К причалу подходит дредноут «Андрей»
stvolar — 15.09.2024
Недавно обещался пояснить, отчего мне не сильно нравятся некоторые
технические решения, примененные в проектах «Цесаревича» и
«бородинцев». Так вот, объясняюсь.В отличие от «Ретвизана», подарившего русским вполне здравую идею, что и погреба ГК, и машины с котлами нужно защищать бронепоясом равной толщины, «Цесаревич» привнес в отечественную кораблестроительную практику пояса высотой в «три четверти» от нормы (около 1,8 м вместо 2,2-2,6 м). И оно бы было даже и ничего (два пояса такой высоты (3,6 м) уже позволяют более-менее нормально защитить и ватерлинию, и достаточное пространство над ней), если бы не центральная батарея ПМК на батарейной палубе сразу поверх этих двух поясов. Из-за сокращения высоты поясов в сравнении с такими кораблями, как «Сисой Великий», «Полтава», «Три Святителя», «Ростислав», «Пересвет», «Ретвизан», у ее орудий фактически было «своровано» более 1 метра высоты над ватерлинией. И в тех случаях, когда установленные на вышеназванных русских броненосцах орудия по условиям волнения на море еще могли действовать, у «Цесаревича» и «бородинцев» основная часть ПМК из боевой работы исключалась.
Дальше – больше. Глядим на воспоследовавшие за «бородинцами» преддредноуты типа «Андрей Первозванный» и броненосный крейсер «Рюрик» – и видим на них фактически воспроизведение данного подхода к бронированию. Наследственность, так сказать, с поправкой лишь на единую толщину объединенных теперь в единое целое бывших главного и верхнего поясов. «Рюрик» – высота объединенного пояса 12 футов (3,66 м), а над ним для перекрытия пространства под основной батареей ПМК понадобился еще один пояс высотой около 7 футов (2,13 м). «Анлрей Первозванный» – высота объединенного пояса от 10,5 фута (3,2 м) до 16 футов 3,5 дюйма (4,97 м). Но, увы, последнее значение имеет место быть только в «элегантно» вздернутых оконечностях, а вот в центре корпуса как раз 3,2 м. И там тоже для перекрытия пространства под вышерасположенными казематами 203-мм и 120-мм орудий понадобился дополнительный пояс – высотой от 8 футов 10,375 дюйма (2,7 м) в центре и до 11 футов 1 дюйма (3,38 м) в оконечностях.
А вот на место этого промежуточного пояса воткнуть батарею ПМК было уже нельзя. Нет, то есть можно, конечно же – но с тем же эффектом от ее размещения, что и на «Цесаревиче» с «бородинцами». Что 3,66 м, что 3,2 м высоты объединенного пояса по центру корпуса не давали достаточного расстояния от поверхности воды до осей стволов.
В то же время объединенный пояс высотой как два «нормальных» (скажем, хотя бы 15 футов – или 4,57 м) позволял уже более-менее удовлетворительно решить эту задачу. И при этом вместо комбинации двух разных по толщине поясов, пусть даже и прикрывающих суммарно чуть большее пространство, он обеспечивал равную защиту защищаемому контуру по всей своей высоте. И именно таким этот пояс стал во всех проектах русских дредноутов, начиная с «Севастополя» – высотой 5-5,25 м, с водруженным непосредственно на его верхнюю кромку казематом ПМК.
Образно говоря, с моей личной точки зрения, «Цесаревич» и «бородинцы» – это еще одна «великолепно исполненная ошибка» российского кораблестроения. Именно с точки зрения конструкции защиты корпуса. Причем ошибка, затем еще и продублированная в проектах «Андрея Первозванного» и «Рюрика». Да, последний вроде как английского авторства – но создан-то он был по русским техническим требованиям. Фактически русская техническая мысль, завороженная французским прототипом, свернула не туда – и потом долго и мучительно выбиралась на правильную дорогу.
Ну а в завершение этого спича позвольте представить, как могли бы выглядеть линкоры типа «Андрей Первозванный», окажись у них в прямых предках «Ретвизан», а не «Бородино». Да еще и решись конструкторы того времени на ГК только из 12-дюймовок.


Краткие ТТХ получившихся кораблей – проектное нормальное водоизмещение 17500 тонн, длина по ВЛ и наибольшая 454 фута (138,38 м), наибольшая ширина 79 футов (24,08 м), осадка по проекту 27 футов (8,23 м), мощность машин по проекту 17500 л.с., скорость по проекту 19,0 узлов, запас угля (нормальный/полный) – 1000/2000 тонн, бронирование (броня Круппа и хромоникелевая) – единый пояс (высота 15 футов или 4,57 м) – 229 мм (к низу 152 мм; 65 % длины корпуса, центральная часть) и 114 мм (к низу 76,2 мм; 35 % длины корпуса, оконечности), траверзы центральной части пояса 152 мм, каземат 120-мм орудий (65 % длины корпуса) и его траверзы – 76,2 мм, переборки в каземате 120-мм орудий – 25,4 мм, боевая рубка – 229 мм (бок)/76,2 мм (крыша и пол)/114 (коммуникационная труба), барбеты башен ГК – 229 мм (над верхней палубой), 190,5 мм (от верхней до батарейной палубы) и 38,1 мм (от батарейной до нижней палубы), башни ГК – 229 мм (бок)/76,2 мм (крыша и подшивка), нижняя броневая палуба (карапасная со скосами) – 38,1 мм, батарейная палуба – 50,8 мм (в пределах центральной части пояса)/38,1 мм (в оконечностях), крыша каземата 120-мм орудий – 25,4 мм, вооружение – 4х2-305х40, 16-120х45, 4-47, 4 пулемета, 2-450-мм торпедных аппарата (подводные, 6 торпед).
В сокрытом – еще пара "сравнительных" картинок в одном масштабе:


С уважением. Стволяр.
|
|
</> |
Как согласовать перепланировку помещений в 2025: понятным языком
Немного Бретани
Сериал про декабристов
все пропало...
В поле...
Последствия для Ларисы Долиной
Концерт МакSим в клубе Sound
Французские парашютисты в Чаде
Улица имени Дарьи Дугиной

