К дню психолога. О связи психологии и экскурсий
moscow_i_ya — 22.11.2025

Как внедрить психологию в экскурсии? Как связать две такие разные сферы деятельности? Эти вопросы давно интересуют меня, потому что я и психолог (надеюсь, не совсем бывший) и экскурсовод. Ответов много, но ни один из них пока не стал мостиком между двумя моими профессиями.
Поэтому с большим интересом отправилась на психологическую игру, которую ведет психолог и гид специально для гидов. Из разряда неслучайных случайностей - мы встретились накануне дня психолога: четыре гида и наша ведущая Ольга Сус, действующий гид и психолог в одном лице.
Это мой второй подобный опыт, первый был почти 10 лет назад. Кое-что совпадало, многое было совсем другим.
Не собираюсь объяснять, чем мы занимались: безнадежно. Но немного расскажу, что было важным для меня, а еще - про детское воспоминание, которое неожиданно всплыло во время игры, а его связь с настоящим и с проблемами гида я поняла лишь после игры - и именно этим хочу поделиться с вами.
Зачем вообще нужна игра? Кому-то возможно, для того, чтобы не слишком серьезно относиться к происходящему: мы всего лишь играем. Но это не про меня: я знаю, что в таких играх может многое произойти. Удивительно, что игровое поле и правила (вместе с мастерством ведущего) хорошо структурируют происходящее, ставят серьезные вопросы, ответы на которые позволяют задуматься о том, о чем ты раньше не очень-то думала, сформулировать мнение и обсудить с коллегами. И еще - очень быстро от трепа переходишь к откровенности, к разговору о личном и проблемном. Была важная возможность пообщаться с теми, кого вроде бы неплохо знаешь и симпатизируешь, но раньше не имела возможности уйти в от "светско-формального" уровня. А сейчас получилось тепло и душевно, и я наговорила немало такого, что сама себе удивлялась. В общем, за сравнительно короткое время происходит очень много.
3.Ольга (в центре) - ведущая, Елена (рядом со мной) - начинающий гид, раньше мы не были знакомы, еще одна Ольга и Татьяна - прекрасные гиды и замечательные девушки

4.Благодаря Ольге я подготовила одну из самых любимых и удачных экскурсий - Новогодние сказки Чистых прудов.

5.А это мои карточки в конце игры. Верхний ряд - то, что не пригодилось и не выложено на игровое поле (оно на верхнем фото). А нижний ряд - карточки про людей и про московские локации, нужно было вспомнить, что эти места для тебя значат

И я соединила две картинки, потому что их объединили два воспоминания.
Я равнодушна к Московскому зоопарку: не складывается у меня с ним. А началось все с того, что впервые в жизни в зоопарк меня повел дедушка, который мечтал, как он покажет внучке зверей. Но я не хотела смотреть зверей, зато мне очень понравилась детская площадка в зоопарке...
А еще мы ходили смотреть салют в сквер Большого театра с сиренью (тут я возможно, что-то напутала, но это мое личное воспоминание, а про зоопарк - больше с маминых слов). И я опять вместо салюта увлеклась фонтаном, а салют почти весь пропустила.
Кстати, смотреть животных уже позже мне было интересно на Птичьем рынке, который действительно находился у Калитниковского пруда (я так подумала - и оказалось, так и есть, хотя пруд не помню).
Так вот, уже после игры я подумала, что экскурсантов может привлечь нечто совершенно неожиданное и возможно, "неправильное" с твоей позиции экскурсовода. И наверное стоит скрыть свое разочарование, не перевоспитывать их, не делать активных попыток показать то, что с твоей точки зрения нужно посмотреть (хотя я бы все же попробовала, но не усердствовала бы), а порадоваться тому, что люди благодаря тебе получили удовольствие. А вы как считаете?
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Одно но
Почему у многих египетских статуй отсутствуют носы
Моменты ноября
Нулевые на снимках Игоря Стомахина. 2000. «Московские зарисовки»
Что общего между ИИ и зуммером? Оба не умеют определять время по аналоговым
Сумасшедшая кошатница
5 способов организовать дистанционное обучение для школьника
Ко "дню работников правоохранительных органов" — какой была русская полиция

