и другие. Сначала они стремились создать общеарабскую коммунистическую партию. К началу 1944 г. они создали антиимпериалистическую Лигу национального освобождения (НЛЛ — Усбат ат-Тахаррур аль-Ватани), апеллируя к широким националистическим настроениям, как это делали тогда коммунисты в ряде азиатских и европейских стран.
Важным достижением НЛЛ стало создание в мае 1944 года еженедельника на арабском языке «Аль-Иттихад» («Федерация или союз»), формально являвшегося органом левых в арабском профсоюзном движении. Бывшие члены PCP Эмиль Тума, Эмиль Хабиби и Фуад Нассар, лидер AWC, были редакторами газеты и видными авторами.
Программа НЛЛ отдавала приоритет эвакуации британских войск и независимости Палестины, призывала к «демократическому правительству, гарантирующему права всех жителей без исключения». Она проводила различие между сионизмом и еврейскими жителями Палестины и критиковала другие арабские партии, самыми крупными из которых были Палестинская арабская партия, возглавляемая семьей Хусейни, и конкурирующая Партия национальной обороны, возглавляемая семьей Нашашиби, за «игнорирование существования еврейских жителей» и отказ в предоставлении им равных демократических прав как полноправных граждан. Хотя NLL была арабской национальной партией, эти позиции несли на себе следы коммунистической подготовки ее лидеров.
Члены Высшего арабского совета. Слева направо: Раджиб аль-Нашашиби, Амин аль-Хусейни, Ахмед Хилми-Паша, Абдул Латиф-Бей Ас-Салах и Альфред Роук, 1 января 1936 года
Между тем, в 1944 году Шмуэль Микунис, Эстер Виленска и Меир Вильнер восстановили ПКП под своим руководством, по сути как полностью еврейскую партию. Как сообщалось в «Коль ха-Ам» («Голос нации»), партийном органе на иврите, в сентябре 1945 года Девятый съезд ПКП постановил, что Палестина является «страной с двунациональным характером», и призвал к созданию «демократического и независимого арабо-еврейскогр государства». Эта формулировка означала первое для коммунистов признание ишува как национальной общины, а это означало, что еврейские поселенцы в Палестине имели право на самоопределение, включая право на создание отдельного государства, хотя партия продолжала этому сопротивляться.
Вопрос о разделе
Таким образом, принципиальное различие между PCP и НЛЛ заключалось в их позиции по вопросу о том, могут ли поселенцы приобретать права, и если да, то какими будут эти права.
Линия восстановленной ПКП не признавала национальных прав еврейского народа во всем мире и не продвигала алию, поэтому она не была полностью сионистской. Но она стремилась сотрудничать с сионистскими партиями, имевшими сильное просоветское левое крыло, и с которыми у нее было программное сходство по правам трудящихся и внешнеполитическим вопросам. Популярность Советского Союза благодаря его роли в разгроме нацизма и его легализации британцами, расширила возможности ПКП для политических действий. Тем не менее партия оставалась второстепенным игроком в политике ишува.
НЛЛ проводила различие между сионистским движением, которому оно полностью противостояла, и населением ишува. Последние, как утверждалось, заслуживают полных и равных прав гражданства, но не национальных прав в независимой Палестине (напомним, что арабы составляли две трети населения в Палестине под британским мандатом после Второй мировой войны, а евреи – только одну треть) .
С окончанием Второй мировой войны требование еврейского государства стало гораздо более приемлемым для международного общественного мнения. Даже среди несионистов создание еврейского государства в Палестине широко рассматривалось как форма возмещения ущерба за массовые убийства европейского еврейства, страховки от возрождения фашистского антисемитизма, противодействия британскому империализму на Ближнем Востоке и обретения дома для примерно 225 000 евреев, томящихся в европейских лагерях для перемещенных лиц. С учетом этих соображений национальные требования палестинских арабов считались менее законными и даже политически опасными из-за сотрудничества Амина аль-Хусейни с нацистами во время войны.
До образования Специального комитета ООН по Палестине (ЮНСКОП) в мае 1947 г. Советский Союз и международный коммунистический лагерь придерживались линии Ленина и Коминтерна: сионизм был союзником империализма; не было всемирной еврейской нации; британский империализм навязал ишув как колонию поселенцев коренным палестинским арабам. Но 14 мая 1947 года министр иностранных дел Андрей Громыко намекнул на готовность Советского Союза отказаться от этой позиции.
