
к оружию


Пристальное внимание властей к театральным постановкам и неадекватная реакция на них будет понятнее, если вспомнить историю. В XIX веке в Европе шла опера Даниэля Обера «Немая из Портичи». Главная героиня в этой опере вообще не поет — спектакль был создан в расчёте на большой пантомимный дар Эмилии Биготтини, однако к моменту постановки балерина уже покинула театр.
Опера основана на реальных событиях восстания Мазаньелло против испанского владычества в Неаполе. Народ изнемогал под бременем налогов и вымогательств со стороны испанского правительства. Все было как обычно. Восставшие разгромили таможни, сожгли все долговые расписки и открыли тюрьмы, феодальные повинности и дворянские привилегии аннулировались, а вице-король поспешно сбежал из города. Мазаньелло, пользовавшийся огромным влиянием, был провозглашен «генеральным капитаном народа Неаполя». В город на помощь восставшим стали собираться отряды крестьян. У них были конница и артиллерия. Восстание охватило значительную часть Юга Италии.
Как обычно восставших обманули, предложив им капитулировать на следующих условиях: народ получает равные с дворянством политические права, изгоняются проворовавшиеся должностные лица, многие налоги отменяются, всем даруется амнистия. Разумеется, как только народ сложил оружие, город был зачищен силовиками и разграблен.
Так вот, когда эту оперу поставили в Бельгии, прозвучавшая со сцены фраза «К оружию!» дала сигнал к началу беспорядков, приведших к Бельгийской революции, результатом которой стала независимость страны.
p.s.
Интересно, что в России эта опера шла под названием «Палермские бандиты»
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |