
К интервью эксперта Чмута


Если коротко, господин Чмут сказал: у "Байрактаров" возникла проблема с полётами с украинских аэродромов. Коллективный разум понял это так, что не хватает длины полос. После чего принялся упражняться в остроумии, используя фамилию эксперта и попутно предаваясь размышлениям о том, что на Украине даже бетон гниёт и ржавеет. Хотя господин Чмут сказал совершенно другое.
Суть проблемы
Беспилотник такого класса — это всегда очень низкая скорость и крыло очень большого удлинения. Длинная полоса ему не может быть нужна. Все, кому не лень, принялись вспоминать о г0внах, которые вполне подходят в качестве аэродрома для Ан-2. И, разумеется, вновь заговорили о фамилии эксперта.
Хотя он ясно и чётко сказал: проблемы в конструкции шасси. В частности, в стойках. Внимание на заглавное фото.
По таким фотографиям о прочности и износостойкости любой конструкции судить нельзя, конечно. Но чисто визуально стойки не особо впечатляет. Хотя такие впечатления бывают исключительно обманчивыми.
Однако, господин Чмут судил, надо полагать, не по фотографиям. И сказал, примерно цитирую по памяти, "проблемы после трёх посадок — это так себе история". Я думаю, это он всё же ради красного словца. Не может всё там быть настолько хреново.
Но какая-то проблема есть. Я напомню, что само интервью было посвящено не "Байрактару", а более тяжелому двухмоторному "Акынджы".

"Байрактар" был приведен в качестве примера, в том смысле, что уже и с ним были проблемы, а с "Акынджы" будут уже не проблемы, а совсем другое слово на букву "п", причём сразу.
Короче, корень проблемы не в длине разбега/пробега, а в плохом сочетании турецких шасси с украинскими ВПП. Турецкие шасси выдерживают украинскую землю неприемлемо малый срок. Потом понадобится профилактический ремонт. Это в лучшем случае.
А в худшем?
Тут, конечно, надо хорошо знать конструкцию аппарата плюс иметь хороший опыт его эксплуатации с разных аэродромов. Что будет, если при посадке основные неубирающиеся стойки гавкнутся (хотя бы одна), а носовая убирающаяся возьмёт и не выйдет в силу износа? Это значит, что ты врежешь по бетону а) винтом и б) вот этим красивым шариком с оптикой. Кстати, при ударе винтом повредиться может не только винт. Я сразу вспоминаю, что на "Кобре" при ударе несущим винтом обо что-нибудь неподходящее разрушалась не лопасть, а узел крепления несущего винта. Винт после этого радостно заваливался вперёд, на кабину и шинковал экипаж. Исправили это не сразу. Правда, исправили хорошо. Это я для примера.
И ещё одна возможная фишка. Да, сказано было о проблемах только с шасси. Но если весь БПЛА рассчитан на покрытие определённого качества и не ниже, то проблемы могут возникнуть и ещё где-нибудь. Например, в той же оптоэлектронике, тоже не рассчитанной на встряски и вибрацию по украинским стандартам.
Возникает вопрос
Ну, хорошо. С полосами на Украине неважно. Но у любого беспилотника, кроме самых лёгких, очень высокая дальность и продолжительность полёта. "Байрактар" может пролететь 3500 км. Взлетит из киевских Жулян или Борисполя, вполне долетит до Донецка, там его возьмёт под управление местный оператор, получит задачу от
Нет. Что-то такое могло бы получиться, тоже с ограничениями, будь "Байрактар" чистым разведчиком. Но это ударный БПЛА.
Оборачиваемость
Маленький пример из истории. У нас есть один У-2. Он может взять до 200 кг бомб (если не ставить рекорды). Если к вечеру он перелетит на аэродром подскока рядом с передовой, куда бомбы подвезли заранее, то за ночь успеет разгрузиться по немцам примерно 10-12 раз. Это в сумме две тонны бомб. Утром У-2 улетит домой, обломав немцев, которые всю ночь не спали и только и мечтали, как с утра пораньше устроят этому грёбаному аэродрому подскока авианалёт или артиллерийский удар.
Примерно столько же бомб возьмёт один В-17 "Могучей Восьмой" в полёт до Берлина с Британских островов. Хотя и является бомбардировщиком несколько другого класса. И это тоже займёт у него примерно сутки, только летать он будет днём, а не ночью. И только один раз.
Легко видеть, что весь фокус в дистанции от аэродрома до цели. Это и называется "оборачиваемость".
Это важно и сейчас. Одна из причин популярности ударных вертолётов — возможность сесть в любой жопе без намёка на аэродром. Пушка 2А42 стоит на Ка-52 не просто так. Издержавшиеся вертолётчики могут приземлиться почти на переднем крае и одолжить снарядов у пехотинцев, если тем для их БМП-2 прямо сейчас не очень надо.