Иерусалимские евреи приветствуют решение ООН о разделе Палестины, разъезжая на бронированной полицейской машине. Иерусалим, 30 ноября 1947 года
Обращаясь к Генеральной Ассамблее ООН, он признавал «исключительную скорбь и страдания» еврейского народа во время войны и справедливо утверждал, что западноевропейские государства не смогли «обеспечить защиту элементарных прав еврейского народа и оградить его от насилия фашистских палачей». Этим, по его словам, «объясняется стремление евреев создать собственное государство. Было бы несправедливо не учитывать это и отрицать право еврейского народа на реализацию этого стремления».
Если создание единого государства с равными правами для обоих народов окажется невозможным, сказал Громыко, Советский Союз рассмотрит возможность раздела Палестины на арабское и еврейское государства. И действительно, 3 октября 1947 г. он заявил о своей поддержке предложения большинства ЮНСКОП, рекомендовавшего раздел с международным статусом отдельных территорий в районе Иерусалима и Вифлеема.
Этот сдвиг побудил ПКП резко изменить курс и переименовать себя в Коммунистическую партию Земли Израиля (ха-Мифлага ха-Коммунистит ха-Эрец Исраэлит), впервые приняв название страны на иврите. Соперничающая НЛЛ первоначально отвергла раздел и отстаивала свое право сохранять позицию, независимую от Советского Союза. Но после того, как 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181 в пользу раздела Палестины, незначительное большинство членов ЦК НЛЛ приняло резолюцию ООН. Противники раздела во главе с Эмилем Тума были исключены из партии; Туме разрешили воссоединиться с Маки только в 1951 году.
Воссоединение и переориентация
Воссоединение еврейских и арабских коммунистов под знаменем Маки в октябре 1948 года, всего через несколько месяцев после провозглашения Государства Израиль, стало возможным благодаря политической переоценке, признавшей права как арабских, так и еврейских общин в Палестине-Израиле на национальное самоопределение. определения и, соответственно, законность раздела.
НЛЛ продемонстрировала свое идеологическое согласие с этой линией, подписавшись под заявлением иракской, сирийской и ливанской коммунистических партий, которые официально поддержали раздел Палестины в соответствии с политикой СССР. Эти партии считали, что война 1948 года была спровоцирована империализмом и реакционными арабскими лидерами. В более широком смысле сопротивление арабов созданию Израиля было незаконным, а коммунистическая дипломатия по обеспечению Израиля оружием, а также служба в ЦАХАЛе считались героическими. Эти сомнительные утверждения укрепили еврейский национальный уклон в Маки и укрепили ее заявления о том, что она является законной израильской политической партией.
Решение членов НЛЛ, которые остались в пределах границ Израиля, присоединиться к Маки было принято в разгар войны, во время которой сионистские силы демонтировали палестинское арабское общество, особенно его городские и интеллектуальные элементы. НЛЛ и другие прогрессивные палестинские силы потерпели поражение, были рассеяны и подверглись преследованиям. Арабская сторона, как бы ни описывали ее конфигурацию, окончательно проиграла войну к октябрю 1948 года. В этих обстоятельствах члены НЛЛ пришли к выводу, что лучшим способом защитить свой народ было стать частью юридически признанной израильской партии.
Члены Компартии в день выборов в Назарете, 25 января 1949 года
В июне 1951 года, признав, что палестинское арабское государство, предусмотренное Планом раздела 1947 года, не было создано, Фуад Нассар возглавил членов НЛЛ, ставших беженцами на Западном берегу, при создании Коммунистической партии Иордании. Иорданская партия была незаконной до 1993 года. Коммунисты в секторе Газа перегруппировались в Палестинскую коммунистическую партию сектора Газа в 1953 году. Поскольку коммунизм был незаконным в Египте с 1920-х годов, египетские власти, правившие Газой с 1948 по 1967 год, подвергали своих коммунистов репрессиям. Они пережили постоянные преследования и кампанию массовых арестов в 1959 году.
В октябре 1948 года Маки провела «митинг единства», на котором провозгласила «Восстановление объединенной интернационалистской коммунистической партии в каждом из двух государств». В принципе коммунисты признали легитимность государства Израиль при условии, что также будет создано палестинское арабское государство. На практике это вряд ли могло произойти, поскольку лидеры как Израиля, так и соседних с ним арабских государств выступали против создания такого государства.
Выступление Шмуэля Микуниса на ассамблее содержало резкую критику изгнания палестинцев временным правительством Израиля, экспроприации их собственности и противодействия созданию независимого палестинского государства. Он предупредил: «Если дела будут продолжаться таким образом, то война за освобождение Государства Израиль может превратиться в антидемократическую захватническую войну». Как мы теперь знаем, так продолжалось, но коммунисты были слишком слабы, чтобы предотвратить это, в то время как левые сионисты, такие как Хашомер Хацаир, риторически критиковали проводимую правительством политику этнических чисток даже когда их кибуцы захватили палестинские земли.
