К истории Большого театра


Большой театр был основан 28 марта 1776 года, 248 лет назад...
Начинался он как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала князю привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» сроком на десять лет. Эта дата и считается днем основания московского Большого театра.
Для ведения дел князь Урусов пригласил компаньона, английского предпринимателя Майкла (Михаила) Меддокса.
В 1777 году компаньоны приобрели дом князя Лобанова-Ростовского, располагавшийся на улице Петровка, с тем чтобы превратить его в театр. Но новый театр сгорел еще до открытия...
Медокс в результате снова не приспособленного, а занялся строительством театрального здания, специально рассчитанного на оперные и балетные представления. Здание по проекту архитектора Христиана Розберга было выстроено всего за пять месяцев.
Тогда Петровский театр Урусова-Медокса был гораздо скромнее нынешнего и выглядел вот так:

Торжественное открытие Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. Театр в зрительном зале имел партер, три яруса лож и галерею, вмещая около 1 тысячи зрителей, кроме того, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения...
За первые 14 лет в театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей.
В 1794 году театр передали "в казну" и он стал Императорским.
Есть легенда, что театр сожгли в 1812 году, но он сгорел еще до войны в 1805. Его медленно восстанавливали, а спектакли шли в деревянном театре на Арбатской площади.
Хотя Арбатский театр считался временным, он был очень красив. Строили его по проекту К.И. Росси. Театр имел партер, бенуар, три яруса лож и раёк, отличался хорошей акустикой. Его интерьеры были расписаны художником М.И. Скотти.
Москвичи новый театр полюбили. Арбатскую площадь, ранее не слишком ухоженную, выровняли и замостили, а перед театром разбили цветники. Просуществовав четыре года, здание театра сгорело во время московского пожара 1812 года.
Офицеры-москвичи, вступившие с русской армией в освобожденную от наполеоновских войск Москву, вспоминали, как с большой болью обнаружили груды пепла и тлеющие головешки на месте "милого Арбатского театра".
А театральной труппе снова пришлось довольствоваться временным пристанищем. Спектакли давали по-соседству с Арбатской площадью, на Знаменке, в доме Апраксина (позже в нем разместилось Александровское военное училище, так ярко описанное А. Куприным в "Юнкерах").
.jpg)
Современное фото дома Апраксина
Приспособленное помещение было не очень удобным, тесным. Вместо театральных кресел стояли ряды скамеек, обтянутых сукном. Но спектакли пользовались успехом. Их с удовольствием посещал Пушкин, бывая в Москве.

Дом Апраксина до перестройки...
После войны, когда восстанавливали Москву, было решено восстановить и Петровский театр.
В конкурсе на его возведение приняли участие Л. Дюбуи, Д. Жилярди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А. Н. Бакарев и другие архитекторы, однако ни один проект не был принят. Победителем повторного конкурса был признана работа профессора Императорской Академии художеств А.А. Михайлова. Однако проект Михайлова посчитали слишком дорогостоящим.
В конце концов проект выполнил сам Осип Бове, "отец московского ампира", отвечавший за архитектурный облик города. Он решил вопрос в комплексе, создав проекты еще четырех театральных зданий на площади (Малый театр и др.), а главный театр тогда стали называть Большим.

Большой театр в 1825 году. Другие здания еще не возведены.

В 1853 году Большой театр снова сгорел, пожар длился несколько дней, от здания уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика. Но на этот раз его восстановили относительно быстро — за 3 года.

Пожар Большого театра в 1853 году
Проект Альберта Кавоса более-менее сохранял облик театра Бове, хотя и с некоторыми изменениями. Вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с четверкой лошадей над входом поставили новую бронзовую квадригу работы Петра Клодта.

В 1856 году театр открылся вновь...
В 1890-х и в 1902 году наблюдались проблемы со старым фундаментом на деревянных сваях, из-за чего возникали трещины и просадки стен. Ремонтные работы проводили без перестройки здания, но фундамент удалось укрепить. Театр сохранился.
С 1918 года Большой театр стал называться академическим. Но при этом течение нескольких лет после Октябрьской революции не прекращались споры о судьбе театра. Многие большевики высказывались за его закрытие, включая самого В.И. Ленина. Активно им противостояли Иосиф Сталин, в 1922 году ставший генеральным секретарём ЦК РКП(б), Анатолий Луначарский, нарком просвещения, и Михаил Калинин, председатель ВЦИК.
Ленин в 1922 году тяжело заболел, и его противники Большой театр отстояли. Правда, потребовалась новая реконструкция - еще в 1921 году авторитетная комиссия архитекторов, возглавляемая А.В. Щусевым и И.В. Жолтовским, установила, что полукольцевая стена, служившая опорой сводов, находится в критическом состоянии.

Большой театр в середине 1920-х годов
И все же в 1922 году правительство признало закрытие Большого театра хозяйственно нецелесообразным. Отремонтированный театр «приспособили» к новым нуждам. В Большом проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны — СССР — также было провозглашено со сцены Большого театра.

Большой театр в середине 1940-х годов... Мало отличий от облика театра 1920-х годов, только плакат о народе-победителе украсил фасад.
И пока в 1961 году не открылся Дворец съездов, его роль "исполнял" Большой театр. Впрочем, и Дворец съездов (ныне Государственный Кремлевский дворец) принял на свою сцену часть оперных и балетных постановок Большого.
|
</> |