Экскурс закончен. Переходим к "Байрактару", загрузка которого — две противотанковые ракеты или четыре бомбы, а крейсерская скорость — 130 км/ч. Полёт от Киева до Донецка — чуть меньше семи часов. Выпустил две ракеты — и столько же времени, извиняюсь, пиздуешь обратно.
В принципе, такое начинание имело бы смысл, если бы "Байрактаров" было действительно много. Непрерывная цепочка в воздухе, оператор, сбросив боеприпасы по цели, отправляет пустую машину домой и берёт управление подлетающей другой. Но с шестью аппаратами для армии и ещё шестью для флота мечтать о подобном не приходится.
Возразят: может, всё-таки не от Киева? Может, поближе найдётся что-то приемлемое?
Наверное, найдётся, с грехом пополам. Но, надо полагать, в очень малом количестве, иначе не было бы необходимости вообще озвучивать проблему.
Кстати, подходящий аэродром — это слишком большая ценность, чтобы отдать его исключительно под беспилотники. Он будет работать в обычном режиме. Правда, сейчас даже столичные украинские аэродромы не слишком загружены. Это тебе не Кеннеди Интернэшнл. Но я вполне допускаю, что в том же Борисполе какой-нибудь "Байрактар" с печальным треском погибнет под колёсами "Эйрбаса", прилетевшего из Стамбула с помидорами.
Шо робить?
В принципе, есть вариант. Который устроит и ВСУ, и лично меня.
Нужно мобилизовать всевозможных синегнойных уебанов и уебанок, но выдать им не фанерные автоматы, а лопаты и прочий инструмент. После чего распределить по командам и заставить строить в разных местах множество очень коротких, но ровных бетонных ВПП специально под "Байрактары", а может, и под "Акынджы". Такие короткие полосы со светотехническим оборудованием смогут принимать и вертолёты по нескольку за раз, или с перегрузом, с коротким пробегом, что тоже не лишне.
Причем заёбывать их на этом строительстве нужно так, чтобы к вечеру ни одно уёбище не могло попасть пальцами по клавиатуре. И это уже полностью устроит меня. И не только меня.
А потом всю эту подзалупную перхоть можно будет ещё и кинуть на деньги, поскольку формально в боевых действиях они не участвовали. Слышь, укрогенералы? Вам на заметку.
А ещё шо робить?
В принципе, совместное производство турецких БПЛА с украинскими движками — идея здравая. Жанр на подъёме; то, что получается, можно будет с прибылью толкать в Азию, Африку и Латинскую Америку, братьям нашим меньшим, если уж на Украине это хозяйство применимо ограниченно. Но я бы для начала построил там хоть один обычный патронный завод. А то укрогероям скоро придется, как в Уганде, кацапских детей кромсать ржавыми мачете. Никакого удовольствия от осознания собственной цивилизованности.
Pwn3d
Но я уже слышу тихое подвывание и ёрзанье, которые издают наши ура-патриоты, настолько у них чешется во всех местах. А чешется потому что я ни слова ещё не сказал о возможном воздействии противника на "Байрактары".
Ну, извольте. Сейчас я буду исходить из того, что БПЛА такого класса абсолютно эффективен по любой войсковой наземной ПВО. Один "Байрактар" в ходе вылета способен уничтожить миллионы "Панцирей" и их аналогов, не тратя боекомплекта. Что из этого следует?
Ну, вот это:
Правда, в гораздо менее эффектном виде. Истребитель и ракета в кадр не попадут. Вероятно, истребителю даже не придется входить в пространство ЛДНР. А смеха ради, можно будет подвесить этак вдалеке А-50. Ещё лучше — А-100. Он как раз прошёл испытания и его надо бы обкатать в боевых условиях. Обнаруживать беспилотники он станет издалека и малая ЭПР БПЛА не поможет. Противопоставить воздушной ПВО просто нечего. Возможно, поэтому больше артиллерию ЛДНР "Байрактары" как-то не слишком бомбят.
Ладно, пора закругляться
Ещё раз подчеркну важную вещь, на которую попались и у нас, и на Украине. В авиации (и не только) самые интересные и важные вещи очень редко попадают в "сводные таблицы ТТХ". Длину разбега/пробега можно посмотреть в той же Вики. Но про "износоустойчивость стоек" не подумали на Украине, а у нас не поняли даже, когда человек в теме (ну, будем считать, что в теме) дал интервью и обо всём сказал прямым текстом.
У меня всё. Надеюсь, что сейчас, как диванный эксперт, я выступил нормально.
|
</> |