Маки признала Государство Израиль в рамках Плана раздела ООН, но постепенно и неохотно партия участвовала в стирании Палестины с карты и политического горизонта. Маки и его тогдашним преимущественно евреям нужно было адаптироваться к новому израильскому политическому контексту и, следовательно, переориентироваться с борьбы против сионизма в целом на борьбу за демократию, социальную справедливость и равные права палестинских арабских граждан, а также права еврейских и арабских рабочих в пределах параметров, допускаемых израильским государством.
В этих жестких условиях Маки была более привержена равенству и совместным арабо-еврейским политическим действиям, чем любая другая израильская политическая сила. Партия последовательно выступала против военного режима, навязанного палестинским гражданам Израиля с 1949 по 1966 год. Члены Кнессета Маки Тауфик Туби и Меир Вильнер боролись с жесткой цензурой, чтобы разоблачить бойню в Кафр-Касеме, которая произошла 29 октября 1956 года. Кроме того, Маки был единственной партией, выступившей против Суэцкой войны 1956 года Израиля, Франции и Великобритании как империалистической агрессивной войны против Египта.
Эти достижения заложили основу для будущей деятельности Маки и ее базиснойполитической идентичности как борца за права палестинских граждан Израиля. Однако подчеркивание своей арабской программы в конечном итоге подорвало стремление Маки представлять весь израильский рабочий класс — как еврейский, так и палестинский.
Тауфик Туби, заместитель секретаря блока Хадаш, выступает на митинге в честь Дня Земли в Сахнине 30 марта 1988 года
Между тем, массовая миграция мизрахим (евреев, приехавших из мусульманских и/или арабских стран) в Израиль перевела многих ветеранов-ашкеназов, знакомых с классовым дискурсом коммунизма, из рабочего класса в средний класс. Тем не менее Маки заручиась поддержкой некоторых иракских иммигрантов: литературные светила, такие как Шимон Баллас, Сами Михаэль, Давид Семах и Сассон Сомех, которые были членами или симпатизантами Коммунистической партии Ирака, присоединились к Маки после того, как они прибыли в Израиль, и писали статьи для Аль-Иттихад.
Под давлением арабского национализма
В ответ на осуждение Никитой Хрущевым преступлений Сталина в 1956 году лидер Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти разработал теорию полицентризма и национальных путей к социализму. Еврейские лидеры Маки под влиянием Тольятти начали представлять себе израильский путь к социализму, сближаясь с еврейской национальной культурой и стремясь вступить в союз с левой сионистской партией МАПАМ несмотря на ее поддержку Суэцкой войны и ее приверженность консенсусу в области национальной безопасности Израиля.
Почти все арабские члены Маки сопротивлялись такому подходу, который ослабил бы их положение в их собственных общинах. Палестинцы также хорошо знали, что Франция, сообщник Израиля в Суэцкой войне и его главный союзник и поставщик оружия с 1954 по 1967 год, вела жестокую войну против повстанцев, чтобы помешать независимости Алжира.
В 1947–1949 годах Советский Союз решил, что создание еврейского государства является сильнейшим противодействием британским имперским амбициям на Ближнем Востоке. Но после войны 1956 года арабское националистическое движение, возглавляемое харизматичным президентом Египта Гамалем Абдель Насером, стало ведущей антиимпериалистической силой в регионе и, следовательно, пользовалось растущей поддержкой Советского Союза. Таким образом, положение Маки в палестинской общине Израиля находилось под постоянным давлением привлекательного для масс арабского национализма. Склонность к арабскому национализму ослабляла силу арабских критиков Маки, в то время как любое отождествление с еврейской национальной культурой усиливало их.
Эти сдвиги, естественно, повлияли на успех партии на выборах. Лучший результат Maki за первые 30 лет своего существования был достигнут во время выборов в июле 1955 года, когда она получила 4,5 процента от общего числа голосов и шесть мест в Кнессете (в то время большинство избирателей партии все еще составляли евреи). В 1959 году Насер вошел в конфликт с египетскими коммунистами, которых подверг массовым арестам и пыткам. Из-за популярности Насера среди палестинских граждан Израиля рейтинг Маки резко упал на выборах в ноябре 1959 года до 2,8 процента и трех мест.
Агрессивная кампания против продолжающихся усилий израильских властей по экспроприации палестинских земель восстановила популярность партии в арабском сообществе. Земельное управление Израиля, созданное в 1960 году, фактически запретило арабским гражданам брать в аренду 92 процента всей земли в Государстве Израиль. В рамках стремления израильского правительства усилить свой контроль в том же году министр сельского хозяйства Моше Даян предложил Закон о консолидации земель в стиле апартеида. Маки провела успешную массовую кампанию, в результате которой законопроект был отклонен. На выборах в августе 1961 года Маки получила 4,2 процента голосов от общего числа голосов и пять мест в Кнессете.
Член Кнессета от Компартии Моше Снэ выступает в ходе избирательной кампании в Рамат-Гане, 30 октября 1959 года
Этот относительный успех временно смягчил внутреннюю напряженность в партии по поводу того, принять ли еврейский или арабский национальный уклон. Однако этот результат был почти полностью обусловлен удвоением числа палестинских избирателей Маки, большинство из которых не были ни членами партии, ни читателями Аль-Иттихад.
Даже когда феллахи становились пролетариями, арабская поддержка Маки чаще всего была связана с ее борьбой за права палестинских арабских граждан Израиля, а не с отождествлением с марксизмом. В то же время партия также создала себе базу среди амбициозных арабских профессионалов, предложив стипендии перспективным студентам для обучения в университетах Москвы и других столиц стран советского блока.
Окончательный раскол
Но эту напряженность нельзя было сдерживать бесконечно. В 1965 году партия разделилась на две фракции в основном по этническому признаку: полностью еврейскую Маки во главе с Шмуэлем Микунисом и Моше Снэ и в основном арабскую Раках (Новый коммунистический список) во главе с Тауфиком Туби и Меиром Вильнером. Фракция Маки сохранила название партии после судебного разбирательства, но Советский Союз признал Раках официальной коммунистической партией.
Июньская война 1967 года и последовавшая за ней оккупация только увеличили пропасть между двумя фракциями. После войны Маки впала в неэффективный левый сионизм. В 1975 году она полностью исчезла. Между тем, приняв советскую линию в отношении войны, Раках потерял почти всю поддержку среди израильских евреев, которые в подавляющем большинстве находились в плену триумфального национализма.
Муниципальные выборы 1975 года в Назарете продемонстрировали растущее влияние Ракаха в арабском сообществе. Партия, которая была сильна в городе в течение двух десятилетий, получила абсолютное большинство, и Тауфик Зиад стал первым мэром-коммунистом в Израиле (и на Ближнем Востоке). Опираясь на это достижение, Раках инициировал создание Национального комитета защиты земли, который организовал всеобщую забастовку в честь Дня земли 30 марта 1976 года. В тот день израильские войска убили шесть арабских демонстрантов, и с тех пор этот день стал палестинским национальным днем памяти и протеста.
Выдающаяся роль Ракаха в палестинской борьбе за землю заложила основу для создания партией Демократического фронта за мир и равенство (Хадаш/аль-Джабха) в 1976 году. Это была коалиция левых групп, в которой Раках была доминирующей силой и сохраняла свою автономность. В некотором отношении создание «Хадаш» повторило стратегию Лиги национального освобождения — создать широкий, левый, но не идеологически коммунистический, патриотический фронт. Существенным отличием на этот раз было наличие еврейского компонента.
Тауфик Зиад выступает на митинге Компартии в Назарете в 1979 году
На выборах в Кнессет 1977 года Хадаш получила большинство голосов арабов и 4,6 процента от общего числа голосов в Кнессет, что лучше, чем любой результат выборов объединенной Маки до 1965 года. Включив Чарли Битона, лидера израильских «Черных пантер», которые возглавили воинственную кампанию евреев восточного происхождения за социальное равенство в начале 1970-х годов, в свой избирательный список на достаточно высокую позицию, чтобы он получил место в Кнессете, «Хадаш» продемонстрировала свою приверженность совместной еврейско-арабской политической борьбе и больше заботы о правах восточных евреев, чем у Маки. Это были крупные стратегические достижения несмотря на то, что большинство мизрахим продолжали поддерживать правые партии.
Победа Хадаш в палестинской общине, которая в первые десятилетия существования Израиля голосовала в основном за партии сионистского левого движения или их арабские партии-сателлиты, открыла двери другим независимым арабским партиям для борьбы за голоса арабов.
Арабская демократическая партия (аль-Хизб аль-Араби аль-Димукрати, известная также под аббревиатурой на иврите Мада) была создана в 1988 году, когда член Кнессета Мухаммад Дарауше вышел из партии Труда из-за того, что тогдашний министр обороны Ицхак Рабин «ломал им руки и ноги» в рамках тактики подавления Первой интифады, и стала первой легальной общеарабской партией в Израиле. За ней последовали Национальный демократический альянс (Ат-Таджмуа аль-Араби ад-Демократи, или Балад), Арабское движение за обновление (Аль-Харака аль-Арабийя лил-Тагийр, или Тааль) и
|
</> |